Жизнь святителя Игнатия (Брянчанинова) является подтверждением того духовного закона, что никакие искушения, обстоятельства времени или особенности личного положения в обществе не могут препятствовать единению духа человеческого с Духом Божиим.
Труды святителя Игнатия | |
Анализ наследия святителя Игнатия | |
На нашем пути к Богу имеется множество препятствий, не распознав которые, можно направить свою душу в иную сторону и вместо богообщения достичь прелести – самообольщения, бесовского обмана. И значит, необходимо заранее знать, какие ошибки нас могут поджидать при прохождении духовного пути. Творения святителя Игнатия (Брянчанинова) являются прекрасным руководством на нашем личном пути к Богу.
|
|
Как бы мы назвали такого человека? Который в двадцать лет, став послушником, за три года сменил восемь монастырей, не нашел для себя ни одного духовного руководителя, потом в Вологодском архиерейском доме принял монашество и практически через месяц священный сан, в двадцать четыре года стал иеромонахом. В этом же году он становится игуменом монастыря, и не просто игуменом становится двадцатичетырехлетний иеромонах, всего три года проживший в разных монастырях, он становится духовником для всей братии, причем не просто духовником, а человеком, который, как описывают современники, вникал в каждое дело, в каждый поступок, в каждую мысль своего монаха. Потому что тут же он стал принимать откровение помыслов у своих пасомых. (FLV файл. Продолжительность 34 мин. Размер 122.1 Mb)
|
|
Молитва возводит к духовному совершенству и приобщает к благодатной силе Божией, но это не должно рассматриваться как особая цель, а подается лишь как следствие единения с Богом. Иначе в душе затаится корысть, попытка удовлетворить желание своего отдельного «я», отдельного именно от Бога. Истинная же и правильная духовная жизнь состоит в том, чтобы все делать лишь для одного благоугождения Богу и именно потому, что так хочет Он Сам.
|
|
Основываясь на своем глубоком духовном опыте, святитель Игнатий писал, что при Причащении Святых Таин ясно ощущается прикосновение Христа к душе причащающегося, соединение Христа с душой причастника. Это дивное прикосновение христианин начинает ощущать без наставления словом в успокоении, кротости, смирении, любви ко всем, холодности ко всему земному и в сочувствии к будущему веку.
|
|
Готовящемуся к Причащению полезно размышлять о своем недостоинстве, ничтожности, греховности, удобопреклонности человека ко греху, а также о величии Божием, способном возродить человека для жизни вечной, о неизреченной любви Спасителя к роду человеческому, питающему это падшее изменчивое творение Свое Своею Плотью и Кровью, тем самым возводя человеческое существо на самую высшую степень Богообщения.
|
|
На творениях святителя Игнатия, епископа Кавказского, воспитано не одно поколение православных христиан. Оптинские старцы говорили о нем как о человеке, обладающем «ангельским умом», а его творения признавали за лучшее руководство в духовной жизни для современных христиан. Ценность писаний святителя Игнатия заключается в том, что он изучил огромный пласт святоотеческой литературы, а затем изложил основные истины христианства, почерпнутые у святых отцов, в более доступной форме.
|
|
Богословско-аскетическая традиция преподобного Паисия Величковского и святителя Игнатия Брянчанинова
Во всех писаниях преподобного Паисия и святителя Игнатия содержится мысль, которая руководила ими на протяжении всей жизни: цель бытия человека на земле – в восстановлении общения с Богом и в приготовлении к жизни вечной. Достигается же общение с Богом посредством исполнения заповедей Божиих, при условии исповедания Православной веры и принадлежности к Православной Церкви.
|
|
Трагически прав оказался святитель Игнатий, пророчески утверждавший в одном из своих писем – еще более чем за полвека до смертельного для России революционного 1917 года: «Живем в ужасное время: в преддвериях развязки всему».
|
|
Наши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.
|
Источник: http://www.pravoslavie.ru/
(314)