День памяти святого апостола Андрея Первозванного (подборка материалов)

images30 ноября / 13 декабря – день памяти апостола Андрея Первозванного, который издревле почитается на Руси. И это вполне понятно. Ведь, по крайней мере, с конца XI века на Руси существует предание о посещении ее святым Андреем, благословившим Киевские горы и предсказавшим будущую славу христианства в Русской земле.


andrey-pervozvanniy

razd001

azbuka_pravoslaviya_a

постол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее — добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей — греческое и в переводе значит «мужественный».

Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города — Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» — «Пойдите и увидите», — ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым.

Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой — рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.

Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течении всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.

После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, — сказал апостол своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.

После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.

Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе.

Вися на кресте, апостол Андреи непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова.

Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.

andrey-pervozvanniy2

С нами Бог и Андреевский флаг! Военнослужащим Кронштадта вручен Андреевский флаг.

razd001

Молитвы

krest_prv2

Тропарь апостолу Андрею Первозванному

глас 4

Я́ко апо́столов первозва́нный/ и верхо́внаго су́щий брат,/ Влады́це всех, Андре́е, моли́ся/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Как призванный первым из апостолов, и верховного Петра родной брат, Владыку всего мира моли, Андрей, да дарует Он мир вселенной и душам нашим великую милость.

Кондак апостолу Андрею Первозванному

глас 2

Му́жества тезоимени́таго Богоглаго́льника/ и Це́ркве возсле́дователя верхо́внаго,/ Петро́ва сро́дника восхва́лим,/ зане́ я́коже дре́вле сему́, и ны́не нам воззва́:// прииди́те, обрето́хом Жела́емаго.

Перевод: Соименного мужеству (от др.греч. Ἀνδρέας — мужественный) Богопроповедника и призванного первым из учеников Спасителя, родственника Петра восхвалим; ибо он, как некогда ему, и ныне нам возгласил: «Придите, мы нашли Желанного!» (Ин.1:40-41).

Величание апостолу Андрею Первозванному

Велича́ем тя,/ апо́столе Христо́в Андре́е,/ и чтим боле́зни и труды́ твоя́,/ и́миже труди́лся еси́// во благове́стии Христо́ве.

Молитва апостолу Андрею Первозванному

Первозва́нне апо́столе Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Це́ркве после́дователю верхо́вный, всехва́льне Андре́е, сла́вим и велича́ем апо́стольския труды́ твоя́, сла́дце помина́ем твое́ благослове́нное к нам прише́ствие, ублажа́ем честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́, лобыза́ем свяще́нныя мо́щи твоя́, чтим святу́ю па́мять твою́ и ве́руем, я́ко жив Госпо́дь, жива́ же и душа́ твоя́ и с Ним во ве́ки пребыва́еши на Небеси́, иде́же и лю́биши ны то́южде любо́вию, е́юже возлюби́л еси́ нас, егда́ Ду́хом Святы́м прозре́л еси́ на́ше е́же ко Христу́ обраще́ние, и не то́чию лю́биши, но и мо́лиши о нас Бо́га, зря во Све́те Его́ вся ну́жды на́ша. Та́ко ве́руем и та́ко сию́ ве́ру на́шу испове́дуем во хра́ме, и́же во и́мя твое́, святы́й Андре́е, пресла́вно созда́ся, иде́же святы́я мо́щи твоя́ почива́ют; ве́рующе же, про́сим и мо́лим Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, да моли́твами твои́ми, я́же при́сно послу́шает и прие́млет, пода́ст нам вся потре́бная ко спасе́нию нас гре́шных; да я́коже ты а́бие по гла́су Го́спода, оста́вль мре́жи своя́, неукло́нно Ему́ после́довал еси́, си́це и ки́йждо от нас да и́щет не свои́х си, но е́же к созида́нию бли́жняго и о го́рнем зва́нии да помышля́ет. Иму́ще же тя предста́теля и моли́твенника о нас, упова́ем, я́ко моли́тва твоя́ мно́го мо́жет пред Го́сподем и Спаси́телем на́шим Иису́сом Христо́м, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

razd001

video_pravДок. сериал «Апостолы». Фильм 2-й. «Андрей Первозванный» (2014)
Съемки фильма проходили в Израиле – в Галилее и Иерусалиме, в Турции – на территории бывшей Малой Азии, где апостол Иоанн основал несколько церквей, и на острове Патмос, где, по преданию, он написал Евангелие и Апокалипсис.
В фильме принимают участие известные российские историки и богословы: Андрей Десницкий, Андрей Виноградов, Глеб Ястребов; профессор Римского университета Санта Кроче Марко Фабри; богослов Христиан Экхут из Иерусалимской библейской школы.


sob6


video_prav

Житие Святого Апостола Андрея Первозванного


sob6


video_pravИстория жизни Андрея Первозванного. Анимационный фильм для семейного просмотра.

В фильме из серии «Жития святых» рассказывается история жизни Андрея Первозванного — первого из учеников, призванных Христом — начиная с его встречи со Спасителем и заканчивая смертью на Кресте. С апостольской проповедью Андрей прошёл много земель, позже многие из них вошли в состав Российской империи. Святой Андрей по праву считается небесным заступником нашей страны. Фильм отличается тонким, напоминающим иконописный, рисунком и «былинной» — нараспев — формой изложения.


sob6


razd001

Материалы на портале Православие.Ru:

b100x100a

Статьи

Георгий Александру. Миссионерские путешествия святого апостола Андрея. Часть 1

Георгий Александру. Миссионерские путешествия святого Апостола Андрея. Часть 2

Владимир Бурега. Освещение миссионерской деятельности апостола Андрея Первозванного в российской церковно-исторической науке

Андрей Первозванный и пескари Миссионер незаметно, но преданно проповедующий Христа – таким был апостол Андрей. Новый Завет не пестрит его именем. Только трижды мы видим его в действии.

Апостол Андрей Первозванный – просветитель земли Русской Самое древнее свидетельство проповеди апостола Андрея на Русской земле принадлежит святому Ипполиту Римскому (+ ок. 222 г.).

Андрей Первозванный: уловивший Русь Христу

Людмила Кириллова

Почему Спаситель призвал к Себе в ученики именно рыбаков? Что думают ученые о местах проповеди апостола Андрея? Как появился Андреевский флаг? Кто Небесный покровитель Петербурга?

Проповеди

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Слово на день Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. Истинное, вечное богатство человека

Архиепископ Димитрий (Муретов). Слово в день святого Апостола Андрея Первозванного

Епископ Виссарион (Нечаев). Неослабная ревность о сохранении благодати Святого Духа. Поучение 30 ноября, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Слово в день памяти святого Апостола Андрея Первозванного

Храмы и святыни

Анатолий Холодюк. «Трирская сандалия» апостола Андрея Первозванного

Анатолий Чуряков. Монастырь апостола Андрея Первозванного на Кипре

Елена Лебедева. Церковь св. апостола Андрея Первозванного

razd001Материалы на портале Азбука.Ru:

Апостол Руси

Апо­сто­лом Ру­си-Рос­сии (и во­об­ще се­вер­ных зе­мель) мы счи­та­ем Ан­дрея, бра­та апо­сто­ла Пет­ра, ро­дом из Виф­са­и­ды, го­род­ка на се­вер­ном бе­ре­гу Га­ли­лей­ско­го озе­ра. Его па­мять – 30 но­яб­ря / 13 де­каб­ря и 30 июня / 13 июля, в празд­ник Со­бо­ра Две­на­дца­ти апо­сто­лов.

Гре­че­ское имя апо­сто­ла Ἀνδρέας, Андрэас (ев­рей­ское неиз­вест­но) пе­ре­во­дит­ся как «му­же­ствен­ный», «храб­рый». Пер­во­на­чаль­но он был ры­бак, а за­тем стал уче­ни­ком Иоан­на Кре­сти­те­ля. В спис­ке две­на­дца­ти апо­сто­лов Ан­дрей зна­чит­ся сре­ди чет­ве­рых наи­бо­лее близ­ких Хри­сту уче­ни­ков; при­чём, его при­зва­ние од­ним из пер­вых (Мф.4:18) или да­же пер­вым (ра­нее бра­та, – Ин.1:35-42), обес­пе­чи­ло ему имя «Пер­во­зван­ный» (по-гре­че­ски Протокле­тос). По­след­ние упо­ми­на­ния об Ан­дрее Пер­во­зван­ном в Но­вом За­ве­те – в рас­ска­зе о при­хо­де в Иеру­са­лим гре­ков, хо­тев­ших ви­деть Хри­ста (Ин.12:20-34), и в на­ча­ле Кни­ги Де­я­ний Апо­столь­ских. По пре­да­нию (апо­кри­фи­че­ские «Де­я­ния Ан­дрея» и др.), он по­лу­чил в апо­столь­ский удел се­вер­ные зем­ли Рим­ской им­пе­рии («Ски­фию») и про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ство бал­кан­ским и при­чер­но­мор­ским на­ро­дам. Вер­нув­шись в Гре­цию, апо­стол Ан­дрей был схва­чен и рас­пят в Патрах по при­ка­за­нию про­кон­су­ла Эгея. При этом от­ме­ча­ет­ся, что бру­сья его кре­ста не бы­ли пер­пен­ди­ку­ляр­ны друг ко дру­гу, но ока­за­лись сби­ты на­ис­кось, как ла­тин­ская бук­ва X (икс). Та­кой крест по­это­му ста­ли на­зы­вать Ан­дре­ев­ским.

Честная гла­ва и ча­сти­цы кре­ста апо­сто­ла Ан­дрея хра­нят­ся в го­ро­де Патры (Гре­ция), в со­бо­ре его име­ни. Дру­гие ча­сти мо­щей на­хо­дят­ся в ита­льян­ском го­ро­де Амаль­фи, ку­да их пе­ре­нес­ли из Кон­стан­ти­но­по­ля, и в мо­на­сты­рях Афо­на. Десница (пра­вая ру­ка) апо­сто­ла Ан­дрея с 1644 го­да на­хо­ди­лась в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля. В на­сто­я­щее вре­мя она хра­нит­ся в Бо­го­яв­лен­ском со­бо­ре в Москве.

Апостол Византии и Руси

Фор­ми­ро­ва­ние ле­ген­ды об Ан­дрее Пер­во­зван­ном про­хо­ди­ло в рус­ле ин­те­ре­сов боль­шой по­ли­ти­ки, что бы­ло неиз­беж­но в усло­ви­ях «го­судар­ствен­ной Церк­ви» (осо­бен­но это ха­рак­тер­но для Ви­зан­тии). Пре­стиж древ­ней­ших цен­тров Хри­сти­ан­ства был свя­зан с их ран­гом «Апо­столь­ских церк­вей», т. е. Церк­вей, ос­но­ван­ных са­ми­ми апо­сто­ла­ми (Рим – ка­фед­ра апо­сто­ла Пет­ра, Алек­сан­дрия – ка­фед­ра апо­сто­ла Мар­ка, и т. д.). Ко­гда же пор­то­вый го­ро­док Византий, не имев­ший по­доб­ной ис­то­рии, по во­ле им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го стал в 330 го­ду Но­вым (Вто­рым) Ри­мом (Кон­стан­ти­но­по­лем), сто­ли­цей Рим­ской им­пе­рии и цен­тром Во­сточ­но­го Хри­сти­ан­ства (позднее – Пра­во­сла­вия), спо­рив­шим за пер­вен­ство с «ка­то­ли­че­ским» Пер­вым Ри­мом, – то для утвер­жде­ния ав­то­ри­те­та ему по­на­до­би­лась ана­ло­гич­ная ис­то­рия. (В скоб­ках за­ме­тим, что Кон­стан­ти­но­поль­ских пат­ри­ар­хов счи­та­ли «вы­скоч­ка­ми», обя­зан­ны­ми сво­им воз­вы­ше­ни­ем лишь им­пер­ской по­ли­ти­ке, не толь­ко в Ри­ме, но и на Во­сто­ке, осо­бен­но в Алек­сан­дрии Еги­пет­ской, дол­го быв­шей вто­рой по че­сти ка­фед­рой – по­сле Ри­ма – во всём хри­сти­ан­ском ми­ре.) По­это­му воз­ник­ло ска­за­ние о пре­бы­ва­нии Ан­дрея Пер­во­зван­но­го в Византии и по­свя­ще­нии им пер­во­го епи­ско­па это­го го­ро­да Стахия, «апо­сто­ла от Се­ми­де­ся­ти».

Ко­гда же в зо­ну ви­зан­тий­ско­го Пра­во­сла­вия во­шла Русь (позднее став­шая глав­ной пра­во­слав­ной дер­жа­вой), воз­ник­ла необ­хо­ди­мость отож­де­ствить «ски­фов», ко­то­рым про­по­ве­до­вал Ан­дрей Пер­во­зван­ный, со сла­вя­на­ми. По­это­му в «По­весть вре­мен­ных лет» (на­ча­ло XII ве­ка) бы­ла вне­се­на ки­ев­ская «Ле­ген­да об Ан­дрее», за­ста­вив­шая его прой­ти по тер­ри­то­рии бу­ду­щей Ру­си, бла­го­сло­вить пу­стын­ный дне­пров­ский бе­рег, во­дру­зив на нём крест, и пред­ска­зать воз­ник­но­ве­ние Ки­е­ва.

«… И ска­зал (апо­стол Ан­дрей) быв­шим с ним уче­ни­кам: „Ви­ди­те ли эти го­ры? На этих го­рах вос­си­я­ет бла­го­дать Бо­жия, бу­дет го­род ве­ли­кий, и воз­двигнет Бог мно­го церк­вей“. И взо­шел на го­ры эти, бла­го­сло­вил их, и по­ста­вил крест, и по­мо­лил­ся Бо­гу». За­тем он по­бы­вал да­же в нов­го­род­ских зем­лях и по­ди­вил­ся рус­ско­му обы­чаю об­ли­вать­ся в бане ква­сом и хле­стать се­бя до по­лу­смер­ти ве­ни­ка­ми, о чём рас­ска­зал, при­дя в Рим. «„Уди­ви­тель­ное ви­дел я в Сла­вян­ской зем­ле на пу­ти сво­ем сю­да. Ви­дел ба­ни де­ре­вян­ные, и разо­жгут их до­крас­на, и раз­де­нут­ся, и бу­дут на­ги, и обо­льют­ся ква­сом ко­же­вен­ным, и под­ни­мут на се­бя мо­ло­дые пру­тья, и бьют се­бя са­ми, и до то­го се­бя до­бьют, что ед­ва вы­ле­зут, чуть жи­вые, и обо­льют­ся во­дою сту­де­ною, и толь­ко так ожи­вут. И тво­рят это вся­кий день, ни­кем же не му­чи­мые, но са­ми се­бя му­чат, и то со­вер­ша­ют омо­ве­нье се­бе, а не му­че­нье“. Те же, слы­шав это, удив­ля­лись» (Па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. XI – на­ча­ло XII ве­ка. М., 1978, с. 27, – пер. Д. С. Ли­ха­че­ва). Этот по­след­ний, анек­до­ти­че­ский, эпи­зод ле­ген­дар­но­го пу­те­ше­ствия но­сит яв­но из­де­ва­тель­ский ан­ти­нов­го­род­ский ха­рак­тер: Ки­ев и Ве­ли­кий Нов­го­род с са­мо­го на­ча­ла бы­ли дву­мя со­пер­ни­ча­ю­щи­ми цен­тра­ми рус­ской го­судар­ствен­но­сти и куль­ту­ры.

Ки­ев­ская Русь уви­де­ла в Ан­дрее Пер­во­зван­ном по­кро­ви­те­ля го­судар­ствен­но­сти. В 1030 го­ду Все­во­лод Яро­сла­вич, млад­ший сын кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го, по­лу­чил в кре­ще­нии имя Ан­дрей; в 1086 го­ду он ос­но­вал в Ки­е­ве Ан­дре­ев­ский (Ян­чин) мо­на­стырь. В XIII ве­ке на ме­сте про­по­ве­ди апо­сто­ла Ан­дрея и во­дру­же­ния им кре­ста в Ки­е­ве бы­ла по­стро­е­на Кре­сто­воз­дви­жен­ская цер­ковь, а в 1744 го­ду на этом ме­сте воз­ве­ли ка­мен­ный храм во имя апо­сто­ла Ан­дрея по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра Ф. Б. Рас­трел­ли.

В кон­це XI ве­ка по­яв­ля­ет­ся пер­вый храм во имя апо­сто­ла Ан­дрея в Нов­го­ро­де. Через неко­то­рое вре­мя здесь про­ис­хо­дит до­пол­не­ние ска­за­ния о по­се­ще­нии апо­сто­лом Ан­дре­ем бу­ду­щих рус­ских зе­мель, чи­та­е­мое в «По­ве­сти вре­мен­ных лет». Со­глас­но мест­ным нов­го­род­ским пре­да­ни­ям, во­шед­шим в «Сте­пен­ную кни­гу», со­став­лен­ную по ини­ци­а­ти­ве мит­ро­по­ли­та Ма­ка­рия ду­хов­ни­ком Ива­на IV Гроз­но­го Ан­дре­ем (бу­ду­щий мит­ро­по­лит Афа­на­сий) меж­ду 1560 – 1563 го­да­ми, апо­стол Ан­дрей, при­дя в «зем­лю словен», про­по­ве­до­вал сло­во Бо­жие, а за­тем «во­дру­зил» и оста­вил свой жезл в «веси, на­ри­ца­е­мой Гру­зине». От­сю­да по ре­ке Вол­хов, Ла­дож­ско­му озе­ру и Неве он от­пра­вил­ся в «ва­ря­ги», за­тем в Рим и Кон­стан­ти­но­поль (прав­да, Но­вый Рим, или Ца­рь­град, по­явил­ся по­чти через три сто­ле­тия по­сле апо­сто­ла Ан­дрея!) (Пол­ное со­бра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. Т. 21. Ч. 1, с. 73). О жез­ле апо­сто­ла Ан­дрея из се­ла Гру­зи­на по­дроб­нее го­во­рит­ся в жи­тии пре­по­доб­но­го Ми­ха­и­ла Клоп­ско­го, ко­то­рое со­ста­вил в Нов­го­ро­де в 1537 го­ду бо­яр­ский сын В. М. Туч­ков по по­ру­че­нию свя­ти­те­ля Ма­ка­рия, быв­ше­го в 1526–1542 го­дах ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским. То­гда же, ве­ро­ят­но, бы­ло на­пи­са­но По­хваль­ное сло­во Ан­дрею Пер­во­зван­но­му «и о мо­на­сты­ре, рекомом Гру­зи­но».

Позднее се­ло Гру­зи­но бы­ло по­да­ре­но им­пе­ра­то­ром Пав­лом I гра­фу Алек­сею Ан­дре­еви­чу Арак­че­е­ву, пре­вра­тив­ше­му его в об­раз­цо­вое по­ме­стье († 21.04.(3.05).1834; был по­хо­ро­нен там же). Здесь, на кра­си­вом вы­со­ком бе­ре­гу ре­ки Вол­хов, он по­стро­ил боль­шой храм в честь Ан­дрея Пер­во­зван­но­го (со­хра­ни­лись лишь остат­ки фун­да­мен­та). Арак­че­ев счи­тал, что сде­лал это на ме­сте «во­дру­же­ния» апо­сто­лом Ан­дре­ем его жез­ла и что от­сю­да, буд­то бы, про­ис­хо­дит и са­мо на­зва­ние «Грузи­но». Недав­но мест­ные жи­те­ли, гор­дые слав­ной ис­то­ри­ей сво­ей «ве­си», уста­но­ви­ли на ме­сте раз­ва­лин па­мят­ный знак с изо­бра­же­ни­ем Ан­дре­ев­ско­го кре­ста. (В на­сто­я­щее вре­мя – де­рев­ня Гру­зи­но, в 10 км от ст. Чу­до­во Мос­ков­ской ж/д; Нов­го­род­ская об­ласть.)

Во 2-й по­ло­вине XVII ве­ка бы­ло­со­став­ле­но «Ска­за­ние крат­ко о со­зда­нии пре­честныа оби­те­ли бо­го­леп­на­го Пре­об­ра­же­ния Гос­по­да Бо­га Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста на Ва­ла­а­ме…», где го­во­рит­ся о по­се­ще­нии Андреем Первозванным ещё и Ва­ла­ам­ско­го ар­хи­пе­ла­га. Это зна­чит, что на­чаль­ное ки­ев­ское ска­за­ние о пу­те­ше­ствии апо­сто­ла Ан­дрея по Дне­пру и Вол­хо­ву пре­вра­ти­лось в тра­ди­цию об апо­столь­ской про­по­ве­ди по всей Рус­ской зем­ле. Уже при Иване Гроз­ном апо­сто­ла ста­ли вос­при­ни­мать как «Кре­сти­те­ля Ру­си», и те­ма «апо­столь­ской пре­ем­ствен­но­сти» Рус­ской Церк­ви, став­шей «Апо­столь­ской ка­фед­рой», на­стой­чи­во зву­ча­ла в тех слу­ча­ях, ко­гда тре­бо­ва­лось за­щи­тить са­мо­сто­я­тель­ность Рос­сии в цер­ков­ных де­лах (по­ле­ми­ка с Рим­ско-Ка­то­ли­че­ской Цер­ко­вью и др.). Вско­ре Ан­дрей Пер­во­зван­ный стал небес­ным по­кро­ви­те­лем на­шей дер­жа­вы и да­же па­тро­ном во­ен­но-мор­ско­го фло­та; с тех пор Ан­дре­ев­ский крест укра­ша­ет на­ши су­до­вые фла­ги (Ан­дре­ев­ский флаг).

Про­ис­хо­дит вполне по­нят­ное раз­ви­тие этой ле­ген­ды, и совре­мен­ные ва­ла­ам­ские мо­на­хи «ни­чтоже сумняше­ся» по­ка­зы­ва­ют вос­хи­щён­ным про­сто­душ­ным па­лом­ни­кам «ка­мень апо­сто­ла Ан­дрея». Ве­ро­ят­но, «ло­ги­ка» ле­ген­ды вско­ре за­ста­вит апо­сто­ла Ан­дрея от­плыть на Со­лов­ки (чем эта слав­ная оби­тель ху­же Ва­ла­ам­ской?!), а за­тем сде­ла­ет его по­ляр­ным ис­сле­до­ва­те­лем. (В скоб­ках за­ме­тим, что та­ко­ва во­об­ще «ло­ги­ка» раз­ви­ва­ю­щей­ся вне на­уч­но-ис­то­ри­че­ско­го кон­тек­ста на­род­ной ре­ли­ги­оз­но­сти. Об­ра­зо­ван­ные хри­сти­ане долж­ны от­но­сить­ся к это­му с муд­рым по­ни­ма­ни­ем и не спо­рить с её про­сто­душ­ны­ми но­си­те­ля­ми.)

Кро­ме Рос­сии, апо­сто­ла Ан­дрея счи­та­ет сво­им апо­сто­лом и по­кро­ви­те­лем Шот­лан­дия; на фла­ге ко­то­рой при­сут­ству­ет и Ан­дре­ев­ский крест.

Ночь, пред­ше­ству­ю­щая цер­ков­но­му дню па­мя­ти апо­сто­ла Ан­дрея, име­ну­ет­ся «Ан­дре­ев­ской но­чью», в ко­то­рую, по на­род­но­му по­ве­рью, мо­ло­дым пар­ням и де­вуш­кам яв­ля­ют­ся об­ра­зы суже­ных.

Орден святого Андрея Первозванного

Императорский орден св. Андрея Первозванного

Име­нем Ан­дрея Пер­во­зван­но­го был на­зван ор­ден, учре­жден­ный ца­рём Пет­ром I в 1698 го­ду. Ан­дре­ев­ский ор­ден – пер­вый и выс­ший ор­ден Рос­сий­ской им­пе­рии (до 1917 го­да). Пер­вое на­граж­де­ние со­сто­я­лось 10 мар­та 1699 го­да, ко­гда Петр воз­ло­жил зна­ки ор­де­на на ге­не­рал-криг­смей­сте­ра (впо­след­ствии фельд­мар­ша­ла) Ф. А. Го­ло­ви­на. Ор­де­ном на­граж­да­лись выс­шие во­ен­ные и граж­дан­ские чи­нов­ни­ки, не ни­же ге­не­рал-лей­те­нан­та или тай­но­го со­вет­ни­ка. Им­пе­ра­тор Па­вел I стал на­граж­дать свет­ски­ми ор­де­на­ми рос­сий­ское ду­хо­вен­ство, и пер­вы­ми ду­хов­ны­ми ли­ца­ми, при­чис­лен­ны­ми к ор­де­ну Ан­дрея Пер­во­зван­но­го, ста­ли мит­ро­по­лит Санкт-Пе­тер­бург­ский и Нов­го­род­ский Гав­ри­ил (Пет­ров) (1775–1801) и мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Пла­тон (Лев­шин) (1775–1812). За всю ис­то­рию ор­де­на вру­че­но немно­гим бо­лее 1000 зна­ков. Де­виз ор­де­на – «За ве­ру и вер­ность». Знак ор­де­на – ко­сой Ан­дре­ев­ский крест си­ней эма­ли, на­ло­жен­ный по­верх чер­но­го двух­гла­во­го ор­ла, увен­чан­но­го тре­мя ко­ро­на­ми. На кре­сте изо­бра­же­ние рас­пя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея и че­ты­ре зо­ло­тые ла­тин­ские бук­вы по кон­цам кре­ста: SAPR (Sanctus Andreas Patronus Russiae – «Свя­той Ан­дрей, По­кро­ви­тель Рос­сии»).

Ор­де­ну при­над­ле­жал Ан­дре­ев­ский со­бор в С.-Пе­тер­бур­ге на Ва­си­льев­ском ост­ро­ве (Боль­шой про­спект, 21/23). В свя­зи с этим над вхо­дом в со­бор укреп­лён знак ор­де­на Ан­дрея Пер­во­зван­но­го.

Пер­вы­ми ка­ва­ле­ра­ми вос­ста­нов­лен­но­го в 1998 го­ду ор­де­на апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го ста­ли ака­де­мик Д. С. Ли­ха­чев, кон­струк­тор стрел­ко­во­го ору­жия М. Т. Ка­лаш­ни­ков, пре­зи­дент Ка­зах­ста­на Н. На­зар­ба­ев и Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II.

Орден св. ап. Андрея Первозванного – высший орден Русской Православной Церкви

Име­нем Ан­дрея Пер­во­зван­но­го на­зван и выс­ший ор­ден Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, учре­ждён­ный Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да 28 де­каб­ря 1988 го­да в свя­зи с празд­но­ва­ни­ем Ты­ся­че­ле­тия Кре­ще­ния Ру­си. На­граж­да­ют­ся им толь­ко гла­вы По­мест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. Со­сто­ит из оваль­но­го зна­ка с изо­бра­же­ни­ем в рост апо­сто­ла Ан­дрея, дер­жа­ще­го в ру­ке боль­шой че­ты­рех­ко­неч­ный крест, и вось­ми­ко­неч­ной ал­маз­ной звез­ды с вен­зе­лем С. А. и над­пи­сью по окруж­но­сти: «Аз есмь свет ми­ру».

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Ли­те­ра­ту­ра

Мюл­лер Л. Древ­не­рус­ское Ска­за­ние о хож­де­нии апо­сто­ла Ан­дрея в Ки­ев и Нов­го­род // Ле­то­пи­си и хро­ни­ки: Сб. ста­тей 1973 г. М., 1974, с. 48–63;

По­ныр­ко Н. В., Пан­чен­ко А. М. Апо­кри­фы о Ан­дрее Пер­во­зван­ном // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Др. Ру­си. Вып. I. М., 1987, с. 49–54;

Ро­бин­сон А. Н. «Марш­рут» апо­сто­ла Ан­дрея // Стра­ни­цы: Жур­нал Биб­лей­ско-Бо­го­слов­ско­го ин-та ап. Ан­дрея. М., 1996. № 2, с. 57–74;

Бур­ков В. Г. Ор­ден Ан­дрея Пер­во­зван­но­го // Со­фия. Нов­го­род, 1997. № 4, с. 36–37;

Бур­ков В. Г. Воз­рож­де­ние пер­во­го рос­сий­ско­го ор­де­на // Со­фия. Нов­го­род, 1999. № 2, с. 34–35;

Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2001. Т. II, с. 370–377, 399–409 (ста­тьи с по­дроб­ны­ми биб­лио­гра­фи­че­ски­ми ука­за­ни­я­ми).

razd001

Блоха Андрей

Апостолу Андрею

Словно сам этот крест несу,
И иду под ним – до сих пор.
Из Синопы, через Корсунь,
По Днепру до Киевских гор.
Первозванный, мой имярек,
Помоги мне себя понять.
Ты пришел к нам – как человек,
А принес Его Благодать.
Сухопарый, уже в летах,
И с ухватками рыбака,
В тех далеких, диких местах,
Ты смотрел – как бежит река.
В плавной линии берегов,
В шуме ветра под сенью крон,
Ты увидел Его покой,
И услышал – что это Он.
Без попреков, и без тоски,
Без угроз наводящих грусть,
Терпеливо сеял ростки —
Из которых выросла Русь.
Кто пошел за тобою вслед?
Не оставили имена.
Было время тихих побед —
Только первые семена.
Словно март, истончая снег,
Не шумит половодьем вод,
Так и истинный человек —
Не заметен, пока растет.
Как любовь – самый первый взгляд,
Остающийся новизной,
Так горенье наших лампад —
Огонек, зажженный тобой.
И звучит, повтореньем слов,
Из тобой подаренных дней,
Золотой набат куполов —
Образ тех, далеких огней.
Покровитель наш, и оплот,
Умоли Христа и Отца:
Если время Руси пройдет —
Не губить ее до конца.
В тщетной тяжести смутных дней,
На пороге – небытия,
Пусть Создатель напомнит ей,
Что она Его и твоя.
Для того чтоб в своей судьбе,
Мы увидели правоты,
И остались верны себе,
Ради ангельской простоты.

razd001

Проповеди в в день памяти св. апостола Андрея Первозванного

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко.  Св. апостол Андрей Первозванный.

Св. апостол Андрей Первозванный, память коего совершается ныне, один из двенадцати апостолов, был рыбарь из города Вифсаиды. Он первый последовал за И. Христом, почему называется «первозванным» и привел к Нему брата своего Симона-Петра. По сошествии Святаго Духа на апостолов, св. Андрей проповедывал веру Христову… ►

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Память святого апостола Андрея Первозванного.

Сегодня св. Церковь отмечает память св. ап. Андрея Первозванного. Имя Андрей означает «мужественный», и св. ап. Андрей вполне оправдал свое имя. Придя в возраст совершенный, он оставил полный изобилия родительский дом и вступил в число учеников Иоанна Крестителя. Многие израильтяне, ожидая Мессию, представляли Его в виде героя, который освободит свой народ от иноземного ига… ►

Еп. Виссарион (Нечаев).Проповедь епископа Виссариона (Нечаева). Неослабная ревность о сохранении благодати Святаго Духа. Поучение 30 ноября, в день памяти св. ап. Андрея Первозваннаго.

Сегодня совершается память святаго апостола Андрея Первозваннаго. Сей Апостол имеет великое значение для русской Церкви. Сохранилось предание, что он в своем благовестническом путешествии доходил до Киевских гор и на них водрузил крест, благословил их и изрек пророчество: «на сих горах возсияет благодать Божия, и великий город будет создан здесь… ►


Источник: https://azbyka.ru/

Ещё на нашем сайте:

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ: УЛОВИВШИЙ РУСЬ ХРИСТУ

В ЧЕМ ПОДВИГ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО МОЖЕТ БЫТЬ БЛИЗОК КАЖДОМУ ИЗ НАС

АНДРЕЕВ ДЕНЬ: ЧЕГО КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ДЕНЬ АП. АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ СВЯТОЙ РУСИ: 13 ДЕКАБРЯ – ПАМЯТЬ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

ЖИТИЕ СВЯТЫХ В ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЯХ

ВИДЕОКАНАЛ «ПРАВОСЛАВНОЕ ПОЛЕ»: ПРОРОКИ И АПОСТОЛЫ (31 ВИДЕО)

МОНАХ ВАРНАВА: О СВЯТЫХ В СТИХАХ


(848)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *