Свидетели благой вести

Евангелия, с которых начинается Новый Завет, повествуют о жизни и учениях Христа, Его страданиях, смерти и воскресении, спасении и Царствии Небесном. Почему канонических Евангелий именно четыре, чем они схожи и чем различны? В этом разбираемся вместе с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Покровска священником Димитрием Вразовским.


– Отец Димитрий, почему Евангелий канонических именно четыре?

Священник Димитрий Вразовский

Дело в том, что единый текст очень легко опровергнуть, а чтобы свидетельство было принято, нужно как минимум два-три свидетеля. А у нас их четыре. Четыре независимых человека говорят об одном и том же, но при этом каждый свидетельствует о чем-то уникальном, раскрывает события, вероучения и жизнь Христа со своей стороны. Они ходили вместе со Спасителем, они видели все, что Он делал, слышали то, что Он говорил, и они записали свои свидетельства.

Из евангелистов Матфей и Иоанн – это два апостола, ученики Спасителя, которые были избраны Им для продолжения Его миссии (см.: Мф. 10, 2-3). Марк – ученик и постоянный спутник апостола Петра, он записывает проповедь своего учителя, и за его Евангелием стоит авторитет первоверховного апостола. Евангелиста Луку в православной традиции очень тесно связывают с апостолом Павлом и с Пресвятой Богородицей. Сам Господь при Вознесении говорит, что апостолы будут Его свидетелями: Вы примете силу, когда сойдет на Вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями (Деян. 1, 8). К тому же эти четыре Евангелия являлись авторитетными уже во времена апостольские, именно их зачитывали на первых богослужениях.

– Евангелия начинаются по-разному. А почему так важны именно начала?

Каждое из Евангелий написано конкретным человеком, который принадлежит к той или иной социальной и культурной среде, оно обращено к определенному кругу людей, к определенной общине и отвечает нуждам этой общины.

– Поэтому самое раннее Евангелие от Матфея начинается с родословия?

Евангелист Матфей пишет для иудеев. Начало Евангелия от Матфея, которое начинается со слова «родословие», – это не просто перечень имен, это краткий конспект Ветхого Завета. За каждым именем стоит история. Для правоверного еврея человек ниоткуда попросту не будет авторитетен, а человек, который является не только потомком Давида, но исполнением всех пророчеств, действительно может быть Мессией. Потому им было близко и понятно то, о чем пишет евангелист. Ведь Матфей акцентирует внимание на исполнении пророчеств, он ссылается на Ветхий Завет, проводит аналогии прошлого с настоящим.

Кроме того, Евангелие от Матфея укоренено в еврейском быте, в нем мы находим много бытовых подробностей. Например, когда женщина, страдавшая кровотечением, прикоснулась к одежде Спасителя (см.: Мф. 9, 20), только у Матфея отмечается, что она прикоснулась к особым кистям на краях одежды. У других евангелистов женщина касается просто края одежды.

– «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков…» – это уже Марк. Поясните.

Считается, что это благовествование простое в понимании для людей, знакомящихся с христианством. Оно раскрывает важное учение о Христе, о Жертве за весь мир. Проповедь была обращена к язычникам, не знавшим ни Ветхого Завета, ни географии Палестины, ни еврейских обычаев. Поэтому апостол, проповедуя язычникам, был вынужден приспосабливать поучения.

Например, если для Матфея достаточно сказать, что Иисус пришел в Храм, то Марк, обращаясь к язычникам, всегда уточняет, что Храм находится в Иерусалиме. Для Матфея достаточно назвать женщину «хананеянка», а Марк объясняет, что женщина была язычница, сирофиникиянка родом. Матфей пишет: в первый опресноков… (Мф. 26, 17), а Марк вынужден пояснить: В первый день опресноков, когда заколали пасху… (Мк. 14, 12). И подобных примеров очень много.

– Если Евангелие от Матфея продолжает традицию ветхозаветной книжности, Евангелие от Марка – запись устной проповеди апостола Петра, то евангелист Лука с первых же слов заявляет о себе как об исследователе…

Лука действительно историк. Его Евангелие – одно из самых подробных, можно назвать научным, потому что он проводит своеобразное расследование о жизни Христа. Для него важно было донести знания о Христе и его учениках для потомков максимально полным.

