Священномученик Власий Севастийский (проповеди)

День памяти: 11 февраля

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Священномученик Влаcий

(О кротком обращении с животными)

I.

Св. священномученик Власий, ныне прославляемый, по происхождению был грек; он жил в IV веке; за свою святую жизнь он был избран епископом г. Севастии. Еще при жизни он отличался кротостью и сострадательностью по отношению к животным и зверям, как домашним, так и диким. По причине гонения, епископ скрывался в пустыне; там молился и безмолвствовал; дикие звери приходили к нему и он, возложив на них руки, благословлял их, а больных из них исцелял. За это и звери по своему оказывали святому уважение: когда Власий молился, тогда звери стояли около пещеры его и не нарушали тишины молитвы. Скоро убежище его было открыто, и он взят был к допросу, после которого и был приговорен к смерти, как отказавшийся поклониться языческим богам.

Пред усечением главы, св. Власий молился Богу о всем мире и особенно о тех, которые будут совершать память о нем.

Светлое облако осенило мученика и послышался голос Господа Иисуса Христа: «исполню все прошения твои, возлюбленный подвижник Мой»!

И в нашей православной России празднуется память священномученика Власия. Его издавна считают покровителем рогатаго скота и служат ему молебны при выгонах на пастбище и во время болезни животных.

II.

Пример св. священномученика Власия, кротко обращавшагося с животными, научает и нас, братие, с кротостью и с состраданием обращаться с нашими домашними животными.

а) В слове Божием читаем: не заграждай рта волу, когда он молотит (Второзакон. XXV, 4). Есть у тебя скот? наблюдай за ним, и если он полезен тебе, то пусть останется у тебя (Сирах. VII, 24).

б) И св. церковь тоже молится об умножении скотов и сохранении их здоровья: «благослови стадо скотов и умножи их, и избави от губительного недуга», читает священник в молитве при выгоне на пастбище.

в) Не ту же ли необходимость заботиться о домашней рабочей скотине внушает нам и здравый наш разум? не подсказывает ли он нам, что всякий скот, и животное, и птица – творение Божие, а потому ни ты, ни я, ни другой не имеем права обижать, мучить и морить их. Притом скоты и животныя могут жить и без нас (наприм. дикия); Бог их питает и хранит. Но земледелец не может жить без помощи скота. Лошади и волы обрабатывают землю и перевозят тяжести, овцы дают теплую одежду, коровы пищу и обувь. Как же поднимутся у тебя, жестокий хозяин, руки на Божие создание, тебе же нужное и полезное? Не значит ли то, что, когда ты мучишь, моришь голодом и бьешь животных, ты, оскорбляя Творца и Господа всякой твари, разрушаешь свое собственное благосостояние?

г) Если прислушаться к голосу нашего сердца, и оно подскажет нам жалость, сострадание и участие к безответным, не разумным и вместе с тем почти даровым нашим работникам – лошадям. Вспомним их труды, и тяжести, и терпение. Ведь они – крылья и сотрудники земледельца. -И за все это они не требуют от него ни платы, ни одежды, ни обуви, а лишь соломы и сена, и немного овса.

д) Приведем и пример из жизни святых. Вот преподобный отец Герасим иорданский любил скотов и зверей, кормил их, ласкал и лечил. Однажды в Великий Пост, ходя по пустыне иорданской, он встретил льва с больною, от занозы отекшею, ногою. Св. старец вынул из ноги занозу, очистил и обвязал рану полотном, и отпустил зверя. Но лев, как бы в благодарность, не отходил от благодетеля и шел за преподобным. С того времени он кормил зверя и приказал ему караулить осла, возившаго воду на нужды монастыря. Когда осел был украден, то лев охотно исполнял обязанности осла, возя воду в монастырь.

По смерти своего благодетеля, преп. Герасима, благодарный лев долго тосковал, рычал по нем и на могиле его издох. (Ч.-М. 4 марта).

III.

И так, все научает нас оставить жестокость и суровость в обращении с нашими домашними животными и обращаться с ними с кротостью и жалостью.

Проповедь митрополита Сурожского Антония

Священномученик Власий Севастийский

24 февраля 1974 г.

Древняя Церковь совершала Божественную литургию на гробницах мучеников, в тайных местах, где первые христиане хоронили тех, которые так сумели возлюбить Бога, так были Ему преданы, что не только душой, но костьми легли и кровью истекли ради веры в Бога и веры в человека; в наше время мы совершаем Божественную литургию на престолах, куда вложена частица их мощей. И сегодня Церковь празднует день святого Власия Севастийского, которого мы поминаем за каждой службой, прося его молитвы, потому что частица его многострадального, Богом подаренного и людям отданного тела находится в священном антиминсе – том плате, на котором мы совершаем Божественные Тайны.

Мы дивимся святым, изумляемся им, хвалим их церковно, молимся им частно и соборно; но этого мало! Святой Иоанн Златоустый сказал, что подлинное почитание святого – это уподобление ему, следование его примеру. Святой Власий Севастийский дорог Церкви тем, что он, в IV веке, когда мало еще кто дерзал быть Христовым учеником, стал таковым. Он исповедовал православную веру, за нее он был гоним, за свою верность Богу и вере он пострадал мученической смертью.

И одна из черт его личности, которая в течение всей его жизни делала его близким и дорогим окружающему его народу, была его способность, что бы с ним ни происходило, каковы бы ни были обстоятельства его жизни, забыть о себе до конца, совершенно, и вспомнить только о нужде тех, которые вокруг него находились. Нам рассказывается о том, что его милосердие распространялось не только на людей, но на всю Божию тварь, которую он любил ласковой, действительно Богоподобной любовью, и когда его вели на мучения, то на пути встретилась хромая собака, и, забыв, что он идет на смерть, он остановился, ее благословил, и она ушла цела…

Его любовь действительно была той любовью, которую нам заповедал Господь – любовью к родным, дорогим людям, к своим и к дальним, которые Богу близки и поэтому нам родные, кровно свои; любовью ко всему тому, что сотворил Господь Своей державой и Своей любовью.

Мы можем научиться от него отдавать себя щедро, самозабвенно Богу и людям; мы можем от него научиться, что за чистоту нашей православной веры можно жить крестной жизнью и умирать смертью мученика. Мы можем научиться от него, что любить Бога – это значит ценой своей жизни, а порой своей смерти, изливать Божию любовь на всех тех, которых создал, восхотел и возлюбил Господь… Научимся от него жить и, если нужно, умирать, и будем оглядываться вокруг себя на тех людей среди нас, близких и дальних, которые умеют жить так, как нам заповедал Христос и как жили святые, и умирать, как они, забыв все, кроме Божией правды, кроме своей веры, кроме своей любви к Богу и людям. И почитая их, изумляясь им, постараемся быть подобными им – великодушными, смелыми, Божиими. Аминь.


Источники:

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij-sostavlennykh-na-kazhdyj-den-goda/9_17

https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/propovedi/4_8

(79)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *