I.
Святой Прокл, патриарх цареградский, память коего совершается в нынешний день, был ученик св. Иоанна Златоуста и во время его святительства жил в одном помещении с сим великим отцом церкви. Однажды ночью, подойдя к двери келлии св. Иоанна, Прокл увидел, что св. Златоуст пишет, а позади его стоит благолепный муж и говорит ему что-то на ухо. Прокл удивился этому, зная, что никто не может войти к святому Иоанну без того, чтобы св. Прокл сам не ввел, кого нужно, к своему учителю. Так продолжалось три ночи, и во все это время святый Прокл постоянно видел этого мужа, на ухо что-то говорящего Иоанну. Наконец святый Прокл сказал о том своему учителю, и когда получил ответ, что ночью у святого Иоанна никого не было, и что он ни с кем не беседовал, то святый Прокл, описавши наружность этого человека, взглянул на образ святого апостола Павла, висевший на стене у стола, где писал святый Иоанн Златоуст свои толкования на послания св. ап. Павла и воскликнул: «вот кто говорил с тобою, его я видел по ночам!» Тогда оба познали, что являлся им святый апостол Павел, и возблагодарили Бога – святый Златоуст за тайное внушение и наставление от Павла, а Прокл за видение, которого сподобился.
По кончине святого Златоуста святому Проклу пришлось много ратовать против ереси Нестория, патриарха константинопольского, который был осужден 3-м вселенским собором Ефесским в 431 году. Несторий был низложен и изгнан и на его место назначен другой. На место этого-то последняго вступил на престол святый Прокл. При нем и по его убеждению мощи святого Иоанна Златоуста, умершего в изгнании, были перенесены торжественно в Константинополь.
В святительство святого Прокла случилось в Константинополе страшное землетрясение, – церкви, дома и каменные городские стены падали и разрушались. Весь народ пришел в ужас. Святый Прокл устроил крестный ход и торжественно совершал всенародное, на открытом воздухе, молебствие. Все плакали, горячо молились, и вслух восклицали: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» прося помиловать от постигшего бедствия. Вдруг из среды молящихся внезапно восхищается на воздух один отрок; скоро тою же невидимою силою он был опущен на землю, ни мало не поврежденным. Он объявил, что он был на небе, и слышал там ангелов, которые пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!» Все начали повторять эту песнь с прибавлением слов: «помилуй нас», – и землетрясение кончилось. Бог помиловал народ Свой. С этих пор эта священная песнь введена в употребление при богослужении. Поют ее и за литургией, поют и на утрени в заключение великого славословия, и за редкой церковной службой не поют. Запоют ее, или, лучше сказать, ее-то больше всего и будут петь тогда, когда по смерти нашей наше грешное тело понесут из дома во храм и из храма на вечный покой.
Св. патриарх Прокл мирно скончался в 446 году.
II.
Много уроков представляет нам жизнь святителя Прокла, патриарха константинопольского.
а) Прежде всего мы узнаем из нея, что писания св. отцев церкви были составлены не без озарения свыше, как то мы видели на явлении св. ап. Павла святителю Иоанну Златоусту, писавшему толкование на послания св. первоверховного апостола. Это уже одно показывает, что творения св. отцев заслуживают глубокого нашего внимания и изучения. Действительно, творения св. отцев составляют богатейшую сокровищницу истин христианской веры и чистейший и обильнейший источник православного Богословия. Будучи по святости жизни своей причастниками Духа Святаго, отцы церкви имели, можно сказать, сродство с духом св. писания. Они жили во Христе, и потому слово Его обитало в них, по Его непреложному уверению: «если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут» (Иоан. 15, 7»)». Изучение св. писания, в котором заключены истины веры, было любимейшим их занятием; некоторые из них знали на память всю Библию: оттого истины веры в святоотеческих творениях представляются не в одних только общих чертах и отвлеченно, но раскрываются во всей возможной полноте, в частных подробностях.
Понятно после этого, как важно для нас почерпать знание учения веры непосредственно из творений святых отцев. Св. отцы действуют на ум и сердце христианина «тою внутреннею силою учения Христова, по которому оно», «как непреложная истина, удовлетворяя существенным требованиям человеческого духа, само свидетельствует о своем Божественном достоинстве и вполне покоряеть себе сердце человеческое». Оттого и самый слог их творений отличается особенною силою и выразительностию. К ним в известной мере можно отнести то, что говорили о себе первые провозвестники христианской религии: «возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1Кор. 2, 13); т.е. говоря о духовных предметах, св. отцы излагали их духовно.
б) Из жизни святителя Прокла мы узнаем далее, что Трисвятое есть песнь ангельская. Посему великое благоговение и внимание требуются от нас при пении этой ангельской песни. Как благоговейно, усердно должны молиться при пении ее предстоящие! Именно должны молиться, выражая молитвенное настроение и внешними знаками – крестным знамением и поклонами. Но очень грустно бывает видеть, когда при пении этой ангельской песни иные стоят недвижимо, не хотят сделать поклона, – просят Бога о помиловании и не кланяются. Но ведь если человека, подобного вам, будете о чем просить, и то кланяетесь ему: как же не кланяться низко, благоговейно, когда Бога просите о помиловании, – о помиловании здесь и там – от бед, скорбей, болезней в этой жизни и от вечных мучений в жизни будущей?
в) Наконец из жизни святителя Прокла мы узнаем о древности установления крестных ходов. Вот когда еще существовали крестные ходы – за 1500 лет тому назад, и что они благоговейно в то время совершались, видно из того, что во время крестного хода совершилось такое чудо – восхищение на небо отрока, и произошло откровение такой великой тайны, каково пение ангельское. И у нас много бывает крестных ходов, особенно в нашей Москве.
Но как к ним относится православный люд? К стыду нашему должно сказать, что для некоторых христиан крестный ход служит простым зрелищем, – выйдут, посмотрят и уйдут, или сидят в доме и спокойно, равнодушно смотрят на совершающееся шествие.
Скажите, такого ли участия ждет святая церковь? Многие не только не преклоняются пред святыней, несомой в крестном ходе, не хотят даже изобразить на себе знамение святого креста. Честь и хвала тем, которые участвуют в самом крестном шествии, – и идут за крестами и иконами, в молитвенном настроении и с радостью неся труды крестного хода. Прекрасно и полезно «потрудиться» из послушания церкви, для славы Божией, для пользы ближних и для собственного спасения.
Не забывайте, братия, что крестные ходы устраиваются для возбуждения святых мыслей, чувствований, желаний, наипаче же для пробуждения чувства покаяния и чувства благодарности к Богу за оказанные милости, так как крестные ходы установлены большею частию в память того или другого благодеяния Божия, оказанного или нашему месту, городу или селу, или всему отечеству нашему.
III.
Будем, братие, к крестным ходам относиться разумнее и благоговейнее, помня, что мы идем в преднесении священных знамений нашей веры, в сопутствии святых угодников Божиих, иконы коих несут в крестных ходах. Если хотите участвовать в крестном ходе своям шествием, то непременно будьте во все время в молитвенном настроении. Тогда истинную пользу получите от крестного хода. (Сост. свящ. Г. Д-ко с дополн. по «Душеполезн. чт.» за 1886 г., м. ноябрь).
Источник: https://azbyka.ru/days/sv-prokl-konstantinopolskij