Юрий Ру­бан: Рыцарь веры

Пу­те­ше­ствие по стра­ни­цам Пра­во­слав­но­го ка­лен­да­ря уве­ло нас да­ле­ко – по­чти за две ты­ся­чи лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Под 9/22 ок­тяб­ря здесь зна­чит­ся па­мять «пра­вед­но­го Ав­ра­ама праот­ца и пле­мян­ни­ка его Ло­та». По­весть об Ав­ра­аме от­кры­ва­ет со­бой ис­то­рию на­ро­да Бо­жия и чи­та­ет­ся в пер­вой кни­ге Биб­лии.

«И ска­зал Гос­подь Ав­ра­аму: «Пой­ди из зем­ли тво­ей, от род­ства тво­е­го и из до­ма от­ца тво­е­го в зем­лю, ко­то­рую Я ука­жу те­бе. Я про­из­ве­ду от те­бя ве­ли­кий на­род, и бла­го­слов­лю те­бя, и воз­ве­ли­чу имя твоё»» (Быт.12:1-2). Здесь – пе­ре­лом­ный мо­мент в ду­хов­ной ис­то­рии че­ло­ве­че­ства.

Смысл при­зва­ния Ав­ра­ама, жи­те­ля зна­ме­ни­то­го шу­мер­ско­го го­ро­да Ура (на­зван­но­го в Биб­лии «Уром Хал­дей­ским»), опре­де­ля­ет­ся тем, что неко­гда в нём «бла­го­сло­вят­ся все пле­ме­на зем­ные» (Быт.12:1-3). Он и его бу­ду­щий на­род из­би­ра­ют­ся как пред­ста­ви­те­ли все­го че­ло­ве­че­ства, еди­но­го по кро­ви и от­но­ше­нию к нему Бо­га, из­би­ра­ют­ся на слу­же­ние все­му че­ло­ве­че­ству.

Из Ме­со­по­та­мии Ав­ра­ам идет в стра­ну Ха­на­ан­скую, став­шую для него и бу­ду­щих по­том­ков Зем­лей Обе­то­ван­ной («обе­щан­ной» Бо­гом), и жи­вет здесь, ко­чуя вдоль Сре­ди­зем­но­го мо­ря. Мест­ные жи­те­ли на­зы­ва­ют его «ев­ре­ем», т. е. «пе­ре­се­лен­цем из-за ре­ки [Ев­фра­та]» и от­но­сят­ся с по­чте­ни­ем. Ав­ра­ам при­ни­ма­ет уча­стие в раз­гро­ме ка­ра­тель­ной экс­пе­ди­ции ме­со­по­там­ских ца­рей, осво­бож­да­ет пле­нён­но­го Ло­та и по­лу­ча­ет бла­го­сло­ве­ние Мел­хи­се­де­ка, яв­ля­ю­ще­го­ся про­об­ра­зом са­мо­го Хри­ста. Тор­же­ствен­ное за­клю­че­ние со­ю­за («за­ве­та») Бо­га с Ав­ра­амом, на­зван­но­го позд­нее – с при­хо­дом Хри­ста и ис­пол­не­ни­ем обе­то­ва­ний – вет­хим (то есть уста­рев­шим), ста­но­вит­ся на­ча­лом пу­ти к Но­во­му Со­ю­зу-За­ве­ту. Его те­лес­ное зна­ме­ние – об­ре­за­ние, а знак обе­ща­ния потом­ства – пе­ре­ме­на име­ни: вме­сто Ав­рам («ве­ли­кий по от­цу») – Ав­ра­ам («отец мно­же­ства», то есть «отец мно­гих на­ро­дов»).

