ЧТО ТАКОЕ МАСЛЕНИЦА И КАК ПРАВИЛЬНО ЕЕ ПРАЗДНОВАТЬ? КАКАЯ ПОЛЬЗА ОТ СОРОКОУСТА И КОГДА ЕГО НУЖНО ЗАКАЗЫВАТЬ?

Вопросы священнику:

  ЧТО ТАКОЕ МАСЛЕНИЦА И КАК ПРАВИЛЬНО ЕЕ ПРАЗДНОВАТЬ?
  КАКАЯ ПОЛЬЗА ОТ СОРОКОУСТА И КОГДА ЕГО НУЖНО ЗАКАЗЫВАТЬ?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.


ЧТО ТАКОЕ МАСЛЕНИЦА И КАК ПРАВИЛЬНО ЕЕ ПРАЗДНОВАТЬ?

ы с вами, дорогие братья и сестры, находимся на пороге Великого поста – великого путешествия внутрь себя, в глубины своего сердца, чтобы обрести там Бога.

Постепенно за несколько недель Церковь начинает готовить верующих к Святой Четыредесятнице. В прошлую субботу на воскресном всенощном бдении уже звучали катавасиями ирмосы Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В Неделю о Страшном суде (мясопустную) мы в последний раз перед Великим постом вкушали мясо. Шаг за шагом Церковь вводит человека в пустыню благодатную и спасительную Великого поста.

С понедельника началась у нас Сырная седмица, которая будет длиться неделю – с 24 февраля по 1 марта. В этот период времени вкушается вся пища, кроме мяса. Тело человека постепенно словно бы облегчается, истончается перед постом. Данная седмица называется Сырной, или Масленицей также и потому, что акцентируется внимание на том, что это еще не пост. Даже отменяется пост в среду и пятницу: так называемая сплошная седмица. Можно есть молочные продукты, яйца, рыбу, но это уже не Святки или любой другой период, когда вкушается и мясо. Масленица –праздник, который устремлен к Великому посту, это преддверие поста. Это веселие, но не разгул. Это радость, которая в сердцевине своей растворена уже покаянием, слезами и скорбью, словно некими спасительными лекарствами. Можно в Сырную седмицу посещать родственников, друзей, объединиться в братской любви за общим столом в праздновании и ожидании Святой Четыредесятницы.

Богослужения в Сырную седмицу также особенные. В них уже помимо поминовения рядовых святых вплетаются молитвословия Триоди Постной. А на Литургиях читаются Евангельские зачала, более всего напоминающие так называемые Страстные Евангелия, читаемые на утрене Страстной Пятницы. Церковь словно бы говорит человеку, что центральным событием Великого поста являются Страсти Христовы и что христианин в этот период мысленно, сердечно, духовно должен углубиться в созерцание Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа. В среду же (день воспоминания предательства Иудой Спасителя) и пятницу (день воспоминания смерти Христовой) Сырной седмицы Литургии и вовсе не служатся, вместо них полагается богослужение великопостное. Например, читаются 1, 3, 6 и 9-й часы со специальными тропарями и коленопреклоненными молитвами преподобного Ефрема Сирина.

В саму же Неделю Сыропустную, в которую воспоминается Адамово изгнание из рая, на Литургии заготавливаются Агнцы (Тело и Кровь Христовы) для Литургий Преждеосвященных Даров, которые будут служиться в среду и пятницу первой седмицы Великого поста. А после Литургии совершается вечерня с великим уже постовым прокимном, с чтением молитвы, в которой испрашивается благословение на Великий пост, и с чином прощения, когда все верующие в храме испрашивают друг у друга прощения, чтобы, очистившись от злобы и немилости, наполнившись любовью и покаянием, встретить начало Великого поста.

К сожалению, сегодня в праздновании Масленицы можно видеть возрождение древних языческих солярных (связанных с солнцем) культов плодородия. Когда Масленица воспринимается только сама по себе, в отрыве от Великого поста, в отрыве от Христа, тогда она превращается в праздник угождения плоти, фактически в грех.

Мы же, христиане, будем помнить, что Сырная седмица, или Масленица не существует как праздник сама по себе, но является дверью во Святую Четыредесятницу, где нас ждет Господь Иисус Христос. Пусть же Масленица для нас будет не пиршеством и пресыщением плоти, но началом весны и расцвета души, которой является Великий пост. Это время, когда душа, ничем не обремененная, взлетает в Небеса – к Богу.

КАКАЯ ПОЛЬЗА ОТ СОРОКОУСТА И КОГДА ЕГО НУЖНО ЗАКАЗЫВАТЬ?

не всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.

В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.

Откуда взялось число «сорок»?  Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».

Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию.  В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» – похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».

Но как бы то ни было, нужно сказать, что сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.

И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы – православные христиане – верим, что так оно и происходит.

Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.

Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви.

Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее?..» Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.

Также не следует к чтению молитв, в том числе и к сорокоусту, относиться как товарно-денежным отношениям или с определенной долей магического восприятия. Сто рублей заплатил, в трех храмах поставил тридцать три свечи, заказал в семи храмах семь сорокоустов – и все. Религиозную норму выполнил. Нет. В Церкви отсутствует механистически-формальный подход. В вере все нужно пропускать через душу. Господь от нас требует изменения себя.

Он говорит каждому из нас: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26).


Источники:

https://pravlife.org/ru/content/chto-takoe-maslenica-i-kak-pravilno-ee-prazdnovat

https://pravlife.org/ru/content/kakaya-polza-ot-sorokousta-i-kogda-ego-nuzhno-zakazyvat

(161)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *