Собор святых семидесяти апостолов (подборка материалов)

imagesСобор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

День празднования: 4 января

Кроме празднования Собора святых апостолов, Церковь совершает память каждого из них втечение года:

[апостола Иакова, брата Господня] (23 октября),
[Марка евангелиста] (25 апреля),
[Луки, евангелиста] (18 октября),
[Клеопы], брата [Иосифа Обручника], [Симеона], сына его (27 апреля),
[Варнавы] (11 июня),
[Иосии], или Иосифа, называемого Варсавою или Иустом (30 октября),
[Фаддея] (21 августа),
[Анании] (1 октября),
Стефана, архидиакона (27 декабря),
[Филиппа] из [7 диаконов] (II октября),
[Прохора] из 7 диаконов (28 июля),
[Никанора] из 7 диаконов (28 июля и 28 декабря),
[Тимона] из 7 диаконов (28 июля и 30 декабря),
[Пармена] из 7 диаконов (28 июня),
[Тимофея] (22 января),
[Тита] (25 августа),
[Филимона] (22 ноября и 19 февраля),
[Онисима] (15 февраля),
[Епафраса] и [Архиппа] (22 ноября и 19 февраля),
[Силы], [Силуана], [Крискента], или Криска (30 июля),
[Криспа] и [Епенета] (30 июля),
[Андроника] (17 мая и 30 июля),
[Стахия], [Амплия], [Урвана], [Наркисса], [Апеллия] (31 октября),
[Аристовула] (31 октября и 16 марта),
[Иродиона], или Родиона (8 апреля и 10 ноября).
[Агава], [Руфа], [Асинкрита], [Флегонта] (8 апреля),
[Ерма] (5 ноября и 31 мая),
[Патрова] (5 ноября),
[Ермия] (8 апреля),
[Лина], [Гаия], [Филолога] (5 ноября),
[Лукия] (10 сентября),
[Иасона] (28 апреля),
[Сосипатра] (28 апреля и 10 ноября),
[Олимпа] или Олимпана (10 ноября),
[Тертия] (30 октября и 10 ноября),
[Ераста], [Куарта] (10 ноября),
[Евода] (7 сентября),
[Онисифора] (7 сентября и 8 декабря),
[Климента] (25 ноября),
[Сосфена] (8 декабря),
[Аполлоса] (10 сентября и 8 декабря),
[Тихика], [Епафродита] (8 декабря),
[Карпа] (26 мая),
[Кодрата] (21 сентября),
[Марка], он же Иоанн, [Зины] (27 сентября),
[Аристарха] (15 апреля и 27 сентября),
[Пуда], [Трофима] (15 апреля).
[Марка], племянника [Варнавы], [Артема] (30 октября),
[Акилы] (14 июля),
[Фортуната], [Ахаика] (4 января).

По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты [Марк] и [Лука], сподвижник святого апостола [Павла] [Тимофей], ученик святого евангелиста [Иоанна Богослова] святой [Прохор] и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

К 70-ти апостолам причислены еще два — святые апостолы [Кифа], которому явился Господь по Воскресении [(1 Кор. 15, 5 — 6)], и [Симеон], по прозванию Нигер [(Деян. 13, 1)], так как они тоже прославились апостольской проповедью.

Особо Церковь почитает и восхваляет 70 апостолов за то, что они научили почитать Троицу Единосущную и Нераздельную.

В IX веке Православная Церковь приняла от [Иосифа Песнописца] [канон на день Собора 70-ти апостолов Христовых].

Список Святых апостолов:

