Устроитель Москвы, уроженец Волыни: Житие святителя Петра, митрополита Московского

images3 января — день памяти Святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотвореца.


Святитель Пётр Московский. Художник: Д. Костылев

Будущий митрополит всея Руси родился на Волыни (сегодня это западная часть Украины) в семье благочестивых и верующих родителей. Уже в 12 лет юный Петр уходит в монастырь и принимает иночество. Он начинает писать иконы, которые дарит братии и паломникам.

За добродетельную, подвижническую жизнь и ревностное несение вверенного послушания, игуменом обители было определено рукоположить благочестивого инока в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре, иеромонах Петр испрашивает благословение у игумена, чтобы оставить обитель. Получив оное, будущий митрополит покидает обитель, и в поисках уединённого места для монашеского подвига идет на берег реки Рать, где и ставит себе маленькую келью. Уже вскоре место тайного подвига иеромонаха Петра стало монастырем, где он был избран игуменом.

«Святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее Петровская икона Божией Матери»

Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Будучи игуменом, святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее по имени автора – Петровская икона Божией Матери.

Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар митрополиту написанный им Петровский образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время была не занята. Великий Владимирский святой князь Михаил Тверской направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении последнего на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима. По совету Галицкого князя Юрия, игумен Петр также отправился к Константинопольскому патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Константинопольский патриарх Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.

Патриарх передал икону святителю Петру со словами: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе.

В источниках XV века икона называлась «животворивой» и, вероятно, помещалась у гроба святителя Петра и упоминается в летописных рассказах о спасении Москвы от врагов. Петровская икона особо почиталась московскими первосвятителями — её носили перед ними на крестных ходах, приносили на поклонение к их гробницам. Патриарх Иов брал Петровскую икону вместе с Владимирской и Донской, когда ходил к Борису Годунову просить его принять царство. В 1613 году икона была принесена в Кострому, где участвовала в призвании на царство Михаила Фёдоровича.

Чтимые списки иконы Божьей Матери «Петровская»

  • Новгородский список XIV века (Государственная Третьяковская галерея, Москва);
  • Чтимый список XVI века (Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Кириллов);
  • Чтимый список в Калуге.
  • Список с Петровской иконы Божьей Матери был подарен Святейшему Патриарху Кириллу в 2010 году братией Высоко-Птровского монастыря, с этого времени эта икона находится в алтаре Храма Христа Спасителя над Патриаршем местом. В этом юбилейном году братия монастыря и попечители обители украсили киот и раму иконы.

«Геронтию явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься. Ратский игумен Петр возведен будет на престол Русской митрополии»

По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир. В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Святитель Петр принял сторону последнего, вследствие чего на него было возведено обвинение перед патриархом со стороны Тверского епископа Андрея. Для суда в 1311 году был созван собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия, а враждовавших между собою князей призывал к миролюбию и единству.

В 1313 году, когда ханом стал Узбек (первый хан, принявший ислам), святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая – церковные люди по всем делам, не исключая уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, митрополит Петр принял сторону Ивана Калиты.

«Семьсот лет назад будущая златоглавая столица была еще поселком в стенах Кремля, но уже тогда шумным и многолюдным»

Путешествуя по Руси, Святитель все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад будущая златоглавая столица была еще маленьким поселком в стенах современного Кремля, но уже тогда это был достаточно шумный и многолюдный город. Митрополит Петр нуждался в месте для уединённой молитвы. Таким местом оказался возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое. Это напоминало митрополиту Петру обитель на берегу реки Рать, где прежде он был игуменом. Именно здесь и был устроен будущий Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь. Святитель Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра – своего небесного покровителя – и Павла, отчего монастырь изначально именовался Петропавловским (и даже спустя более чем триста лет после переосвящения его главного храма, уже в честь самого святителя).

Молясь о судьбах Руси, митрополит Петр все больше укреплялся в мысли о перенесении митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. В 1325 году состоялся окончательный переезд. Князь выстроил для святителя «обширный» двор в восточной части Кремля, однако митрополит Петр по-прежнему любил останавливаться в основанной им небольшой обители. От монастыря к Кремлю была проложена хорошая широкая дорога в лесу, которая и по сей день называется Петровкой.

Святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его совету великий князь Иван Данилович Калита 4 августа 1326 года заложил в Москве первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты, – сказал Святитель великому князю, – успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма, желал видеть строительство оконченным. Однако церковь Успения была освящена уже после его кончины, в 1327 году, 4 августа.

Переезд митрополита Петра в Москву, возведение по его совету Успенского собора в Кремле, ставшего не только усыпальницей Предстоятеля Русской Православной Церкви, но и главным собором возрождавшейся после татарского нашествия Руси, способствовало, как и предсказал Святитель, объединению русских земель вокруг Москвы. Благодаря тому, что он сделал Москву местом своих Первосвятительских трудов, она стала духовным центром Руси, столицей Российской державы.

21 декабря 1326 года митрополит Петр отошёл ко Господу. Святое тело Первосвятителя было погребено в приготовленном самим почившим каменном гробу в Успенском соборе.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении Святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Уже в 1327 году, всего лишь спустя полгода после его кончины, митрополит Петр был причислен к лику святых Собором русских архиереев во Владимире. А через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте он был причтен к лику святых собором в Константинополе.

«Святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба нарекались и избирались русские Первосвятители»

Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, митрополит Петр призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца, где нарекались и избирались русские Первосвятители.

О святителе Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у его гроба.

В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей досточтимого митрополита. В память об этом событии установлены празднования – 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября).

Материал подготовил послушник Высоко-Петровского монастыря

Богдан Семенюк


Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/73397.htm


Александр Ракитин

Митрополит Петр: Камень, на котором стоит Москва

Не в удобном месторасположении — на перекрестке торговых потоков и водных артерий — секрет возвышения Москвы над более славными и древними городами Руси. А в завете святителя Петра, первого митрополита Московского: быть Москве до тех пор, пока стоит Успенский собор и «мои кости в нем положены будут».

Завещание

С митрополита Киевского и всея Руси Петра начинается Москва: по приглашению великого князя Ивана Калиты он приезжает из Владимира Великого в бывший тогда заштатный городок удельного княжества и закладывает Успенский собор. В нем же завещает себя похоронить, пророчествуя о том, что этот собор будет залогом процветания города и княжеского рода: «Если послушаешь меня, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и враги его побеждены будут, и прославится Бог в нем».

Митрополита хоронят в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского храма. Так мощи митрополита Петра стали «камнем» в основании Успенского собора Московского Кремля и первой его святыней.

Народное почитание и исцеления от мощей митрополита Петра начались сразу же по его кончине. При московском митрополите Алексии, как говорит летопись, в праздник Успения Богородицы, в 1372 году, у гроба свт. Петра исцелился мальчик, немой, с парализованной рукой; святитель Алексий велел звонить в колокола и служил молебен. Официальная канонизация произошла через 13 лет после кончины, в 1339 году.

Богородица разрешает спор

Святитель Петр был одним из первых русских митрополитов, чьи годы пришлись на времена бесславия русской земли. Как сообщает житие, родился он в середине XIII века, когда на Русь пришли татары.

В 12 лет мальчик уходит в монастырь, изучает Священное Писание, пишет иконы (был «иконник чуден»), проходит испытание затвором и избирается игуменом нового монастыря: кротким в назидании, обличавшим согрешавших без гнева. Если нечем было подать милостыню, будущий митрополит Петр раздавал свои иконы и одежды.

Галицкий князь Юрий, на земле которого находился новый (Новодворский) монастырь, хотел видеть Петра митрополитом всея Руси. Когда пришло время выборов, Петр, по просьбе Юрия, едет в Константинополь, где утверждался кандидат на кафедру митрополита Киевского. Но в то время у многих удельных князей были свои кандидаты на митрополичий престол — вес княжества резко возрастал, если митрополит всея Руси избирал его для своей кафедры. Был конкурент и у игумена Петра. Великий князь Владимирский, св. Михаил Тверской, выдвигает своего претендента, игумена Геронтия. По преданию, мечтавший о митрополии Геронтий самовольно взял архиерейское облачение, принадлежавшее покойному митрополиту Максиму.

Как говорит житие митрополита Петра, Сама Пресвятая Богородица разрешила спор — явилась Геронтию и сказала, что Петр — избранник Божий и будет русским митрополитом.

В 1308 году Петр, посвященный в митрополиты патриархом Константинопольским Афанасием, возвращается на Русь, но место для своей резиденции в обстановке княжеских распрей находит не сразу. После 1300 года митрополиты не жили в Киеве — опустошенный татарами, город практически обезлюдел. Во Владимире, где до Петра была кафедра митрополитов, княжил славный, но не благоволивший ему Михаил. Все чаще митрополит Петр останавливается в Москве, с князем которой, Иваном Калитой, возникает понимание. В 1322 году Петр окончательно избирает местом своего пребывания Москву и завещает быть в ней своим преемникам — киевским митрополитам.

Клевета

Строго заботился митрополит Петр о духовенстве, нравственный и образовательный уровень которого неизбежно понижался за время разорения Руси. Сохранилось его послание — «Поучение игуменам, попам и дьяконам». «Прежде всего вам должно просветиться кротостию и смирением, отсеките… от сердец ваших гнев, ярость, зависть, ненависть, пьянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство», — пишет Петр. «Если сами вы будете творить добрые дела перед Богом, тогда в состоянии будете научить и своих детей духовных».

Не раз выступал митрополит миротворцем между князьями, лишая их благословения на походы друг против друга, указывая, что татарское нашествие — урок земле русской, не хотевшей жить в мире, и что путь к миру — в единстве и братолюбии.

Часто митрополит Петр предотвращал кровопролития, но и немало нажил врагов. Тверской епископ Андрей отправил в Константинополь донос с обвинениями митрополита Петра в симонии — поставлении епископов за деньги. Патриарх обвинению не поверил, но велел провести расследование, требуя оправдания. Был созван Собор. Все члены Собора стали укорять клеветника — кроме митрополита Петра, сказавшего оболгавшему его епископу: «Мир тебе, чадо. Не ты сие сотворил, но древний завистник рода человеческого, диавол. Отныне блюдись лжи, а прошедшее да простит тебе Господь». Епископ Андрей остался ненаказанным. В этом случае помимо кротости и смирения митрополит Петр проявил и политическую мудрость, не желая осуждением тверского епископа усиливать раздор между тверскими и московскими князьями.

Борьба за единство Руси — главный духовный подвиг святителя Петра, через несколько десятилетий ее продолжит другой московский святитель — митрополит Алексий.

Живые мощи

В 1472 году древний Успенский собор стали перестраивать. Разобрали надгробие святителя и увидели нетленные мощи, лежащие открыто: в 1382 году, во время пожара при нападении на Москву хана Тохтамыша, огонь уничтожил гроб святого, тело же осталось невредимым. Мощи митрополита Петра были переложены в новую каменную гробницу.

Через два года строившийся храм обрушился, мощи святителя были засыпаны, но не повредились. В 1479 году знаменитый Аристотель Фиораванти строит новый Успенский собор. 24 августа 1479 года туда торжественно переносят мощи митрополита Петра. Здесь же с тех пор хранятся и иконы, им написанные, деревянный пастырский жезл с надписью: «Смиренный Петр митрополит всея Руси». В день перенесения мощей (24.08 по ст. ст.) было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя Петра, митрополита московского и всея России чудотворца.

Александр Ракитин

По материалам: http://www.nsad.ru


Источник: https://azbyka.ru/days/p-mitropolit-petr-kamen-na-kotorom-stoit-moskva


(452)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *