Вечерами на первой неделе Великого поста мы благочестиво стоим в храме. Мы слушаем канон. То и дело там возникают имена тех или иных праведников и грешников. Но они зачастую ничего не значат для нас. Мы пропускаем их мимо ушей, полагая, что речь идет о неких благочестивых образах, которыми Церковь хотела нам что-то доброе сказать. А ведь этими образами сам Бог через преподобного Андрея с нами разговаривает. «Церковь что-то древнее вспоминает, и это, наверное, что-то хорошее о ценностях», – возможно, так мы мыслим, когда читаем или слышим что-то не до конца ясное нам. И не даем себе труда неясное сделать ясным, подготовиться к службе, чтобы понимать как можно полнее то, о чем говорит нам великий покаянный канон. И этим себя окрадываем.
Конечно, общее покаянное настроение во время чтения канона создается вне зависимости от того, как много мы готовы интеллектуально воспринять. Обязательно нужно ходить на покаянный канон Андрея Критского, причем в первую неделю. Это камертон, с помощью которого задается настрой на Великий пост. Потом люди будут говорить: «Тут мы провалились, здесь упали, там пост опрокинули». Великий пост можно начинать в любую единицу времени. Во вторую неделю, в третью. Не надо бояться упасть, надо бояться не встать. И Великий покаянный канон нам поможет.
Перед нами проходит череда ветхозаветных праведников и грешников, угодников Божиих и людей, Бога прогневавших. Преподобный Андрей обращается и к Новому Завету – рассказывает о его святых и о том, что сделал для мира Христос. И всякое его обращение к библейской истории – это повод сопоставить то, что происходило когда-то давно с людьми, с тем, что совершается сейчас с нами. Участвуя в богослужении Великого покаянного канона, мы с вами становимся частью Священной истории. Мы заходим в храм с уличного холода и погружаемся в ту историю, где уже не будет времени, где есть лишь Вечность, которая расставила все на свои места и каждому дала окончательную оценку. И человек, не раскаявшийся перед Богом, не плачущий перед Ним, уже никогда не станет в глазах людей и, главное, в глазах Божиих иным.
Но Церковь не была бы Церковью, не была бы сообществом кающихся грешников, где каждый нуждается в помощи, если бы она поставила акцент на невозможности перемены. Перемены невозможны в истории: там все уже решено. А для нас возможность перемены существует. И даже если нам самим кажется, что ее нет, Церковь напоминает: невозможное человекам возможно Богу (Лк.18:27). В одном из тропарей сегодняшнего канона преподобный Андрей напоминает нам о том, как Господь очистил прокаженную руку пророка Моисея[1]. «Так же, – говорит он, – Бог может убелить и очистить нашу прокаженную жизнь».
Бог не называется в каноне первого дня Великого поста грозным наказателем, мздовоздаятелем. Бог называется в каноне Щедрым к грешникам. Щедрость Божия – в прощении, в желании и готовности двигаться навстречу страдающему и просящему помощи и прощения человеку. Это и есть то, ради чего Церковь предлагает людям пост. Он был бы абсолютно лишен смысла, если бы мы знали, что через полтора месяца придем к Пасхе такими же, как были, или даже еще более сердитыми. А Бог, смотря на нас, махнет рукой.
Бог не машет на нас рукой. Он призывает нас к деятельной ежедневной перемене к лучшему, к борьбе со своими гадами и демонами, обуревающими наши чувства. Бог любит нас и без того, но движение навстречу Ему Он целует. И не останется без благословения Божия шаг человека – смелый шаг – из греха к правде и чистоте. Это очень трудные шаги. Они особенно трудны в первые дни Великого поста, когда мы только начинаем путь к Пасхе. Но блажен, кто осмелится сделать их. Никогда он не пожалеет о них и в них не раскается.
Из кн. «Весна надежды нашей. Великий пост день за днем»
Примечание
[1] Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси. – Великий покаянный канон Андрея Критского, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста. Песнь 6.
Приложение
Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому.
Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского?
Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами.
Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось высоким художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашлись, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца.
Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Утверждают, что канон был написан им для себя.