Апостол от 70-ти Филимо́н Газский, епископ
Апостол от 70-ти Криске́нт Галатийский, епископ
Апостол от 70-ти Стефа́н, первомученик, архидиакон
Апостол от 70-ти Ти́хик Колофонский, епископ
Апостол от 70-ти Ки́фа Иконийский (Колофонский), епископ
Апостол от 70-ти Крисп Эгинский
Апостол от 70-ти Лин, папа Римский
Апостол от 70-ти Силуа́н Солунский (Фессалоникийский), епископ
Апостол от 70-ти Андрони́к Паннонийский, епископ
Апостол от 70-ти Га́ий Ефесский, епископ
Апостол от 70-ти Марк Евангелист, Александрийский, епископ
Апостол от 70-ти Трофи́м
Апостол от 70-ти Кли́мент, епископ
Апостол от 70-ти Си́ла Коринфский, епископ
Апостол от 70-ти Иасо́н Тарсийский, Керкирский, епископ
Апостол от 70-ти Флего́нт Марафонский, епископ
Апостол от 70-ти Ариста́рх Апамейский, епископ
Апостол от 70-ти Лука́ Евангелист, иконописец
Апостол от 70-ти Ана́ния Дамасский, епископ
Апостол от 70-ти Сосфе́н Колофонский, епископ
Апостол от 70-ти Фадде́й Едесский, Бейрутский, епископ
Апостол от 70-ти Фили́пп, диакон
Апостол от 70-ти Про́хор Никомидийский, епископ
Апостол от 70-ти Тимофе́й Ефесский, епископ
Апостол от 70-ти Тит Критский, епископ
Апостол от 70-ти Епене́т Карфагенский, епископ
Апостол от 70-ти Ке́сарь Диррахийский, епископ
Апостол от 70-ти Пуд
Апостол от 70-ти Руф Фивский, епископ
Апостол от 70-ти Ерм (Е́рмий) Далматский, епископ
Апостол от 70-ти Арте́ма Листрийский, епископ
Апостол от 70-ти Епафроди́т Адриакский, сподвижник ап. Па́вла, епископ
Апостол от 70-ти Патро́в Неаполитанский и Путеольский, епископ
Апостол от 70-ти Урва́н Македонский, епископ
Апостол от 70-ти Ерм (Е́рма) Филиппопольский, епископ
Апостол от 70-ти Аполло́с (Апе́ллий) Александриец, Критский, Кесарийский, Смирнский, епископ
Апостол от 70-ти Парме́н, диакон
Апостол от 70-ти Архи́пп Колосский, епископ
Апостол от 70-ти Диони́сий Ареопагит, Афинский, епископ
Апостол от 70-ти Куа́рт (Кварт) Беритский (Бейрутский), епископ
Апостол от 70-ти Луки́й (Лука́) Лаодикийский, епископ
Апостол от 70-ти Варна́ва (Иоси́я) Медиоланский, Кипрский, епископ
Апостол от 70-ти Оли́мп (Олимпа́н)
Апостол от 70-ти Тимо́н Бострийский, епископ
Апостол от 70-ти Сосипа́тр Иконийский, Керкирский, епископ
Апостол от 70-ти Алфе́й Капернаумский
Апостол от 70-ти Онисифо́р Колофонский, епископ
Апостол от 70-ти Асинкри́т Гирканский, епископ
Апостол от 70-ти Фортуна́т
Апостол от 70-ти Варса́ва (Ио́сиф, Иу́ст), Елевферопольский, епископ
Апостол от 70-ти Те́ртий (Тере́нтий) Иконийский, епископ
Апостол от 70-ти Карп Берийский (Македонский), епископ
Апостол от 70-ти Филоло́г Синопский, епископ
Апостол от 70-ти Симео́н Нигер
Апостол от 70-ти Стахи́й Византийский, епископ
Апостол от 70-ти Епафра́с Колосский и Иерапольский
Апостол от 70-ти Иа́ков, брат Господень по плоти, Иерусалимский, епископ
Апостол от 70-ти Аха́ик
Апостол от 70-ти Аристову́л Вританийский (Британский), епископ
Апостол от 70-ти Зи́на Законник, Диоспольский (Лиддский), епископ
Апостол от 70-ти А́мплий Диоспольский, епископ
Апостол от 70-ти Никано́р, диакон
Апостол от 70-ти Ево́д Антиохийский, епископ
Апостол от 70-ти Симео́н Иерусалимский, сродник Господень по плоти, епископ
Апостол от 70-ти Нарки́сс Афинский, епископ
Священномученик Кли́мент Римский, папа Римский
Апостол от 70-ти Ера́ст Панеадский, епископ
Апостол от 70-ти Апе́ллий (Апелле́с) Ираклийский (Фракийский), епископ
Апостол от 70-ти Они́сим
Апостол от 70-ти Родио́н (Иродио́н) Патрасский, епископ
Апостол от 70-ти Клео́па, брат Ио́сифа Обручника
Апостол от 70-ти Кодра́т Афинский и Магнезийский, епископ
Апостол от 70-ти Аки́ла Гераклейский, епископ
Апостол от 70-ти Ага́в
Апостол от 70-ти Марк (Иоа́нн), Вивлейский, епископ
Апостол от 70-ти Марк Аполлониадский, епископ

Тропарь апостолов

глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Перевод: Апостолы святые, молите Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.

Кондак апостолов

глас 2

Христовых учеников лик седмьдесят/ Божественно, вернии, в песнех восхвалим,/ теми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную,// и пребывают светильницы Божественныя веры.

Перевод: Святое собрание семидесяти Христовых учеников, верующие, молитвенными песнопениями прославим, ибо они научили нас почитать Троицу Нераздельную и являются светильниками Божественной веры.

Ин кондак апостолом

глас 1

Звезды светлыя, яко двунадесятем способницы, / Христос вас яви, премудрии, / озаряющия мир светом проповеди/ и в веру приведшия множество безчисленно язык, апостоли Божественнии./ Сего ради днесь восхваляем верою вашу память,/ молите спастися душам нашим.

Перевод: Звезды яркие, помощниками двенадцати (апостолов) Христос вас явил, премудрые, озаряющими мир светом проповеди и к вере приведшими бесчисленное множество народов, апостолы святые. Потому сегодня прославляем с верой вашу память, молитесь о спасении душ наших.

Статьи об апостолах
из собора 70-и святых апостолов

Марк Евангелист, Византия. XIV вЕВАНГЕЛИСТ МАРК – НАШ СОВРЕМЕННИК

Посмотрите, какое Евангелие от Марка динамичное, совсем как наша жизнь теперь. Одно событие в нем сменяется другим, одно – другим, и всё это без пауз, незамедлительно. Причем суетливости нет и в помине.

Икона великих святых Антиохийской Православной Церкви«ВСЯ СВЯТЫЯ ПОМЯНУВШЕ…»

Их словами мы молимся и славим Господа; их подвигами вдохновляемся; читая их творения, пытаемся постичь глубины православного вероучения… Они так привычны нам, эти святые, некогда жившие, учившие, подвизавшиеся на Сирийской земле.

Трапеза в Эммаусе. Христос, апостолы Лука и КлеопаСВЯТОЙ АПОСТОЛ КЛЕОПА

В тот же вечер, достигнув Еммауса, они собрались для трапезы. И как в день Тайной вечери, Господь взял хлеб, благословил и подал им. Тогда глаза их открылись, и они узнали Спасителя. Но Христос стал невидим, свидетельствуя грядущим поколениям, что Его присутствие в Евхаристии есть истинный знак Воскресения.

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ПЕРВОМУЧЕНИК И АРХИДИАКОН СТЕФАН

Святой мученик встретил смерть с радостью и душевным спокойствием. И при последнем издыхании он успел произнести, подобно поднятому на Крест Иисусу, слова наивысшей любви к своим врагам: «Господи! не вмени им греха сего».

ПРЕЕМНИК ПЕРВОВЕРХОВНОГО АПОСТОЛА (АПОСТОЛ ТИМОФЕЙ)

Диакон Павел Сержантов

Вопрос о том, кто из апостолов займет место по правую руку Христа, возник еще до крестных страданий Спасителя. Сам Христос решил его так: «Кто хочет быть первым, тот пусть будет последним из всех и всем слугой» (Мк. 9:.35). Несмотря на это, отдельные христиане претендовали на высший авторитет в общинах единоверцев и в подкрепление претензий именовали себя: мы – Петровы или мы – Павловы. Похоже, они властно обозначали свое преемство: «Мы напрямую связаны с верховным апостолом. Старший из нас является его полномочным представителем. Даст Бог, станет и его преемником. Мы посмотрели, как живет ваша община, выслушайте же наши нарекания и распоряжения».

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ТИМОФЕЙ

Апостол Тимофей был посланником святого Павла и действенным орудием благодати в управлении Божиими Церквами, в исправлении нравов и хранении доброго залога.

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ОТ 70-ТИ ТИТ, ЕПИСКОП ГОРТИНСКИЙ

Когда ему было 20 лет, он услышал голос с неба, сказавший ему: «Тит, тебе нужно покинуть это место и отправиться в Иерусалим, чтобы найти спасение души, потому что языческая мудрость не может принести ничего полезного».

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ОТ 70-ТИ ОНИСИМ

Онисим не просто был безучастен к боли, но, казалось, даже испытывал радость в этом испытании. Через восемна­дцать дней, видя, что твердость святого в заключении и при пытках привлекает к нему расположение язычников, ти­ран выслал Онисима в город Путеолы, недалеко от Неаполя. Несмотря на запрет властей, Онисим сразу же начал проповедовать Евангелие — и вскоре многие его слушатели обра­тились в христианство.


Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Собор святых семидесяти апостолов

(Уроки, извлекаемые из жизни св. апостолов для христиан: мы должны а) учить других добрым примером, б) великодушно прощать обиды и в) терпеливо переносить скорби)

I.

Четвертаго января св. церковь чествует память всех семидесяти апостолов вместе. Этот праздник называется «Собором семидесяти апостолов»,т.е.. собранием верующих для прославления семидесяти апостолов.

Св. евангелист Лука повествует, что I. Христос, кроме двенадцати апостолов, которые следовали за Ним, избрал еще семьдесят апостолов и послал их в города и села проповедывать слово Его. Он дал им силу творить чудеса, не велел им заботиться о потребностях житейских, но призывать людей к вечной жизни. Когда эти семьдесят апостолов возвратились к Господу и с радостию сказали Ему: Господи, и бесы повинуются нам именем Твоим, Иисус отвечал: не о сем радуйтесь, но о том, «что имена ваши написаны на небесах».

После вознесения Иисуса Христа святые апостолы, укрепленные благодатию Духа Святаго. усердно продолжали дело, завещанное им Господом. Они неутомимо обходили города и села, везде проповедуя слово Божие, служа образцами св. жизни и крестя уверовавших во имя Отца и Сына и Св. Духа.

Много они терпели бедствий и гонений; язычники вооружались против них, заключали их в темницы, предавали мучениям, но они все переносили с терпением и твердостию. «Мы терпим голод и жажду, и наготу, и побои», пишет св. апостол Павел, «и скитаемся и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, а мы благословляем; нас гонят, мы терпим; нас хулят, мы молимся». Вот какова была жизнь святых апостолов, жизнь, исполненная трудов и лишений, но осененная благодатию Божией, ибо они исполняли волю Божию. Сила Господня видимо помогала им в делах их. Изгнанные из одной страны, они шли в другую и, таким образом, самое гонение способствовало к распространению слова Божия.

Апостолы проповедывали смирение и презрение богатства людям, привязанным к земным благам, славе и величию, они в жизни сей обещали только страдания. Уверовавшие подвергались страшным гонениям; а между тем вера христианская быстро распространялась и утверждалась в сердцах. Проповедь апостолов состояла, как говорит апостол Павел: «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1Кор. II. 4). Они поучали не одними словами, «но и примером добродетельной жизни, терпения, кротости и делами любви». Многие из апостолов скончались мученическою смертию.

II.

а) По примеру св. апостолов и мы должны не только словом, но главным образом добрым примером жизни содействовать распространению христианской веры и славы Божией: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех», говорит Господь.

б) Подражая св. апостолам, для прославления коих мы собрались, и мы будем великодушно прощать обиды нашим врагам, молиться за злословящих нас и добро творить притесняющим и ненавидящим нас, дабы уподобиться Господу, простившему Своих врагов и молившемуся за них Отцу Своему небесному, и получить от Него милость и прощение наших безчисленных грехов пред Ним.

в) По примеру ныне прославляемых св. апостолов и мы должны с великим терпением переносить все скорби за благочестивую христианскую жизнь и за имя Христово: «блажени есте, егда поносят вас и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради: возрадуйтеся и возвеселитесь: яко мзда ваша многа на небесех», сказал Господь Своим ученикам и всем верным Своим последователям.

III.

«Всяку радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение, терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершени и всецели, ни в чем же лишени», учит св. апостол Павел, показывая великую пользу терпеливаго перенесения скорбей, постигающих как и св. апостолов всякого христианина.

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О послании Семидесяти

Лк.10:1-15.

Кроме двенадцати, Господь однажды избрал «и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Господь послал их «как агнцев среди волков». Агнец перед волком и так беззащитен, а Господь лишает их и последней опоры независимости: «Не берите, – говорит, – ни мешка, ни сумы, ни обуви». И не разрешает соблазняться ничем душевным, ничем так сказать естественно человеческим, и даже повелевает «никого на дороге не приветствовать». Он как бы полностью отдает Своих посланцев на волю тех, к кому их посылает.

Как агнцы, должны они входить и в жилища волков, и всех приветствовать: «Мир дому сему». Они должны бросать это приветствие, как семя в неведомую темную землю, не зная, почиет их мир на хозяевах дома, или возвратится к ним в виде неприязни и злобы. Словами и чудесами должны они свидетельствовать, что «приблизилось к ним Царствие Божие». Сыны Царствия узнают в этих агнцах голос пославшего их Пастыря. А волкам должно сказать: «И прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам». Ничего вашего мы не искали, кроме вашего спасения. И снова должны засвидетельствовать: «Однако ж знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие». Хотя и изгнали благовестника, но Царствие Божие уже стоит, и будет стоять у ворот. Посланец Царствия отойдет прочь, но ненависть, направленная на него, на тебя же самого возвратится.

Еще надо сказать, что эти посланцы – до Пятидесятницы. И чудеса не они совершают Святым Духом, но – Сам Дух Святой как бы помимо их. Когда они возвратились, в них – радость детей, которым дали понажимать кнопки за пультом огромной машины: мол, получается! «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем». А в Пятидесятницу, кроме прочих даров, Апостолы получили и дар ведения, и уже могли различать, кто имеет достаточную веру, чтобы быть исцеленным (Деян.14:9), а кто находится в узах неправды (Деян.8:23). Они уже знали, в какую землю какое бросить семя.

Сейчас, как и тогда, «жатвы много, а делателей мало». И сейчас тоже – как агнцы среди волков. И хотя у нас нет таких даров, но все-таки идти надо. Один старец сказал впавшему в уныние священнику: «Ты, иерей Божий, сей семя Слова Божьего. Сей и на доброй земле, и в тернии, и при дороге: может, где и взойдет». Но – как и тогда, надо чувствовать неловкость даже от чужого праха, прилипшего к ногам. И при всех своих деяниях не следует думать о себе как о истинном делателе, и всегда молить «Господина жатвы, чтобы» все-таки выслал настоящих «делателей на жатву Свою». И – быть готовым отойти в сторону, когда Господь их действительно пошлет.

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова

На Лк.10:1-15.

Сегодняшнее Евангелие повествует нам о том, как Господь послал Своих учеников на проповедь. Они еще не были во всей полноте апостолами, но Господь уже дал им благодать Божию, чтобы проповедовать Царствие Божие, исцелять больных и бесноватых, и они разошлись во все концы Палестины, прошли по ее городам и весям. Господь велел им не брать с собой ничего: ни посоха, ни сумки, ни хлеба, ни денег, даже по две одежды не брать в запас. Так Он приучал их всю надежду полагать на Бога: «трудящийся достоин пропитания», поэтому ни о чем не беспокойтесь, идите с Богом. И они поверили Ему, пошли, и, когда вернулись, Он их спрашивал: имели ли вы в чем-то нужду? Нет, не имели. И все последующие христиане православные, которые обратились от проповеди апостолов и их учеников, все, кому удавалось свою надежду на Бога возложить, никогда ни в чем нужды не имели. Всегда Господь их сохранял, лишь бы они были Ему верны.

И вот ученики ходили, исцеляли больных, очищали прокаженных, даже мертвых воскрешали, проповедовали о том, что Царствие Божие приблизилось, что пришел в мир Спаситель. Вся обстановка окружающей жизни была им крайне враждебна, слово их не принималось, поэтому единственное, чем они могли сокрушить сердца людей, было добро. Потому Господь им и заповедал исцелять больных: ведь когда человек страждет, ему не до греха, а если к нему с добром, да еще помочь исцелиться от болезни, то он лучше расположен слышать. Поэтому по заповеди Божией апостолы с любовью относились ко всем страждущим – и проповедь любви, милосердия, добра постепенно сокрушила весь мир.

Чего только иудеи и язычники с христианами ни делали! Первый христианин – это Сам Христос. Его распяли. И всем апостолам пришлось и в тюрьме посидеть, и в ссылках побывать, и все они, кроме Иоанна Богослова, кончили жизнь насильственной смертью. Потом пошли мученики – десятки, сотни тысяч мучеников за веру пострадали. Уж как христиан ни искореняли: и ловили, и сажали, и били, и травили – уничтожали всячески, на корню, как говорится, и ничего не удалось, добро, любовь все равно победили. И после трехсот лет такой проповеди – проповеди добра, любви, проповеди делом – Римская империя склонилась, пала к ногам Христа.

Первые христиане не все имели дар исцелений, какой Господь дал апостолам, но дар любви имели все. Из Деяний апостолов мы знаем, что люди говорили: посмотрите, как они любят друг друга. Действительно, между христианами была такая любовь, что она обращала к себе всех, даже мучителей. Палачами обычно бывали воины, римские солдаты. И вот они начинали мучить какую-нибудь девушку христианскую, думали: сейчас мы ее быстренько сломаем. И пытались и так, и так: и жгли, и били, и голодом морили – ну никак не сдается. И смотрят: в глазах ее нет к ним ни злобы, ни ненависти, ни гнева – ничего. Только терпение, кротость и смирение. И эти кротость, смирение и любовь обращали мучителей к Богу. Они думали: что же мы делаем, за что же мы такого хорошего человека истязаем? И даже упрашивали: нет уже сил тебя пытать, отрекись ты ради Бога. Веруй себе там в душе, только исполни то, что положено, и мы тебя отпустим. Некоторых мучеников даже соблазняли: мы тебе должность хорошую дадим, денег, дочь замуж за тебя отдадим, вылечим тебя, только давай кончим это дело скорей. Нет, не могут никак отречься от Христа. И это смирение, с которым мученики принимали страдания, обращало к вере. Многие палачи тут же вставали рядом и говорили: не будем их больше мучить, и нас казните, и мы хотим быть христианами. Их сразу же убивали, и они крестились в собственной крови.

Казалось бы, такое искоренение: Учитель убит, апологеты-апостолы убиты, мученики убиты, все уничтожены – все должны бояться. Но нет, христиане победили весь мир. Как это может быть? Только чудесным образом. Вот взять историю нашего родного отечества – начиная с семнадцатого года в России стали уничтожать веру: митрополитов, младших архиереев, священников перестреляли, монахов разогнали, посажали, храмы повзрывали. Емельян Ярославский объявил пятилетку безбожия – что к сорок первому году не будет у нас веры. Действительно, на свободе оставалось только три епископа, священников православных было очень мало, в основном были обновленческие, раскольнические приходы, куда народ не ходил, говорили: туда не надо, это продавшиеся священники. И большевики думали: все, вера искоренится. Нет, ничего не удалось. Как только стало во время войны послабление, сразу народ опять храмы наполнил.

А сейчас что мы видим? Никто из нас с вами за веру не боролся, кулаками в грудь себя не бил, правду-матку никакую не отстаивал, письма не писал, демонстрации не устраивал, не бастовал – и вот опять Церковь победила. Храмы открываются тысячами, люди крестятся. Теперь даже заклятые враги Церкви и то боятся вслух открыто сказать, что Церковь – это плохо, это мракобесие, как они раньше говорили. Почему? Да люди их разорвут на части, потому что Церковь – единственная сила, которая противостояла этому сатанинскому злу, этой жуткой бесовщине, разгулу дьявола на протяжении семидесяти двух лет. Никого нету, все истреблены, все кончено в этой стране – только Церковь стоит и стоит. Она то сжимается, съеживается, то опять вздыхает полной грудью; то уже кажется, нет ее совсем, то опять разгорается. Никак непобедима. И вот так же и апостолы побеждали: они веровали, что Царствие Божие придет в сердца людей, – и оно пришло.

Много сейчас храмов открывается, и в любом из них продается Евангелие. Я до сих пор не могу в это поверить. Каждый раз захожу и смотрю – вот оно, стоит, написано «Новый Завет». У меня аж сердце трепещет, радуется, думаю: какое это чудо, где я, в Америке, что ли? Почему же это Евангелие стоит, как это допустили? Что же они теперь не боятся Евангелия, может быть, думают, что порнография пересилит? Ведь какую литературу запрещали ввозить в нашу страну? На таможне спрашивали: Библия, порнография есть? Только это было нельзя. А теперь раз можно Библию, то можно и порнографию. И думают, что порнография захлестнет. Да, многих захлестнет, многие в этом блуде утонут. Но многие и обратятся к чистоте.

И для того, чтобы проповедь Царствия Божия была более успешна, как мы с вами этому можем послужить? Так же, как апостолы. Каждый из нас призван к апостольству, но не словом. Чтобы проповедовать словом, нужна специальная харизма, дар Святаго Духа, который дается с возложением рук священства. У большинства членов Церкви такой харизмы нет, но мы же все призваны, мы все ученики Христовы – и мы должны проповедовать своей любовью, добром. Мы должны быть, как Господь заповедал нам, агнцами среди волков. Пусть нас обманывают, пусть нас терзают, топчут, пусть в нас плюют, пусть нас убивают, но мы не должны терять самого главного – добра в своем сердце, потому что источник этого добра у нас есть. Оно, это добро, неисчерпаемо. Это Бог. И Его не одолеть всей силе сатанинского зла, которое сейчас опускается на нашу страну.

Действительно, бесы уже зримо ходят среди людей; их видят, даже отряжают экспедиции смотреть на всех этих якобы инопланетян. Но нет, эти существа гораздо ниже находятся, чем иные планеты; они здесь, это злоба поднебесная. И вот они материализуются, они пугают – ходят страшилы четырехметрового роста. А ведь это только начало. Тот, кто сейчас молод, доживет до страшнейших времен. Какие-то Сталин, Берия, Риббентроп – жалкий ученик Лаврентия Павловича – покажутся детским лепетом.

Все говорят: фашизм, как это жестоко! А что такое фашизм? У меня был знакомый, который и в немецком лагере сидел, и в нашем. Говорит: ну это небо и земля. У немцев жестокость, но там порядок, а здесь ты не знаешь, с какой стороны тебя что ждет, и это гораздо хуже. Но то, что грядет, будет еще хуже. Господь сказал: «Не бойтесь убивающих тело». Что могли сделать Сталин, Гитлер, Берия? Они могли убить, избить, выбить зубы, отбить почки, они могли тело человека замучить, уничтожить его. А то зло, что на нас грядет, будет уничтожать саму душу, растлевать ее: будет делать душу блудной, расслабленной духовно, склонной ко всяким бесовским мечтаниям, чтобы она прилеплялась ко всему бесовскому.

Меня недавно позвали среди школьников выступать, просят: батюшка, скажите им что-нибудь, чтобы поприличней себя вели. Учителя уже не знают, какие слова найти; думают, священника позвали, он им сейчас скажет – и они будут послушны. Смешно на это надеяться. Ребенка нужно воспитывать до того, как он зачат, а не когда ему уже пятнадцать лет. Что с ним теперь сделаешь? Ведь современных деток что интересует? Кашпировские, инопланетяне и блуд – вот их жизнь. Конечно, есть детки, которые химией занимаются, кто-то английский язык изучает, кто-то конструирует, но основная масса маленьких людей, которые через пять-шесть лет станут взрослыми, вступят в эту жизнь и будут рожать детей, у них в голове только этот интерес, вот это их привлекает и еще рок-музыка.

Любой нормальный человек, который воспитан в другой культуре, посмотрев, скажет: ну это же беснование, не поймешь, мужчина это или женщина. То есть смешение полов, извращение природы человека: женщина изображает собой мужчину, а мужчина – женщину. Потом обязательно мрак, мерцание, на заднем фоне какой-то дым идет, крики, слова жестокие, голоса жуткие совершенно – все именно чтобы подавить человека. Поэтому неудивительно, что молодые ребята, выходя с этих концертов, начинают что-нибудь громить, становятся наркоманами.

А представляете, что нас ждет, когда это все вырастет, вот эта огромная масса народа? То, что происходит сейчас, это просто первые ласточки. Мы видим: по сравнению с прошлым годом преступность выросла на пятьдесят процентов. А на следующий год еще, значит, на пятьдесят, то есть каждые два года будет удваиваться? Ну а СПИД? У нас сейчас больны пятьсот человек в стране, а через пять лет сколько будет миллионов? И так далее, потому что эта блудная атмосфера распоясывает человека, и он стремится только ко злу. И конечно, это все может захлестнуть, потому что методы воздействия дьявола сейчас гораздо более мощные. К телевизору прикованы цепью миллионы людей, и он их обрабатывает, воспитывает. Не сразу, конечно, но чем моложе человек, тем он легче это все воспринимает, потому что он не имеет никакого выбора. Ему никто не скажет о Христе, никто не скажет о добре, никто не скажет о милосердии, о смирении, о кротости, о благодати Божией. Воспитание идет только в одну сторону, в сторону зла; ребенок у нас теперь воспитывается в атмосфере абсолютного, тотального зла.

В Америке, где тоже этого полно, но там-то хоть Церковь имеет доступ к телевидению, там есть программы, есть целые каналы, где можно только проповеди одни слушать. И вообще там народ управляет, и он не позволит, чтобы детей с экрана телевидения прямо развращали. То безобразие, что у нас показывают, ни в какой Америке не допустят никогда. Это все там тоже есть, но не для всех, не насильно, а у нас народ беспомощный, он сопротивляться не привык.

И вот идет лавина этого зла, а что мы можем ей противопоставить? Конечно, мы должны все то, что мир предлагает, в своем сердце беспрекословно отвергать. От этого надо удалиться, своих детей надо от этого защищать, ограждать от влияния тех людей, которые этому злу подвержены. Надо нам так устроить свою жизнь, чтобы детки наши никогда даже не имели возможности услышать рок-музыку, увидеть эти обнаженные, блудные тела. Стараться, чтобы дома у нас не было зла, а было только одно добро, чтобы никто у нас не кричал, чтобы мы друг к другу относились с любовью. Только таким образом, хотя бы в своей семье, мы сможем стать проповедниками Царства Божия, Царства Любви. А если мы окрепнем духовно, то, может быть, за нами потянутся не только наши детки, но постепенно и племянники, и соседи.

Мы не знаем, сколько времени нам отпущено. Экологи говорят, что мир просуществует еще лет пятьдесят, а некоторые – что двадцать пять. Трудно сказать, сколько еще Господь будет все это безобразие терпеть. Но какой-то период нам все равно придется жить, мы не завтра умрем. Значит, этот отрезок времени надо нам прожить так, чтобы не пропитаться этим злом и по возможности сохранить наших детей. И надо на это всю душу свою положить, потому что, чтобы сейчас сохранить детей, надо только этим и заниматься и больше ничем. Поэтому нам придется забыть обо всем: и о карьере, и о тряпках, и о всякой науке, и о книжках, и о развлечениях. Мы не можем распыляться, иначе у нас просто сил не хватит.

Нужно нам создавать домашнюю Церковь. В нашем доме, как в храме, должна быть тишина, должен быть мир, должен быть теплый свет. Когда человек приходит в храм, он ожидает, что он здесь встретит ангелов, и очень бывает разочарован, если на него кто-нибудь набрасывается, как дикий зверь. И каждый дом наш должен стать храмом, чтобы, если входит сосед, или участковый милиционер, или водопроводчик, он видел, что здесь живут люди православные, что они не орут, они не хамят, не воруют, не роскошествуют, они не обжираются, не сидят у телевизора с утра до вечера, не ругаются, не злятся, не дерутся; из их двери никогда не доносится ни топот, ни пляска, ни шум. Здесь всегда тихо, спокойно, здесь добро, любовь, почтение друг к другу, здесь отношения кротости, смирения, теплоты.

Вот тогда мы сможем от растления и этот мир сохранить. Сколько нас, православных? В Москве сейчас пятьдесят храмов, в каждый храм постоянно ходят человек двести пятьдесят, ну даже пусть пятьсот – значит, всего двадцать пять тысяч. А живет у нас десять миллионов. По сравнению с ними двадцать пять тысяч – это, конечно, капля в море. Но все равно огромное дело можно сделать, потому что добро имеет такое свойство: оно как огонь, оно зажигает. Ведь люди, особенно молодые, нуждаются в добре, в тепле, в ласке, они к этому стремятся, но, к сожалению, дома этого не видят. Они видят только ложь, лукавство, обман, споры взрослых, всякую клевету, лицемерие. Дети это все замечают моментально, и им становится дома тошно, поэтому они идут на улицу, туда, где их понимают. И вот сидят в подвале, курят, потом начинают блудить, дальше уже наркотики, воровство, и пошло-поехало. А кто в этом виноват? Те, кто не смог дома создать для них такую духовную атмосферу, которая пересилила бы своим добром.

Каждый из нас создан Богом, и поэтому любой маленький человек инстинктивно стремится к добру, но поскольку он нигде – ни на улице, ни в школе, ни по телевизору, ни в семье – этого добра не получает, то он постепенно начинает пропитываться злом. И многие потом удивляются: почему они такие хамы, невоспитанные, злобные и во всем поступают наоборот, никак не хотят делать добро? Да потому, что они в такой атмосфере живут.

Поэтому на нас с вами, братья и сестры, лежит ответственность, как на апостолах. Христос понес на Своих плечах весь мир, а потом эту ношу передал Церкви. И Церковь в течение двухтысячелетнего шествия по земле спасла миллионы людей – спасла от зла. Но «по причине умножения беззакония» во многих любовь охладела, поэтому Господь сказал: когда приду второй раз, найду ли веру на земле?

Скоро придет Господь. Найдет ли Он на земле веру? Он не дал ответа на этот вопрос, но мы видим, что вера скудеет. Даже люди, которые ходят в храм, не могут свою веру показать. Да, они молятся, может, кто-то пост соблюдает, но так, чтобы их жизнь сияла добром, кротостью, щедростью – тем, чем сияла жизнь христиан раньше, – этого мы не находим. Редко-редко увидишь человека и умилишься в сердце и подумаешь про себя: эх, вот человек. Один на миллионы встречается истинный, настоящий христианин – тот, кто действительно ученик Христов и словом, и делом, кто с благодушием переносит все, кто никак на зло не отвечает злом, у кого добро в сердце пересиливает все зло мира.

Как же мало таких людей! А раз их мало, естественно, некому этот небосвод держать, поэтому мы приближаемся к концу. Но тем не менее святая Церковь всегда призывает к тому, чтобы люди проснулись, воспряли, потому что только от нас все зависит, больше ни от кого. На людей надеяться нечего. Сказано в Писании: не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, то есть ни на начальство, ни на людей, ни на кого. Надеяться нужно только на Бога. И если бы мы всю надежду на Бога возложили и, не заботясь ни о чем: ни о том, есть ли у нас запасы в сумке, ни о том, сколько у нас денег, – так бы за Господом твердо пошли и старались бы весь этот грех, который в нас, истребить, тогда, может быть, что-то и стронулось бы.

У зла есть все: у них есть печатные станки, газеты, телевидение, огромные штаты сотрудников, и с ними сатана. Можно было бы отчаяться, но уже бывали в истории случаи, когда казалось, что уже все рухнуло, – и вдруг Россия вставала из пепла. А апостолы с чего начали свою проповедь? Христа распяли – и они все убежали и спрятались. Вот с чего началась Православная Церковь: Его распяли, они спрятались, сидят и боятся, двери закрыли «страха ради иудейска». И вот приходит к ним воскресший Господь и говорит: «Идите, научите все народы». Двенадцать человек поверили, пошли – и возникла новая цивилизация, принципиально новая. Они всех победили не огнем и мечом, а кротостью и словом любви.

То есть вся история говорит об этом, надо только обернуться назад. Поэтому если мы будем за оружие браться, флаги повесим, начнем бастовать, кричать, требовать, мы ничего не добьемся, потому что у них этого всего больше и они сильней. Мы можем добиться, только если с нами будет Бог. А как этого достичь? Только если мы очистим свое сердце. Вот очистим сердце от греха – тогда в сердце у нас будет Бог, и мы сможем как апостолы – каждый из них создал целую Церковь. И если бы каждый из нас стал таким апостолом, то смог бы тоже целую Церковь создать – не только свою малую домашнюю, но и обратить ко Христу сотни людей.

Серафим Саровский говорил: «Стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Вот нас двадцать пять тысяч человек в Москве. Если каждый из двадцати пяти тысяч стяжал бы Дух Свят, то вокруг него еще бы тысяча образовалась – вот и все, и пришла бы полная победа. Все стали бы трудиться, никто бы не требовал лишнего, никто бы не обманывал, телевизоры бы все аккуратненько выключили. Ведь бороться с этой пропагандой так просто: да выключи, и все. Хорошую, говорят, вещь придумали – радио: нажал на кнопку, и в доме стало тихо. Вот как хорошо, даже не обязательно телевизор с балкона выбрасывать.

И жизнь могла бы совершенно преобразиться в одну минуту, если бы мы все пришли в разум. Но этого никак не происходит. Каждый день на исповеди мы говорим одно и то же, не хотим палец о палец ударять, копошимся, как слепые котята. А надо шаг за шагом обязательно делать, иначе не только мы с вами погибнем, но и Москва погибнет, и Россия погибнет, а с нею и весь мир погибнет. Потому что Россия – это последний оплот, и она уже разваливается на куски. Не дай Бог, конечно, этот день застать, но судя по тому, как события развиваются, все очень близко. То, что написано в Священном Писании, исполняется на наших глазах чуть не каждый день.

Поэтому, братья и сестры, сегодняшнее Евангелие посылает нас на такую мирную проповедь, без единого выстрела и громоподобного слова. Только кротостью, смирением и любовью надо созидать правду Божию на земле. Аминь.


Источник: https://azbyka.ru/days/2023-01-17

Другие проповеди об апостолах
из собора 70-и святых апостолов

СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Апостол Лука был многолетним спутником апостола Павла; вместе с ним он исходил пешком всю Малую Азию, прошел пешком много сотен километров. Зачем? Затем, чтобы везде и всюду проповедовать о Христе, обращать ко Христу язычников и неверующих иудеев, устраивать везде и всюду Церковь Христову, поставлять епископов, устраивать епархии.

СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Пытливый, умный юноша, одну за другой перелистывал он страницы человеческой премудрости. Он мог стать знаменитым оратором или писателем, врачом или художником, мог достичь в Антиохии богатства и почестей. Но к удивлению всех знавших его святой Лука пренебрег «блестящей карьерой», покинул родственников и друзей, оставил родной город и ушел в Галилею – на поиски явившегося там Учителя праведности.

ДУХОВНОЕ РОДСТВО

Воспоминание их в один день, духовное родство их основано на труде надежды, труде противостояния искушениям, труде верности. Каждый служил своим житием пришествию в мир Спасителя. (MP3 файл. Продолжительность 13:18 мин. Размер 9.6 Mb)

ДУХОВНАЯ РАДОСТЬ НЕИЗМЕННА

Вся радость, которая касается нашей души, духовная радость – это радость от общения с Самим Господом, печать Благодати Святого Духа Господа Животворящего, и она неизменна в своих свойствах. (MP3 файл. Продолжительность 11:35 мин. Размер 8.4 Mb)

Источники:

//www.pravoslavie.ru/

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij-sostavlennykh-na-kazhdyj-den-goda/8_9

(267)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *