Понятие жертвы тесным образом связано с понятием жизни
Память о принесенных жертвах очень важна для нынешнего поколения, потому что само понятие жертвы тесным образом связано с понятием жизни. Если способность человека приносить себя в жертву исчезнет, то, наверное, исчезнет и жизнь.
Не всегда жертва связана с гибелью, со смертью, но жертва – это всегда отдача себя, части себя, своего времени, своих материальных средств другому человеку. Разве без жертвенной любви матери может вырасти ребенок? Разве без жертвенного отношения мужа к жене и жены к мужу может состояться семья? Большинство разводов у нас происходит именно потому, что он или она отказывается отдавать самого себя другому. Собственно говоря, понятие любви и понятие жертвенности неразделимы. Те, кого мы вспоминаем на этом месте, ради любви к Родине отдавали самих себя и погибали, потому что у любви нет границ.
И еще чему-то очень важному учит нас память о тех, кто отдал жизнь за Родину. Нам иногда говорят, что самая великая ценность – это жизнь, и для того, чтобы она была счастливой, нужно как можно больше от жизни брать. Но если мы так построим свое бытие, то общество станет нежизнеспособным, потому что нужно уметь не только брать, но и отдавать. Для тех, кто поднимался в атаку и шел на верную смерть, не было вопроса, что важнее – его личная жизнь или спасение Отечества. Значит, ценность спасения Отечества была выше ценности жизни. Сегодня нас учат тому, что самая главная ценность – это твоя собственная жизнь, и призывают забыть обо всем остальном. Но тогда мы утратим способность быть народом, устремленным к будущему, общностью людей, связанных кровью, культурой, языком, верой, традициями. Мы должны учиться у тех, кто погиб в войнах, защищая Отечество, – хотя бы в малой степени учиться их жертвенности и их любви, и да поможет нам во всем этом Господь.
Из слова при посещении
мемориального комплекса «Парк Победы»
в Салехарде 14 сентября 2015 года
Подлинная свобода – это свобода от греха
Подлинная свобода – это свобода от греха, это свобода от страстей. Если очень богатый человек страдает алкоголизмом, он несвободен, он закабален этой страстью. Если богатый человек делает только то, чтобы стать еще богаче, и в своей жизни теряет всякую перспективу – он раб, а не свободный. Деньги никогда не приносят свободу. Свободу приносит Христос. И эти люди в тундре абсолютно свободны. Вы не можете лишить их того, что они могут сделать своими руками. У них полная свобода, в том числе от сильных мира сего. И не только у них! А подвижники, святые угодники? Я чувствовал сердцем эту Божию благодать именно потому, что и монахи, уходящие из мира, тоже абсолютно свободны. Их невозможно купить, невозможно поработить, потому что они освобождены Христом.
Нас закабаляют потребности плоти
Мы живем во времена, когда чаще всего говорят о свободе. Ради свободы совершаются революции, кровавые или «цветные». Так и наш народ в свое время расшатали, и мы совершили страшную кровавую революцию, отбросив свое развитие на десятилетия, – потому что захотели быть свободными. Нам говорили, что надо освободить человека, а дальше каждый с точки зрения своей идеологии перечислял то, что хотел. Вот и сейчас происходит то же самое – нам говорят: «Вы должны быть свободны» – и перечисляют требования в соответствии со своим идеологическим заказом. Однако чаще всего такая «свобода» не приносила и не приносит подлинной свободы – освобождают от одного, чтобы закабалить по-другому.
Я хотел бы, чтобы вы все, дорогие мои, живущие здесь, на Севере, добывающие несметные сокровища, понимали: человек становится свободным, а значит, и счастливым, когда он со Христом. Такой человек никогда не будет совершать ничего преступного, он будет дорожить своей внутренней свободой, своей силой, своей способностью разделять свои ресурсы с другими. Нас закабаляют потребности плоти: побольше есть, побольше пить, удовлетворять свои инстинкты. Это и есть та кабала, о которой предупреждал апостол Павел. Но если мы сумеем построить цивилизацию духа, которая была бы отлична от цивилизации плоти, если мы освободимся от диктата плоти, то мы станем действительно сильными – и каждый как личность, и как народ, и как страна.
Дай Бог, чтобы мы никогда не потеряли подлинной свободы, чтобы никто нас не соблазнил на гражданское столкновение во имя тех «свобод», о которых в очередной раз каждому из нас расскажут телевизор, Интернет и прочие средства массовой информации. Дай нам Бог никогда больше не ошибиться. Но для этого мы должны точно знать подлинное условие человеческой свободы, и тогда мы будем свободной страной свободных людей, мирно устрояющих свою жизнь, созидающих богатства, в том числе материальные, которые помогали бы людям справляться с повседневными трудностями, а всему народу становиться сильнее и материально, и духовно.
Из слова по окончании чина великого освящения
и Литургии в Богоявленском соборе
г. Новый Уренгой 15 сентября 2015 года
Ложный сигнал
Молодые люди в силу возраста, в силу отсутствия опыта, в силу интереса к окружающей жизни очень открыты ко всему новому. И нередко, как мотылек летит на огонь, так молодой человек летит на сильный сигнал. Но сильный сигнал не всегда правильный. Есть известный прием: чтобы обезвредить самолет противника, во время боевых действий иногда дают ложный сигнал. Пилот думает, что идет на базу, а на самом деле летит на скалы и разбивается. То же происходит и в нашей жизни. Загорается привлекательный сигнал – например, кто-то говорит, как хорошо выпивать, или употреблять наркотики, или просто презирать родителей. И поскольку эта раскованность, «самостоятельность» может выглядеть так притягательно, ты идешь на ложный сигнал и нередко разбиваешь всю свою жизнь…
Жизненный путь можно сравнить с марафонским бегом
Жизненный путь можно сравнить со стайерской дистанцией или марафонским бегом. Выходят на старт, казалось бы, спортсмены одного уровня. Раздался выстрел стартового пистолета, все побежали, и вот один споткнулся и упал, другого на повороте занесло, у третьего дыхания не хватило, четвертый просто отстал, у пятого что-то со здоровьем случилось. Начинали все вместе, но кто-то добегает первым, а кто-то вообще не достигает финиша. Так же и на жизненной дистанции длиною в десятки лет. Вы начинаете ее вместе, но, поверьте, на финише будет совсем другая картина. И чтобы достойно пройти эту дистанцию, да еще и прийти первым, нужно очень хорошо себя подготовить: умственно – через образование, духовно – через веру, через молитву, и тогда Господь будет с вами. Он будет помогать там, где не хватает человеческих сил.
Из слова при посещении
Новоуренгойской православной гимназии
15 сентября 2015 года
Каждый мученик – это свидетель
По-гречески мученик – μάρτυς, что в дословном переводе означает «свидетель». Каждый мученик – это свидетель, свидетель о высших ценностях, о Божием законе, о правде Божией. Это тот человек, который несет свидетельство словом, делом и всей своей жизнью. Но самое мощное по силе воздействие на окружающий мир оказывает свидетельство смертью, когда даже угроза гибели не останавливает человека и он продолжает отстаивать то, чему предан и чему он посвящает свою жизнь. Именно таким героям духа, или, выражаясь светским языком, нашим национальным героям, и будет посвящен храм, который мы сегодня вместе с вами освятили.
На Норильской земле много было новомучеников и исповедников. Имена многих нам не известны, но от этого не умаляется подвиг их жизни и значение их мученической кончины. Верим, что молитва, которая будет возноситься в этом храме, приклонит милость Божию ко всем, кто с верой обращается к Богу, чтобы и нам быть способными хранить твердость духа и свидетельствовать о правде. Это свидетельство так необходимо в современном мире, когда под видом правды часто скрывается ложь, когда информационное пространство воздействует на человеческое сознание, притупляя чувство бдительности. Сколь многих совращают яркие слова, популистские призывы, ложные ценности, и чаще всего жертвой беспамятства и потери ориентации является молодежь, потому что по своей природе она особо восприимчива.
Мы будем молиться новомученикам, чтобы никогда больше в нашей стране не произошло всенародное впадение в беспамятство и богоотступничество, чтобы никогда не повторилась трагедия, которая разыгралась на этом скорбном месте. Будем просить новомучеников и исповедников Церкви Русской, чтобы они своими молитвами приклонили милость Божию к стране нашей, к народу нашему, к городу Норильску, к тем, кто в трудных условиях работает здесь, в Заполярье, чтобы ограждал Господь тружеников Норильска от всяких происшествий, способных нанести ущерб здоровью и жизни. Молитвами новомучеников Господь да хранит всех нас.
Из слова после освящения закладного камня
в основание строящегося храмового комплекса
в честь святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
в Норильске 16 сентября 2015 года
Бог поругаем не бывает
Господу было угодно провести весь наш народ через многие испытания. Но ведь они не были случайными – мы сами добровольно отказались от Бога, мы стали попирать Его святыни, разрушать храмы, связывать с безбожной перспективой жизни свое счастье: «мы новый мир построим – конечно, без Бога, без веры; нам помогут знания, наука, образование, мощь государства, и мы построим общество богатое и справедливое». И Господь провел нас через тяжелейший исторический опыт, чтобы мы могли понять простую вещь: Бог поругаем не бывает.
Именно эти слова мы слышали сегодня, когда читалось Послание апостола Павла к Галатам (Гал. 6: 2–10). Святой апостол призывает нас не заблуждаться, потому что Бог не бывает поругаем. А это означает, что Бог сотворил мир, заложив определенные законы бытия. Мы знаем о существовании физических законов. Например, каждое тело притягивает к себе другое, и этот закон называют законом тяготения. И мы знаем, что сила притяжения Земли такова, что упаси Бог попытаться испытать это притяжение, например, прыгнув с высокого здания, – упадешь и разобьешься. Идти поперек закона тяготения, чтобы доказать свою свободу и свою власть, – это безумие, ибо Бог поругаем не бывает.
<…>
Бог поругаем не бывает. Давайте помнить эти слова. Давайте никогда и никому не делать зла и четко, особенно в сфере профессиональных отношений, отделять зло от строгости, от требовательности, от порядка, от взыскания за нарушение трудовой дисциплины, от борьбы с разного рода пороками и преступлениями. Можно делать всё то, что я перечислил, быть строгим к самому себе и к окружающим, но зла в сердце иметь не надо, и очень важно сеять добро в сфере отношений с людьми. И не надо отчаиваться, по слову апостола, если наше добро остается без ответа, ведь если не ослабеем, то пожнем результаты своего добра.
Сейчас наступила эпоха в нашей истории, когда мы должны сеять добро в своих семьях, в трудовых коллективах, в общественных отношениях. Сеять добро и не отчаиваться, если не видим немедленной отдачи, потому что мы обязательно пожнем богатейший урожай человеческой доброты, любви, порядочности, честности, верности долгу. Именно добро есть та великая сила, которая по Божиему нравственному закону, вложенному в природу человека, меняет жизнь к лучшему. И если мы очень серьезно воспримем то, чему сегодня учил нас апостол Павел, мы будем счастливыми людьми, и Отечество наше будет процветать, потому что нет Божественных слов, которые были бы лишены смысла, и потому что Бог поругаем не бывает.
Из слова после Литургии
в кафедральном соборе иконы Божией Матери
«Всех скорбящих Радость» г. Норильска
16 сентября 2015 года
Бог есть источник жизни
Для того, чтобы у нас была надежда на будущее – у каждого человека и у всех нас как народа, – мы должны возрастать в вере, потому что Бог есть источник жизни. Если мы отсекаем себя от этого источника, то мы духовно начинаем умирать, оскудевать, какими бы богатыми и внешне благополучными мы ни были. Если понимание того, что жизнь является в полной мере жизнью только в общении с Богом, будет укореняться в сознании нашего народа, то тогда нас ждет мирное, спокойное и благополучное будущее и в нашей личной жизни, и в жизни всего нашего Отечества.
Из слова при посещении Архиерейского подворья
в честь святителя Макария (Невского),
митрополита Московского, Алтайского,
близ села Чемал в Чемальском районе Республики Алтай
19 сентября 2015 года
Бог любит всех одинаково
Любовь Божия не распространяется только на избранных. Любовь Божию невозможно стяжать, получив много денег, добившись власти или признания в обществе. Бог любит всех одинаково, как отец любит своих детей, – и более способных, и менее способных, и достигших каких-то результатов, и оставшихся простецами. Для отца и матери любим каждый ребенок. Бог любит каждого, и это мы все должны ясно понимать.