По оценке исследователей, первоначально сочинение не имело отчетливого разделения на песни и не содержало вошедших впоследствии ирмосов. Утверждается, что ирмосы присоединил в своё время выдающийся отец Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин, а преподобные Феодор и Иосиф Студиты добавили тропари: в честь самого святого Андрея и в честь преподобной Марии Египетской.
Почему канон назван Великим?
Принципиальным отличием Великого канона от прочих является объём его содержания: в Великом каноне насчитывают до 250 тропарей (см.: Канон).
Между тем Великим он назван не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств.
В историческом отношении линия канона разворачивается вдоль всей истории Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов, царей и пророков до жизни Христа и Его поседователей.
В тематическом плане Великий канон затрагивает такие важнейшие разделы православно-христианского учения как догматический, нравственный, аскетический, высвечивает мерзость и опасность греха, являет красоту добродетели.
Начинаясь словами, выражающими надежду и упование на Бога как на Помощника и Покровителя, канон воспроизводит плач покаянной души о грехах. Тема глубокого личного покаяния сочетается с темой взаимоотношений Бога и человека вообще, и вместе — с темой личного преображения и обожения. Таким образом каждый отдельный богомолец ставится в целостную связь с судьбами мира.
Канон приводит множество назидательных примеров, заимствованных из жизни участников библейской истории: от гнусности, нечестивости, беззакония до сокрушения сердца, самоотвержения и христианского подвига. При этом эпизоды ветхозаветной истории гармонично переплетаются с фрагментами Нового Завета, обращениями к Господу Иисусу Христу.
Через обнажение духовного состояния грешников и праведников, через очерчивание их взаимоотношений с Создателем канон настраивает слушателя или читателя на вдумчивое осмысление собственной жизни, погружение в нравственный самоанализ; остерегает от зла, ориентирует на добро, ревность о добродетели; учит не забывать о Божественной Правде и Милосердии, Долготерпении и Любви.
Главная цель творческого порыва преподобного Андрея и авторов, дополнивших текст, состояла в том, чтобы расположить грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твёрдой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить (или усилить) стремление к восхождению от состояния душевного мрака в состояние святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.
Употребление канона за богослужением
Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году.
Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон в частном порядке. Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста.
В современной традиции Великий канон читается за богослужением отдельными частями: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, в четверг пятой седмицы Великого поста.
Великий канон свт. Андрея Критского
(с переводом на русский язык)
Скачать
- В понедельник первой седмицы Великого поста
- Во вторник первой седмицы Великого поста
- В среду первой седмицы Великого поста
- В четверг первой седмицы Великого поста
- В среду пятой седмицы Великого поста (полностью)
Толкования:
- Великий Канон протопресвитер Александр Шмеман
- Церковно-литургическое назидание по «Великому Канону» свт. Андрея, Архиепископа Критского епископ Вениамин (Милов)
- Великое повечерие с каноном Андрея Критского М.С. Красовицкая
- Канон покаянный святителя Андрея Критского в стихотворном переложении священника Гавриила Пакатского
- Великий Канон: история и иконографические параллели прот. Н. Погребняк
- Место Великого канона преподобного Андрея Критского в песнотворческом достоянии Церкви монахиня Игнатия
- Уроки покаяния по библейским сказаниям епископ Виссарион (Нечаев)
- Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона иг. Филипп (Симонов)
Переводы:
- Великий Канон: перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота)
- Великий Канон: перевод митрополита Никодима (Ротова)
- Покаянный Великий Канон святого Андрея Критского в четырех литературных версиях архиепископ Ионафан (Елецких)
- Покаянный Канон Св. Андрея Критского в русском переводе еп. А. Милеант
- Великий покаянный канон: перевод сщмч. Феофана Адаменко
- Великий канон Андрея Критского: перевод Н. И. Кедрова
- Великий канон Андрея Критского: перевод Владимира Ковальджи
- Великий покаянный канон: перевод регента Анны Виноградовой
- Канон великий Св. Андрея Критского в новом переводе на церковнославянский язык: перевод епископа Августина (Гуляницкого)
- Великий канон Андрея Критского на церковнославянском языке
Источник: https://azbyka.ru/
(944)