Первый же стих его Евангелия говорит, что он пользовался многочисленными письменными источниками, второй – достоверными устными источниками, потому что его информаторами были сами апостолы. Кроме того, очень вероятно, что Лука пользовался также воспоминаниями Божией Матери. Иногда он оканчивает свои повествования словами: Мария сохраняла все слова сии в сердце своем (Лк. 2, 19, 51).

Свое Евангелие он пишет на греческом языке для большой массы народа, чтобы каждый мог соприкоснуться с этой истиной. Принято его благовествование рассматривать вместе с еще одним трудом – книгой Деяний святых апостолов, которая рассказывает о миссии и путешествии Петра и Павла.

– Евангелие от Иоанна отличается от первых трех, непохожесть с первых строк. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Евангелие от Иоанна было написано гораздо позднее других, когда его автор был уже глубоким старцем. Язык Евангелия от Иоанна возвышенный, торжественный. И если первые три Евангелия рассказывают о земной жизни Спасителя, то в последнем речь идет о Его страданиях, раскрывается Его Божественное достоинство и глубочайшие таинства веры. Здесь нет многих событий, притч, рассказов об исцелениях, зато есть длинные беседы Спасителя – с Никодимом, с самарянкой, перед самым арестом – с учениками.

Казалось бы, Иоанн Богослов, любимейший ученик Христа, единственный из апостолов, стоявший у Креста, мог описать все, что было, но для него это неважно, важно лишь одно – донести до человека, что Бог есть Слово, и Слово это есть Любовь.

– В Евангелии от Луки мы читаем, что Иисус учил в синагогах и от всех был прославляем. Возникает вопрос: чему учил, что говорил? Почему Евангелия так кратки, ведь любое Его слово ценно для нас?

Да, для нас все, что Христос говорил, возглашал, проповедовал, на вес золота. Но надо понимать, евангелисты действовали не по своей личной заинтересованности, каждое Евангелие богодухновенно. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и всему миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25) – так завершает свое благовествование евангелист Иоанн.

Конечно, по-человечески нам бы хотелось, чтобы написано было больше. Мы понимаем, что апостолы видели и слышали гораздо больше, чем зафиксировано. Но в том, что рассказали нам евангелисты, содержится вся полнота Откровения. Все, что Господь хотел открыть нам, Его ученики донесли до нас. Некоторые святые отцы называют Евангелие лествицей – известным символом Церкви к принятию Бога. И порядок четырех Священных Писаний неслучаен. Начинается с простого – от Марка – и заканчивается от Иоанна, где все пронизано великим слогом и символизмом.

– Во время каждой Литургии в храме читают Евангелие. Мы слышим одни и те же отрывки, предписанные уставом. Почему избраны только отдельные эпизоды?

Не совсем так. На самом деле, в течение всего богослужебного круга Евангелие вычитывают полностью, по хронологии. Отдельно взятые эпизоды мы выделяем для особого осмысления человеком в праздничные дни, прежде всего, в воскресенье. Чаще всего мы читаем отрывки, посвященные воскресению Христа, свидетельства об этом апостолов, жен-мироносиц. В дни богородичных праздников мы читаем отрывки, связанные с почитанием Божией Матери. Говоря о почитании святителей, читаем Евангелие, говорящее о пастырстве, так как святитель – это пастырь, ведущий свое стадо ко Христу. К преподобным – мы слышим в храме заповеди блаженства, так как эти люди достигли святости своей благочестивой жизнью.

– Часто нас призывают читать Библию непременно с толкованиями святых отцов. Какие из книг порекомендуете для прочтения?

В первую очередь, это святые отцы каппадокийцы, скажем, толкование на Евангелие святителя Иоанна Златоуста. Однако его язык и слог может быть не всем понятен. Поэтому начинать можно с более простых исторических толкований, той же «Толковой Библии» А.П. Лопухина, где приводятся краткие комментарии к историческим событиям. Из наших русских святых отцов – толкования святителя Феофана Затворника, он будет близок по душе каждому. Но самое главное – приступать к чтению Евангелия надо с благоговением, рассуждением, тогда эта духовная работа пойдет на пользу.

«Православное Заволжье»

Священник Димитрий Вразовский,

Беседовала Людмила Питайчук


Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/svideteli-blagojj-vesti

(48)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *