Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18; 10-14).
Предостерегая всех нас, чтобы мы не гордились, не хвалились, считая себя праведными и лучше других, но чтобы со смирением, видя свои грехи, сокрушались о них, никого не осуждая, потому что только смиренный человек возвышается душою к Богу, — Иисус Христос и сказал эту притчу.
С этой недели Святая Церковь начинает подготовку верующих к Великому посту.
Материалы на портале Православие.RU:
Притча о мытаре и фарисее, евангельское чтение и его толкование | |
Гордость фарисея и уверенность его в собственной праведности были таковы, что он искал первого места не только в глазах людей, но и перед Богом, и занимал лучшее место не только за обедами и собраниями, но и за молитвой. Одного этого достаточно, чтобы понять, какой страшной неправедностью поражен фарисей и как ослепил его грех. Грех ослепляет. |
|
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. |
|
Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца. Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. |
|
Проповеди | |
Поучение в неделю о мытаре и фарисее. О молитве и покаянии В ныне чтенном Евангелии изображена молитва мытаря, привлекшая к нему милость Божию. Молитва эта состояла из следующих немногих слов: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк., 18:13). Достойно внимания и то, что такая краткая молитва услышана Богом, и то, что она произносилась в храме во время общественного Богослужения, во время чтения и пения псалмов и других молитвословий. Молитва эта одобряется Евангелием, выставляется в образец молитвы: благочестивое рассмотрение ее делается нашим священным долгом. |
|
Неделя о мытаре и фарисее. Евангелие об истинном и мнимом богомольце Человек некий пришел в лес, чтобы выбрать дерево на доски. И увидел он два дерева, стоящие рядом. Одно было гладким и стройным, но с гнилою древесиной внутри. Другое снаружи было шероховатым и невзрачным, но со здоровою сердцевиной. Вздохнул человек и сказал самому себе: «На что мне это гладкое и высокое дерево, раз оно гнилое и на доски не годится? То, другое, хоть и шершавое, и невзрачное, но, по крайней мере, внутри здоровое; и если я чуть больше потружусь над ним, оно вполне может сгодиться на доски для моего дома». И, не долго думая, он выбрал второе дерево. |
|
|
|
Слово в неделю о мытаре и фарисее Слепота наша в том, что считаем себя зрячими: слишком горды мы. Мы все видим, все переживаем, только не видим греха своего, и оттого слепы… |
|
Слово в Неделю о мытаре и фарисее Со вчерашнего дня началось приготовление к празднику Святой Пасхи. Вчера мы услышали: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» Сегодня же проповедуется смирение. И для примера берется притча о мытаре и фарисее, сказанная Господом нашим Иисусом Христом. Итак, попытаемся сказать что-нибудь о смирении. |
|
Мытарь оказался более оправданным, чем праведный фарисей. Преобразилась природа вещей. Вознесшийся к небесам, низвергся гордыней. Достигший смирения, вознесся к высотам. О мытарь, собиратель человеколюбия! О грешник, открывший грешникам путь к дерзновенной молитве! |
|
Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее Дай нам, Господи, осознания по-настоящему грехов наших, дай, Господи, искреннего покаяния нам. Мытарева воздыхания этого, а не фарисеева высокоглаголания, – как мы сегодня слышали в святых словах Божиих Триоди постной. И особенно да откроет Господь нам во дни этого предстоящего поста души наши к покаянию – настоящему, к умилению, к молитве, к труду святому. Всё во славу Божию и во спасение души своея. |
|
Слово в Неделю о мытаре и фарисее Сегодня мы будем говорить с вами о той тяжелейшей духовной болезни, о которой предупреждает нас в сегодняшнем Евангелии Христос Спаситель, о которой предупреждает нас Святая Церковь, поставив ежегодно накануне Великого поста именно это чтение Святого Евангелия – притчу Господню о мытаре и фарисее, чтобы каждый из нас из года в год задумывался о возможности для каждой человеческой души, для каждого из нас смертельной опасности развития такой болезни, о которой неоднократно Сам Христос Спаситель в Евангелии говорит как о самой страшной, порой неизлечимой болезни в духовной жизни человека. (MP3 файл. Продолжительность 27:14 мин. Размер 13.1 Mb) |
|
О мытарях, фарисеях и о самих себе. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее В Евангелии святым апостолом Лукой для нас сохранены грустные слова Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Что же может так разорить в человеческих душах великое дело Христово? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, где и когда были произнесены эти слова? Они были сказаны Спасителем непосредственно перед тем, как начать притчу о мытаре и фарисее. Надменная гордыня, осуждение ближних, настойчивое самооправдание и в конце концов упорное противление Богу будут причинами духовных катастроф и поражений многих из тех, кто вначале уверует во Христа. |
|
Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день памяти святителя Григория Богослова Дорогие мои, други наши, три события, три памяти должны одновременно воскреснуть сегодня в нашем сердце и уме. “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…” — зазвучало вновь во всеуслышание в храмах Божиих. И повеяло тихим покаянным временем поста. Евангельские фарисей и мытарь заставляют нас сегодня заглянуть в свое сердце и увидеть в нем или фарисейское:“…я не таков, как прочие человецы…” — или, узрев там бездну греха, склониться перед Богом с мытаревым смирением в покаянии (Лк. 18, 11). |
|
Слово в неделю о мытаре и фарисее Но убоимся и тени помысла «Слава Богу! Несмь, якоже прочии человецы». Страшен душе самоцен, гибель для души оценивать других, сравнивая с собою. Тотчас все доброе в нас теряет пред Богом всякую цену и достоинство, и становится достоянием вражией гордыни. |
|
Что нам такого уж плохого о нем известно, что почти две тысячи лет не даем духу его покоя, но все поминаем и поминаем его недобрым словом. Каким именно? Да этим: «фарисей». |
|
Современные мытарь и фарисей. Слово в Неделю о мытаре и фарисее Два человека зашли в храм. Один – фарисей молился в себе так: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой как все: как грабители, обидчики, прелюбодеи, или как тот человек, который стоит рядом – мытарь. Я пощусь два раза в неделю, даю десятину от всех своих доходов, много чего еще доброго делаю». (MP3 файл. Продолжительность 7:24 мин. Размер 5.4 Mb) |
|
Если леденец вынуть изо рта и засунуть в карман (как случалось в детстве), то уже через минуту он будет облеплен мелким сором, и сунуть его обратно в рот не будет никакой возможности. Подобным образом облепливаются чуждым смыслом слова, и со временем уже трудно понять смысл прямой и непосредственный. Вкус леденца заменится вкусом сора. К. Льюис в книге «Просто христианство» писал, что в XIX веке «джентльменом» называли каждого мужчину, живущего на доходы с капитала и имеющего возможность не работать, неважно был ли он галантен и образован или нет. Можно, то есть, было, не вызывая смеха, сказать: «Джентльмен X – порядочная скотина». Но сегодня это слово иначе, как с воспитанностью и порядочностью не ассоциируется. Подобные метаморфозы сопровождают бытие термина «фарисей». |
|
Слово в неделю о мытаре и фарисее Мне как-то в одном обществе очень верующих людей сказали, что евангельское чтение не нужно объяснять каждое воскресенье, потому что ведь одни и те же евангельские чтения читаются по воскресеньям. «Сколько воскресений в году – столько и евангельских чтений, и мы уже знаем все рассказы Евангелия, которые читаются по воскресеньям». Это совсем не так! Мы не только не знаем, мы забываем очень часто самое нужное для нашей духовной жизни. |
|
Два пути духовной жизни. Слово в Неделю о мытаре и фарисее Для нас путь только один – сознать, что мы не достигли еще мытарева смирения и покаяния. Признаем себя фарисеями – и не погрешим против истины. (MP3 файл. Продолжительность 13:20 мин. Размер 9.7 Mb) |
|
Тайна успеха. Беседа в неделю о мытаре и фарисее Где же плод Евангелия, Божиих заповедей? Эти годы, проведенные в Церкви, к чему нас приводят в конце концов? |
|
|
Вопросы священнику | |
Почему на неделе о мытаре и фарисее не соблюдаются среда и пятница как постные дни? Здравствуйте, батюшка! Почему в неделю о мытаре и фарисее не соблюдаются среда и пятница как постные дни? Спаси Вас Господь! С уважением. |
|
В какие дни недели постился фарисей из евангельской притчи? Здравствуйте! Христос рассказывает притчу про фарисея и мытаря в церкви. Фарисей говорит, что делает то-то и то-то, и в том числе он говорит, что постится два раза в неделю. Скажите, пожалуйста, что это были за дни недели, и в связи с чем они были постными. Спасибо! |
|
Кто такие фарисеи? |
Статьи | |
Это что же, если порядочный человек умрет в нераскаянии, лишится Царства, а какой-нибудь подлец, стоит ему покаяться и уверовать, будет спасен? |
|
![]() |
|
|
|
Богослужения | |
|
|
|
|
|
|
|
Источник: http://www.pravoslavie.ru/
(442)