14 января мы празднуем сразу несколько праздников: Обрезание Господне, день памяти святителя Василия Великого и новый год по старому стилю.
И здесь хотелось бы сказать несколько слов об этих праздниках в тематике актуальности современного нашего периода жизни и того, что происходит в мире.
Обрезание Господне
Фактически продолжает тематику Рождества Христова. Его огромной радости вочеловечения Господа нашего Иисуса Христа. На восьмой день Богомладенца Иисуса обрезают, как-то велит ветхозаветный закон.
И это наполняет наши сердца великой радостью. Бог стал таким, как мы. И мы тем самым спасаемся в Нем. Вот что должно жить в нашем сердце! Вот что не должно покидать его никогда. Эта великая рождественская радость, которая так же есть и пасхальной радостью будущего Воскресения Христова – радостью спасения о Бозе каждого из нас.
День памяти святителя Василия Великого
В его время многие епископы и священники были арианами или полуарианами. Они не понимали разницу между православным термином «омоусисос» ‒ «единосущный» и еретическим «омиусиос» ‒ «единоподобный». В определенные периоды представители константинопольской власти были арианами и совершали гонения на христиан. В том числе и на святителя Василия Великого. Однажды префект Модест по приказанию императора-арианина Валента угрожал святому расправой и склонял к принятию арианства. На это великий учитель Церкви ответил: «Всё это для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? – Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь». Правитель был изумлен таким ответом. «Может быть, — продолжал святитель, — ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат».
И Модест доложил нечестивому царю о том, что «побеждены мы, царь, настоятелем Церкви».
Вот так и мы…Так и мы должны поступать, как святитель Василий Великий. Совершать в своей жизни и своей жизнью, как крестоношением подвиг исповедничества православной веры. А в чем суть этого подвига. В стоянии в православной вере и в преданности канонической Матери Церкви. В этом спасение наше и спасение наших детей. И в этом и только в этом спасение Украины.
Церковь не знала легких периодов. Святитель Василий Великий, как писал протоиерей Иоанн Мейендорф сгорел в великом пожаре, полыхавшем на Востоке – пожаре борьбы за чистоту православия против арианской ереси. Святой Василий, изможденный понесенными трудами, не дожил и до пятидесяти лет. Но он твердо стоял на страже каноничной Церкви.
Так и мы должны. Мы христиане. Мы во Христа облеклись и потому наш путь – это следование за Спасителем – сквозь (у каждого свои и общие в то же время для всего народа) страдания на Голгофу и через то в Светлое Христово Воскресение и воскресение каждого из нас. И страдания не обойдешь. И «голгофу» свою не обойдешь. Потому что и Господь наш Иисус Христос их не обошел. Показав нам через то пример жизни и пример всепрощения и любви. Таков наш христианский путь сегодня…
Третья тема дня – это празднование Нового года по юлианскому календарю*
Сегодня мы прямо видим, как массово и жестко нас пытаются перевести на григорианский календарь. Но ведь с богослужебной точки зрения это очень неудобно. Во-первых, по правилам святых отцов христианская Пасха не может быть раньше пасхи еврейской. Это противоречит евангельской истории. А в определенные годы, если праздновать по григорианскому календарю, это может случиться. Во-вторых, если поздняя Пасха, то выпадает Петров пост. Его просто нет. Сдвигается все богослужение, которое центром своим имеет пасхалию.
Конечно, есть новоюлианский календарь. В нем две-трети года григорианский стиль, а пасхалия ‒ по старому, юлианскому стилю.
Но вопрос в чем? Зачем нам – православным – выдумывать велосипед, который уже есть. И делать какого-то непонятного гибрида. И пытаться ехать на двух велосипедах сразу. Это очень неудобно.
Зачем оставлять свои традиции? Ради чего? Ради давления внешних обстоятельств? Под гнетом и прессом сильных мира сего? Тогда какие мы христиане? Как мы там – в ином мире – посмотрим в глаза святым великомученику Георгию Победоносцу, мученицам Вере, Надежде, Любови и Софии, другим святым, Пресвятой Богородице и Самому Богу?
Ему то уже не надо было обрезываться и креститься, но Он это сделал, чтобы соблюсти всякую правду Божию, которую должны блюсти и мы.
И не будет ли отступление в малом – началом отступления в великом?
Вот какие вопросы. Будем же любить нашу православную веру и свято хранить ее чистоту. Как это делал святитель Василий Великий. В ней и только в ней наше спасение и спасение наших детей. А Бог своих никогда не оставит.
Помню, как был в одном из Одесских монастырей, а там над входом написана икона: в Деснице Божией сидит много-много маленьких детей. Так это мы – православные христиане. Господь нас несет на руках в рай. Чего нам еще надо. Как говорит народная пословица: мы живем у Бога за пазухой, на груди, в теплоте и святости у самого сердца.
А все гонения и скорби, это гончарный круг, который из нас, как из глины лепит Божий сосуд, годный для Царствия Небесного. Это раскаленная печь, плавящая духовную природу нашей души в негиблющее святое и сияющее золото, которое Господь положит в сокровищницу Свою.
Главное с Божьей помощью стоять в вере, беречь ее и жить в Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, Которая наша Мать. А как известно, кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец. Будем же изо всех своих сил, стараться оставаться в Ней – в Матери Церкви!
* Подробнее: Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница?
протоиерей Андрей Чиженко
(108)