Никто никогда не сможет связать со злом ничего доброго
Подлинная угроза жизни коренится во зле. Но Бог не творил зла, когда Он творил вселенную. Источником зла является темная сила, диавол. И когда зло входит в человека, когда овладевает его умом, его сердцем, его мыслями, его волей, то человек теряет всякую способность совершать добро.
Некоторые люди не верят ни в Бога, ни в диавола. Но тогда нужно не верить и в добро и зло. К сожалению, сейчас многое делается для того, чтобы в сознании людей добро смешалось со злом, чтобы добро было трудно отличить от зла, а зло от добра, и делается это именно для того, чтобы зло могло погубить человека. Ведь разве кто-то открыто примет зло? Его же нужно облачить в ризы светлые и привлекательные. Сегодня, к сожалению, в нашем мире всё это и происходит. Мы говорим о двойных стандартах в жизни, в экономике, в политике, в личных отношениях – вот это и есть проникновение зла под видом добра. Но никто никогда не сможет связать со злом ничего доброго. Где зло, там смерть, там измена, там разрушение, там слезы, там скорбь, там сама смерть…
Если мы принимаем Божественный нравственный закон, то творим добро
Всякое чудовищное зло рождается из человеческого сердца, и если мы не ставим предел этому злу, если мы не привлекаем Бога в союзники через свою молитву и через свою веру, то мы становимся в ряды тех, кто совершает зло, и работаем на смерть, на уничтожение, на гибель. Если же мы встаем вместе со Христом и принимаем Божественный нравственный закон, то мы творим добро, отдаляя всякую власть зла, вытесняя зло из личной, семейной и общественной жизни. Пусть Господь всем нам помогает жить по Его закону, умножать добро, сопротивляться злу и хранить веру, через которую, по слову Евангелия, открывается нам жизнь вечная.
Из слова после Литургии на центральной площади
г. Горно-Алтайска 20 сентября 2015 года, в день,
когда в 1830 году архимандритом Макарием (Глухаревым)
было совершено первое на Алтае крещение местного жителя
Мы должны особенно сознавать важность сохранения семьи
Пример князя Петра и его супруги является примером беззаветной любви супругов друг к другу. Феврония не была ровней князю, она была простой девушкой, и непросто им было заключить брак, хотя они сильно полюбили друг друга. Но Господь провел их через испытания, которые открыли Петру замечательный духовный облик своей избранницы, а не только ее внешнюю красоту. Они прожили удивительную жизнь. Это была нелегкая жизнь, но эта жизнь была таковой, что все скорби разделялись на двоих, а радость удвоялась.
Сейчас, когда у нас очень часто разрушаются браки, когда обстоятельства жизни уже не такие суровые, но люди расстаются иногда по абсолютно недостойным причинам, вот именно в это время мы должны особенно сознавать важность сохранения семьи. Семейная жизнь исполнена как радостями, так и скорбями. И Петр и Феврония пережили и радость, и скорби. Не бывает так, чтобы всё было в человеческой жизни хорошо. Но какой же силой обладают люди, когда они по примеру Петра и Февронии скорбь разделяют на двоих, а радость умножают вдвое. Это происходит потому, что брачный союз мужчины и женщины, освященный в Церкви через венчание, привлекает к людям благодать, и человеческие немощи и слабости восполняются Божественной силой. И, кроме того, вступающие в церковный брак обещают Богу быть честными друг перед другом, хранить чистоту своих отношений и быть вместе до конца.
О, если бы сегодня не разрушались наши браки, если бы не было сегодня так много сирот при живых родителях, то и жизнь нашего народа была бы другой! Потому что благополучие общества начинается с благополучия семьи. Если кто-то этого не понимает, то несчастен тот человек.
Из слова после освящения закладного камня
в основание храма во имя святых Петра и Февронии Муромских
в новом микрорайоне Каяс г. Горно-Алтайска
20 сентября 2015 года
21 сентября 2015 года
Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/82333.htm
(64)