4 декабря Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Что можно сказать об этом празднике?
Этот праздник – чудо! Как и Рождество Христово – чудо! Мы мало об этом задумываемся. Как писал святитель Феофан Затворник: «Углубись в таинство воплощения Единородного Сына Божия… то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной».
И вот часть Божественного Плана, часть Искупительного Подвига Богочеловека состоит в том, что родилась в мире, а затем и вошла в Иерусалимский храм Дева Мария. Поэтому и Введение во храм Пресвятой Богородицы, и Рождество Христово неразрывно связаны. Они представляют собой единое и спасительное целое. Именно поэтому во время всенощного бдения вышеупомянутого двунадесятого праздника начинается петь катавасия: «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии словно утренняя заря перед появлением Солнца Правды Христа, когда ночь язычества сменилась днем христианства.
И всё это, конечно, чудо. Чудо от начала и до конца. То, что у более чем семидесятилетних богоотцев Иоакима и Анны родилась Дева Мария, – чудо! То, что Она в трехлетнем возрасте взошла по высоким ступеням Иерусалимского храма, – чудо! То, что первосвященник Захария ввел ее во Святое Святых храма, – совершенно удивительнейшее чудо! Это вопиющее нарушение ветхозаветного закона, каравшееся смертью, стало возможным, потому что в Пресвятой Богородице уже исполнился Закон. Он в Ней завершился. Начиналась новая эра человечества – эра Нового Завета, в которой Деве Марии предначертано было Богом стать Царскими вратами, Священным Кивотом, Храмом и Престолом Господа Всевышнего. И это высочайшее чудо!
Скоро Бог станет Человеком и позволит нам называть Его своим Отцом, потому что, как написал ближайший ученик и наперсник Христов, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, «Бог есть любовь» (см. 1 Ин. 4:8). О, сколько сладости, сколько блаженства в этих словах!
И сегодня, посреди треволнений этого мирового дня, когда, кажется, и материки движутся и плавятся в горниле, нам нужно непреложно, твердо и свято верить в Божье чудо! Какие бы ни были волны и глубины, Бог пройдет по водам и спасет апостола Петра, и единственного умершего сына у вдовы износят из ворот Наина, и он встанет, потому что его Творец подойдет к его одру. И Лазарь Четверодневный выйдет вон! И сам ад изблюет своих мертвецов, и они воскреснут, потому что Воскресший Бог войдет в преисподнюю. И херувим с огненным мечом отойдет от райских врат и пропустит первых своих жителей – Христа и кающегося разбойника.
И Введение во храм Пресвятой Богородицы – часть этого Божественного вселенского чуда. И мы будем по-детски, наивно, чисто и свято, верить в это чудо: в то, что Отец ведет нас, Своих детей, домой – в рай.
(49)