Ав­ра­ам рас­ки­ды­ва­ет ша­тер у дуб­ра­вы Ма­м­ре (близ Хев­ро­на) и при­ни­ма­ет здесь Трех Стран­ни­ков, изо­бра­жа­е­мых обыч­но в ви­де ан­ге­лов, что по­ни­ма­ет­ся хри­сти­ан­ской тра­ди­ци­ей как при­кровенное яв­ле­ние Свя­той Тро­и­цы. Этот эпи­зод его жиз­ни по­ро­дил за­ме­ча­тель­ный ико­но­гра­фи­че­ский тип «Тро­и­цы вет­хо­за­вет­ной», вер­ши­ной ко­то­ро­го ста­ла ико­на «Тро­и­ца» ки­сти Ан­дрея Рубле­ва. Ан­ге­лы меж­ду тем спа­са­ют Ло­та, жи­ву­ще­го в Со­до­ме, – един­ствен­но­го нор­маль­но­го в го­ро­де че­ло­ве­ка (все осталь­ные – пред­ста­ви­те­ли «сек­су­аль­ных мень­шинств»), и пав­ший с неба огонь уни­что­жа­ет это ме­сто нрав­ствен­ной за­ра­зы. (Ин­те­рес­но, что бы они ска­за­ли, ока­зав­шись сей­час в на­шем го­ро­де и прой­дя по неко­то­рым ноч­ным клу­бам?!)

Сна­ча­ла у Ав­ра­ама рож­да­ет­ся Из­ма­ил от слу­жан­ки Ага­ри (ро­до­на­чаль­ник ара­бов), а по­том и за­кон­ный на­след­ник Иса­ак от пре­ста­ре­лой Сар­ры. Маль­чик под­рос, и вдруг по­сле­до­ва­ло по­след­нее, неимо­вер­ное ис­пы­та­ние ве­ры стар­ца: он дол­жен при­не­сти Иса­а­ка в жерт­ву! Ав­ра­ам за­но­сит нож над от­ро­ком, но ан­гел от­во­дит его ру­ку (вспом­ним зна­ме­ни­тое эр­ми­таж­ное по­лот­но Рем­бранд­та). Так вы­яс­ня­ет­ся сущ­ность по­ня­тия «ве­ра»: это не от­вле­чён­ная фило­соф­ская ве­ра в Бо­га, ко­то­рая ни к че­му не обя­зы­ва­ет (со­мне­ние в Его бы­тии воз­мож­но лишь в од­ном слу­чае, смот­ри­те Пс.13:1), а ве­ра Бо­гу – вер­ность и до­ве­рие жи­во­му и лич­но­му Бо­гу, ме­ня­ю­щая всю твою жизнь. Вско­ре уми­ра­ет Сар­ра, и Ав­ра­ам по­ку­па­ет у мест­ных жи­те­лей для её по­гре­бе­ния пе­ще­ру Мах­пе­ле и кло­чок зем­ли, а за­тем сам по­лу­ча­ет упо­ко­е­ние в этой ро­до­вой гроб­ни­це.

«Жил-был че­ло­век, ко­то­рый в дет­стве слы­шал пре­крас­ную по­весть о том, как Гос­подь ис­пы­ты­вал Ав­ра­ама, и как Ав­ра­ам вы­дер­жал ис­пы­та­ние, со­хра­нив ве­ру. Став по­стар­ше, че­ло­век этот сам про­чел ту же по­весть с еще боль­шим вос­хи­ще­ни­ем. И чем стар­ше ста­но­вил­ся он, тем ча­ще его мыс­ли об­ра­ща­лись к этой по­ве­сти, тем боль­ше он вос­тор­гал­ся ею и в то же вре­мя все мень­ше и мень­ше по­ни­мал её», – пи­сал о се­бе са­мом Сё­рен Кьерке­гор, на­звав­ший Ав­ра­ама «Ры­ца­рем Ве­ры». Путь жиз­ни каж­до­го ду­хов­но раз­ви­то­го че­ло­ве­ка пе­ре­ре­за­ет ко­гда-ни­будь Ру­би­кон, и без об­ра­ще­ния к ис­то­рии Ав­ра­ама ему не обой­тись.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Ли­те­ра­ту­ра

Ще­голев Н. При­зва­ние Ав­ра­ама и цер­ков­но-ис­то­ри­че­ское зна­че­ние это­го со­бы­тия. Ки­ев, 1873; Стар­ко­ва К. Б. «Стран­ствие Ав­ра­ама» (1Q Gen Ap XXI, 8–20) // Па­ле­стин­ский сбор­ник. Л., 1986. Вып. 28 (91). С. 69–73; Кьер­ке­гор С. Страх и тре­пет. Л., 1991.


Источник: https://azbyka.ru/days/p-rycar-very

(64)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *