Проповеди в понедельник 8-й седмицы по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Глебов

Проповедь в Понедельник 8-й седмицы по Пятидесятнице

На Мф.16:1-6.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы слышали сегодня евангельское повествование об искушении Господа Иисуса Христа. Обычно, когда мы говорим об искушении Спасителя, то первое, что приходит на ум, это Его сорокадневный пост в пустыне сразу после крещения в Иордане, и те три искушения, с которыми диавол приступил ко Христу уже в самом завершении Его поста, когда физические силы были на пределе.

Как мы помним, Господь отверг искусителя, и как говорит Евангелие, диавол отступил от Него на время. То есть через какой-то промежуток времени темная сила опять приступила к Нему, искушая Его уже не напрямую, а через людей, чаще всего через злопыхателей и завистников Христа, через книжников и фарисеев.

А вот сегодня мы слышали, как к этой традиционной группе недругов Спасителя, присоединились еще одни – саддукеи. Кто такие саддукеи? Саддукеи – это религиозная партия, которая наряду с фарисеями обладала немалым влиянием в Израиле. Хотя саддукеев было меньше, чем фарисеев, они обладали большим политическим весом. А также контролировали священство. То есть священники Иерусалимского храма принадлежали к партии саддукеев.

Саддукеи были сторонники рационалистического направления в тогдашнем иудаизме, и в отличие от фарисеев они считали вполне авторитетными только первые пять книг Ветхого Завета – Пятикнижие, или Тору. Они отвергали изустную раввинистическую традицию, а также не верили в бессмертие души, значит, отрицали загробную жизнь, не верили ни в существование ни ангелов, ни демонов, ни Промысла Божия.

Как представители двух ведущих партий, и фарисеи, и саддукеи недолюбливали друг друга и соперничали между собой за влияние на умы и души людей. А, в конечном счете, это была борьба за авторитет в глазах народа и материальное благополучие.

Однако, несмотря на определенные разногласия между фарисеями и саддукеями, они были едины в своем неприятии проповеди Спасителя, к Его делам; и совместно стремились обвинить Его в отступлении от отеческих преданий, нарушении заповедей Божиих, а также законов и обычаев своего народа.

Как известно, ничто так не сплачивает, как общая ненависть к кому-либо. Поэтому фарисеи и саддукеи на время забыли свою давнюю вражду, видя, что люди идут за Христом, а значит, нити управления народом ускользают из их рук. Фарисеи и саддукеи просят у Спасителя в качестве подтверждения Им Своих Божественных полномочий показать знамение с неба, то есть чудо сотворить.

Как будто они не знали о тех многочисленных чудесах, которыми сопровождалась проповедь Спасителя. Конечно, знали. Они просили чуда ради любопытства, а Господь совершал чудеса, как проявление Своей любви к страданиям и нуждам людей в ответ на их веру.

Как это искушение перекликается с тем, что предлагал Спасителю диавол в пустыне. Господь отверг коварство искушающих Его. Он сказал: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». И далее предупредил Своих учеников об опасности лукавства и ханжества, дабы они не были лицемерными и лживыми пастырями. Иисус сказал им: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Вот так напутствовал Господь Своих учеников.

Знамение Ионы пророка – это смерть и Воскресение Христа. Многим, наверное, известна ветхозаветная история с пророком Ионой, который за непослушание Господу был проглочен китом, или каким-то древним морским животным, и пробыл в его чреве три дня. И по молитве пророка Господь помиловал его, и он выбрался из чрева кита целым и невредимым и продолжил свою миссию, будучи вразумленным Господом таким необычным и страшным наказанием.

Понятно, что человек проглоченный животным, это, можно сказать, уже покойник: живым оттуда не выйти, но Господь Своей силой сохранил пророку Ионе жизнь и вернул его в этот мир, что, наверное, уместно сравнить только с воскресением мертвеца.

Вот так и Господь был распят, умер, погребен, три дня Его тело, образно говоря, пролежало во чреве земли, в могиле, и силой Божественной Он воскрес. Вернулся оттуда, откуда никто не возвращался. Поэтому такое сравнение для фарисеев и саддукеев, которые прекрасно знали Ветхий Завет, и, в частности, историю пророка Ионы, было очевидным и должно было навести их на соответствующие мысли.

Но даже когда они убили Христа, и Он на третий день воскрес, и показал всему миру знамение пророка Ионы, они отказались принять это чудо. Вот они просили знамения, просили чуда, Господь явил чудо Своего Воскресения, конечно, не ради удовлетворения их любопытства, а ради спасения мира. Но тех, в ком не было веры при земной жизни Христа, не откликнулись верой и на Его Воскресение, только еще больше озлобились.

Самое великое чудо и самое великое знамение для нас в истории уже произошло: Христос воскрес. Его Воскресение даровало нам то, к чему люди иногда так безуспешно стремятся своими силами, или используя малейшее достижение современной науки. Воскресением Христа нам была дарована вечная жизнь. И это чудо вхождения в вечность с каждым из нас рано или поздно произойдет.

Цена вечной жизни людей – это страдания и смерть Бога, это Его дар любви к нам и более этого быть ничего не может. И остальные наши вопрошания к Богу о чуде – от лукавого. Именно та темная сила не единожды в евангельской истории либо напрямую, либо через людей требовала у Христа чуда. И получила ответ актуальный на все времена: «Не искушай Господа Бога твоего». Аминь.

Протоиерей Вячеслав Резников

О закваске

Мф.16:1-6, 1Кор.9:13-18.

Однажды Господь сказал ученикам: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».

Каждая закваска на свой лад преображает вещество. Фарисейская закваска, например, все, к чему прикасалась, пропитывала вкусом лжи, лицемерия. Вот фарисеи просят Иисуса «показать им знамение с неба». Казалось бы, что тут плохого? Но Господь резко ответил: «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете»? Если Господь укорил их, значит, они должны были узнать это время, уже наступившее, и Господа, уже пришедшего. А если не узнали, значит не хотели. Значит, и все их вопросы были заквашены сатанинской закваской, противоестественным желанием: не услышать на них вразумительного ответа. И значит, чем больше они ходили за Господом, чем больше видели и слышали, – тем сильнее отравляли себя, возрастая во лжи и в противлении истине.

И совсем другая закваска в душе Божьего человека. Апостол пишет к Коринфянам: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться; потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! За что же мне награда»?.. Иные сразу скажут: «А, все-таки и он о награде хлопочет»! – Ну а разве не естественно любящему ждать награды, как плода своей любви, как свидетельства угодности и взаимности? Ведь и Сам Сын Божий, исповедав свою совершенную любовь к Отцу словами: «Все Мое Твое», – исповедал и надежду на столь же совершенную награду: «и Твое Мое» (Ин.17:10).

Так «за что же мне награда? – размышляет Апостол. – Неужели только за то, что я делаю дело, которое и так обязан делать, причем, доставляющее мне величайшую радость? Апостол не может вменить этого себе в заслугу. Награду же он надеется получить – «за то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании». А ведь то, что «священнодействующие питаются от святилища», берут «долю от жертвенника», – есть Божественное установление. Но закваска истинной любви к Богу не давала Апостолу воспользоваться «ничем таковым». Он никого не осуждает: добросовестный наемник тоже достоин уважения. Апостол говорит только о себе, и только с голоса своей совести.

Так, не зная покоя в своем святом деле и имея полное право «жить от благовествования», он еще и ухитрялся простым ремеслом зарабатывать на жизнь. И это уже – его собственный подвиг, его личный дар Богу.

Не всякому такое по силам. Для иного подвиг и в том, чтобы добросовестно отработать зарплату. А для иного даже в том, чтобы лишний раз не согрешить. Господь, как от заквашенных любовью, ждет от нас роста, движения навстречу. Похвала Господня – всякому, кто понуждает себя на большее и на лучшее, и кто, вместе с Апостолом, говорит: «для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою».

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О Живущих по Духу и по плоти

Мф.10:16–22.

Посылая Апостолов в мир, Господь предостерег: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас». И против кого такая злоба? – Против тех, кто возвестит, что «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех», что отныне «закон духа жизни во Христе Иисусе» освобождает «от закона греха и смерти», и что больше нет «никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» будут жить «не по плоти, но по духу»! Теперь всякий, кто ранее тщетно пытался жить по духу, сможет свободно следовать своему выбору; и кто ранее не мог пробить стену греха, теперь вдруг почувствует, как она поддается.

Но почему же, принеся такую благую весть, надо еще и остерегаться? От кого именно ждать злобы, от кого последуют гонения? А от тех, кто, несмотря ни на что, свободно и сознательно предпочтет жить не по духу, а по плоти. Что можно сказать об этих людях? – А только то, что если теперь «нет… никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут… по духу» (Рим.8:1), то, значит, живущие по плоти теперь уже не имеют никакого оправдания. Отныне жизнь тех и других стремительно расходится: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном». И притом, «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир».

Борьба здесь неизбежна, потому что живущие по плоти не просто живут по какому-то своему особому, независимому закону. Их «закон» в том, что они именно «закону Божию не покоряются», и поэтому «плотские помышления» неизбежно «суть вражда против Бога». И если мы видели, как даже внутри человека возникает жестокая брань плоти против духа, то как же она не возникнет у тех, в ком побеждает плоть, против тех, в ком побеждает дух? Для одних смысл жизни – последовать воле Божией, а для других – противостоять ей, заглушая и голос совести, и голос проповедников истины. А третьего ничего нет. Отсюда и жестокость гонений, о которой предупреждал Господь: «Предаст же брат брата на смерть, и отец сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их, и будете ненавидимы всеми за имя Мое».

Но слово Божие прямо говорит: «если живете по плоти, то умрете», – хотя бы и гнали, хотя бы и убивали других. А если «духом умерщвляете дела плотские, то живы будете», хотя бы и мучили вас, хотя бы и убивали вас рабы плоти. Господь говорит: «претерпевший… до конца спасется». И даже в самых страшных обстоятельствах, когда «будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Но только всегда «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Будьте мудры, всегда и во всем распознавая волю Божию; а потом следуйте ей с голубиной простотой.

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова

На Мф.10:16–22.

Господь сказал Своим ученикам: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков». А мы об этом всегда забываем, показываем зубы, хотим бороться за какую-то мнимую справедливость по отношению к себе, как будто она может быть на этой земле. Бессмысленная трата времени. Поэтому Господь сказал: всегда помните о том, что мир – это волки, а вы – это овцы. Если ты хочешь быть христианином, надо быть овцой. А овца – это не та, которая ест, это та, которую едят. Такова роль Церкви в мире, и первым агнцем стал Сам Христос. Если мы Евангелие читаем, мы видим, что Господь никоим образом не отстаивал Свою правоту, никоим образом не защищался, а даже, когда Петр достал меч, чтобы оборонить Его от нападающих, сказал: вложи меч свой в ножны свои, неужели ты думаешь, Петр, что Отец Мой Небесный не может призвать легион ангелов, чтобы Меня защитить? И добровольно отдался в руки палачей и добровольно принял смерть.

Истинные христиане всегда эту муку принимали добровольно, доказывая таким образом, что для них, христиан, собственная шкура не представляет большой ценности. Тем самым они свидетельствовали об истине, потому что, как известно нам со школы, самое дорогое у человека – это жизнь. Поэтому жизнь свою он может отдать только за самое-самое важное. И когда человек отдает эту жизнь вот так кротко, спокойно, уверенно, то для всех окружающих он является свидетелем Истины. И многие угодники Божии легко жизнь отдавали. Может быть, кому-нибудь довелось читать житие Киприана Карфагенского. Его смерть прекрасна. Сначала он скрывался от гонений, потому что время его не пришло, а потом, когда понял, что его смерть может принести пользу, он сам добровольно пошел и сдался римским властям, сам заплатил деньги палачу, сам положил голову на плаху. А христиане расстелили вокруг белые простыни, чтобы собрать его кровь, потому что кровь мученика – это святыня, которая может творить чудеса.

Среди нас немного найдется людей, готовых умереть за Христа, потому что мы еще не воспитаны в христианстве, а воспитаны по волчьим законам этого мира, где «человек человеку враг», «хочешь жить, умей вертеться», «ты мне, я тебе» и прочие отношения, совершенно скотские, волчьи. Но христиане не должны так действовать. Кто-то скажет: ну тогда нас затопчут, съедят. Нет, Бог не в силе, а в правде, и с кем Бог, тот и побеждает. С Александром Невским был Бог, поэтому при численности войска в десять раз меньше он немцев разбил. А когда Иосиф Виссарионович встречался с Черчиллем и Рузвельтом и после переговоров кто-то из них сказал: «Ну, с нами Бог», Сталин с ухмылкой ответил: «А с нами дьявол». И поэтому уже во Вторую мировую войну на одного немца погибло десять русских. Разница, как видите, большая. Поэтому очень важно, с кем Бог. Но неужели Бог был с Гитлером? Нет, хотя на пряжках у фашистов и стояла эмблема «С нами Бог», конечно, не было с ними Бога. Но для духовного возрождения Руси это насильство дьявольское было очень полезно. Конечно, война эта случилась по промыслу Божию, как, собственно, и каждая война и все вообще в мире.

И дальше Господь говорит: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Живя в мире, нужно иметь много мудрости. Вообще святые отцы добродетель рассудительности ставили даже выше, чем любовь, потому что любви может достичь каждый христианин, а рассудительности совсем не все. Апостол Иаков говорит: чтобы получить мудрость, надо ее просить у Бога. Надо все время просить у Бога вразумления, потому что нам очень трудно в этом мире жить, очень много нужно проявлять мудрости, особенно с людьми внешними.

В одной газете был описан случай, как на человека напал тигр, и этот человек повернулся к нему лицом и стал пятиться. И так пятясь, долго с ним разговаривал, убеждал, чтобы он его не ел. И тигр с любопытством за ним следовал, пока не показалось селение. А когда они уже были близко от жилья, тигр повернулся и ушел. И наше общение с людьми внешними очень напоминает общение с тигром, потому что они не понимают, чем мы живем; они не понимают наших ценностей; они не понимают, зачем мы в храм ходим. Священник за деньги, это понятно, а остальные-то зачем? Остальные либо фанатики, либо шизофреники. Потому что как же так? Бога нет, а они что-то тут изображают и еще за это деньги платят. Ясно, что люди больные.

Им и в голову не приходит допустить, что Бог-то есть. Кто же на самом деле больной? Но, к сожалению, такая норма. Ведь у нас как? Что большинство считает, то и норма. Только вот норма эта меняется, а Богвсегда тот же. И даже если на земле один верующий останется, он единственный и будет нормальным, а все остальные пять миллиардов людей – ненормальными, далекими от нормы. Потому что та высшая норма, к которой призывает нас Господь, – это есть святость. Значит, в ту меру, в которую мы с вами святы, в ту меру мы и нормальны, а все остальное аномалия. Потому что человек должен был свят, должен быть, это его призвание. А на деле он живет хуже, чем таракан, хуже, чем самое жуткое животное; ни одна лягушка, ни одна птица не делает таких грехов, которые делает человек.

У человека какой прекрасный разум, какая прекрасная кисть руки! Он может и на арфе играть, и может бутылкой пробивать голову соседу. А человеческий глаз? Кошка различает два-три цвета всего, а человек может картины писать, человек может мозаики создавать, человек может творить прекрасные здания. А без Бога что он творит? Вот эти коробки, которые наставлены везде. Дай ему что угодно, любые деньги, накорми его как угодно сытно, построй ему дачу в самом лучшем месте – он не сможет создать прекрасный храм, как простые полуголодные артельщики создавали сто, двести, триста лет назад. Они совершенно не с жиру создавали прекрасные здания, они творили от Духа, Который был в их душе. И чем больше оскудение Духа, тем безобразнее творение рук человека.

Сравни писателя, который жил сто лет назад, и теперешнего. Это даже с точки зрения литературной ужасно. Все, к чему прикасается человек двадцатого века, гораздо более безобразно, чем-то, что творили в прошлом. И это во всем прослеживается. Чем дальше человек отступает от Бога, тем хуже. И общение с этим миром, который все больше в пучину греха ввергается, становится все сложнее. Поэтому нам нужна мудрость и простота. Мудрость не в том, чтобы придумывать какие-то теории, какие-то изыскивать ходы, пути, подходы. Нет, надо идти просто и прямо, потому что истина очень проста, как решение математической задачи. Как учителя по математике говорят ученикам: ты правой рукой достаешь левое ухо, зачем? так просто все решается.

Когда у человека Бог в душе, тогда вся жизнь его решается просто. И мудрость человеку может быть дана только от Бога. Вот сейчас люди создают комиссии, решают, как сохранить семью, да что делать с детьми, да национальный вопрос. Раньше такие вопросы вообще не стояли даже. Что значит сохранить семью? Люди уже тысячу лет женились, выходили замуж, рожали детей. Какие проблемы? Откуда они взялись? Они возникли, потому что человек отошел от Бога и стал, естественно, дураком. Человек создан для брака, для семьи, для деторождения. Посмотри, как человек устроен. Тело создано для продолжения рода человеча. Какие тут могут быть проблемы? Проблемы возникают, когда человек отходит от Источника жизни, от своего Творца – и сразу у него путаница в голове, он не знает, что делать: надо спасать молодежь, надо бросаться туда, надо бежать сюда. Чего спасать? Как однажды директор школы сказал некоему священнику: «Дайте мне воспитанную мать, и я дам вам воспитанное поколение». При чем тут комиссии, заседания каких-то дядей, педагогов? Ничего не произойдет, пока человек не станет существом духовным, то есть причастным Духу Божию.

И дальше Господь, поясняя эту мысль, говорит: «Остерегайтесь же людей». Скажут: о, какое противоречие, ведь в другом месте Господь говорит: люби людей. Здесь никакого противоречия нет. Человек может заниматься змеями, ездить в пустыню, собирать от них яд и вообще очень любить этих животных. Они очень красивы, но, обращаясь с ними, надо их остерегаться, потому что укусит – и умрешь. Так же, любя людей, их надо обязательно остерегаться. Очень важно здесь мудрость проявлять, потому что человек – это самое опасное существо на свете.

Если представим на секунду, что все человечество завтра вымрет, то уже через двадцать-тридцать лет атмосфера очистится, в реки вернется рыба, все зарастет прекрасными деревьями, появятся почти исчезнувшие животные, никто не будет загаживать эту прекрасную планету, все, что человек устроил, вся его поганая деятельность, исчезнет, земля опять станет прекрасной. Только вот любоваться ею будет некому.

Так же и в отношениях с людьми. Поэтому Господь говорит: будьте осторожны, потому что «будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками». Вот почему надо остерегаться. Потому что человек может принести нам вред, будучи уверен, что он делает правду. Каждый из нас обязательно с этим в жизни столкнется. Наши деды и отцы уже с этим столкнулись, когда их били и убивали. И каждое поколение христиан с этим сталкивается обязательно, и мы столкнемся немножко позже, когда все вернется назад, на круги своя. Поэтому надо нам обязательно быть к этому готовыми.

«И поведут вас…» Почему Господь попускает, что Церковь время от времени сотрясается от гонений? Это очень важно. Сейчас, когда Горбачев «разрешил» в церковь ходить, все сразу повалили креститься, никто ничего не боится, начальству могут резко отвечать: знают, что им за это ничего не будет. И таких христиан очень много. Вот мы раньше крестили: двадцать детей и трое-четверо взрослых. А теперь? В последнее воскресенье я крестил сорок человек: двадцать два взрослых и восемнадцать детей. Взрослых даже больше. Откуда они взялись? Чего это они все так быстренько уверовали? Что, по телевизору проповеди стали читать? Нет, как-то не слышно. А откуда же вдруг такое? Потому что боязни уже нет. А ну снова гонения? Скажут по телевизору: кто в церковь пойдет, расстреливать на первое время не будем, но годиков на пять посадим. И кто будет в церковь ходить? Совершенно другое дело. Пойдут уж самые-самые, кто уж крепенько-крепенько Бога любит, кто готов за Бога пострадать. А остальное все отшелушится.

Господь очищает Свою Церковь через страдание. Потому что человек часто против Церкви действует не со зла, а ему так в голову вдолбили, и он многого не понимает. И когда перед ним является свидетель кроткий, спокойный, уверенный в Истине, не боящийся смерти, это действует на него сокрушительно. Сколько мы знаем из житий святых мучеников: те самые палачи, которые их терзали, через час, другой, третий вдруг сами начинали веровать. Вот мучеников Севастийских поставили в ледяное озеро, и когда воин, их стерегущий, увидел, что им на главы спускаются венцы с небес, то он разделся догола и бросился в это озеро, сказал: и я хочу быть с ними. Сам язычник, некрещеный, но захотел того же, потому что их благородство, вера действовали сокрушительно.

Поэтому это свидетельство очень важно. Христианин должен побеждать не силой оружия, не силой ума, не красноречием, не логикой, – христианин должен побеждать своей простотой, ясностью, верой и верностью Богу. Вот его орудия, вот он чем должен побеждать и вот чем свидетельствовать. И если мы так будем действовать, так будем жить, то вокруг нас, конечно, люди будут обращаться. А красиво говорить многие умеют. Словами какие доказательства ни приводи, в этом толку нет, потому что человек верует не умом, а сердцем. А сердце склоняется именно на правду. И если мы будем мудры, если мы будем просты, тогда мы можем кого-то склонить, даже врага, к истине христианской.

«Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». Да, христианину часто приходится эту ненависть мира испытывать. Мы думаем, что это только у нас в стране, где атеизм некоторое время официально был главенствующим. На самом деле нет. Православные люди, которые в Америке живут, то же самое говорят, что к Православию относятся с подозрительностью. Потому что ты не такой, как все. В основном там протестанты, а это уже почти не христианство. Поэтому отношение с предубеждением, может быть, не в такой яркой форме, как у нас в двадцатых годах, когда до расстрела доходило, но все равно это отчуждение присутствует и его всегда приходится на себе ощущать. И этого не надо бояться, это надо преодолевать. И не надо беспокоиться о том, что нам сказать. Нам надо беспокоиться только о том, чтобы Дух Отца нашего Небесного был в нас, чтобы мы были христиане подлинные. Тогда Дух будет в нас свидетельствовать.

Святой апостол Павел в послании, которое мы сегодня читали, тоже об этом говорит: «Живущие по плоти о плотском помышляют». Человек плотской живет жизнью своего мяса: он думает только, как ему одеться, да есть ли в магазине сахар, да что он купит завтра, да вдруг пиломатериалы подорожают. Он живет жизнью плотской, его интересует только то, что можно потрогать, пощупать; всего остального он не понимает. Он не понимает жизни искусства, не понимает жизни духа, потому что это нельзя потрогать. Какая ему разница, что Айвазовский, что Матисс, что Вивальди, что Моцарт. Вот рок-музыку, которая по нервам бьет, это он воспринимает – грубую музыку, которая уже почти материально осязаема. Потому что там такие децибелы, что она касается не только струн души, но уже и материи мозга, разрушает его, как наркотик. Вот это он воспринимает. А музыка, которая требует работы души, никак не задевает его, потому что в его душе уже ничего такого нет. Такой человек помышляет только о плотском.

«А живущий по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». Почему не могут? Потому что превратились в животных. Это все равно что собачку убеждать: веди себя хорошо. Плотского человека можно только ограничить законом: вот это переступил – тюрьма; вот это – расстрел; на работу опоздал на десять минут – премии лишу. А говорить о совести совершенно бесполезно. Пока человек не станет духовным существом, пока Духа Божия не будет в нем, о какой совести может идти речь? Поэтому апостол Павел и говорит: «не могут». Потому что когда дух уходит от человека, то происходит распад. А почему «вражда против Бога»? Почему «помышления плотские суть смерть»? Да очень просто: потому что плоть наша через семьдесят, от силы восемьдесят лет умирает.

«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас». Поэтому нам нужно стремиться к тому, чтобы Дух Божий в нас жил. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». Как достичь этого Духа? Надо любому движению плоти противодействовать, все время угнетать плотские вожделения, греховные, для того чтобы свой дух освободить, чтобы жить нам духовной жизнью. Все, что у нас от животного, от зверя, надо в себе побеждать.

Вот собаку ударил – она оскалилась. Это естественно, на собаку за это никто не обижается, потому что она зверь. А человек? Ударили тебя по правой щеке – как ты, человек, должен поступить? Ты должен левую подставить. Вот разница между животным и человеком. Собака подставить левую щеку не может, как и плотской человек. Для него даже понятия такого нет. Как так? Меня будут бить, а я буду щеку подставлять? Ему непонятно, потому что сам он уже давно стал зверем. А высшее существо может поступать именно так, благородно. Оно может тут же простить обидчика, тут же потерпеть – и тем самым достигает спасения своей души. «Претерпевший до конца спасется», потому что он уподобляется Самому Богу, потому что это проявление божественное. Люди Богом пренебрегают, люди на Бога ропщут, люди храмы разрушают, люди молиться не хотят, ту планету, которую им Бог дал, они превратили в помойку. А что Бог? А Бог терпит, Бог смиряется, Бог ждет, Бог кормит. Некоторые вообще знать Бога не хотят, а Он все равно их кормит. Вот такая любовь. Так и мы: если хотим, чтобы Дух Божий был в нас, и мы должны так же поступать. Вот это есть высшая ценность нашей жизни.

«Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Вот так мы только и можем ожить: если приобщимся к Богу. «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Да, будем жить вечно. Если Дух Божий придет в наши сердца, Он с нашим сердцем не расстанется никогда, мы будем жить всегда с Богом. И общение с Богом – это, собственно, и есть жизнь, потому что общение с Богом никогда не прекращается, ни на земле, ни на небе. Это, собственно, и есть цель всей христианской жизни. Для этого Бог и на землю пришел, чтобы людей познакомить с Богом: какой Он, Бог? что Он от нас хочет? зачем Он нас создал? Для этого Он принял плоть человеческую, потому что как мы можем Дух познать? Только через Иисуса Христа: познавая Иисуса Христа, мы познаем, каков Его Отец, потому что каков Сын, таков и Отец. Он так и сказал: «Я и Отец – одно».

Поэтому, проникая в тайну Божественной личности Христа, мы познаем и каков Бог. И если Бог станет Царем нашей жизни, то есть мы во всем покоримся Ему, будем каждое Его словечко выполнять, то Он увидит, что мы действительно истинные ученики, и тогда Господь Дух Святой придет и поселится в наши сердца. Тогда мы действительно ничего не будем бояться, потому что жизнь нашего тела не будет представлять для нас такой огромной ценности. Тогда мы поймем, что самое дорогое у человека на свете – это не жизнь тела, а жизнь духа, нашей души. Вот в этом и смысл христианской жизни, большинством населения земного шара давно уже утраченный. Осталось несколько сотен людей на земле, которые действительно, по-настоящему, по совести и по жизни это дело Христово продолжают. Поэтому еще мир этот стоит. А когда эти люди исчезнут, все рухнет, потому что это будет уже никому не нужная помойка. Потому что Бог только Себе подобных может в Царствие Небесное привести, только людей, достигших божественной жизни.

Поэтому нам надо стремиться к этой божественной жизни. Нам нужно много простоты, много кротости, много любви и много мудрости. И на приобретение этого надо всю нашу жизнь употребить. Поэтому если мы действительно, всерьез хотим быть христианами, нам уже некогда будет за коврами в очереди стоять, нам будет совершенно неинтересно, есть ли сахар, нет ли сахара, и что там по телевизору показывают, кто там президент, что происходит. Это уже просто не будет нас волновать, потому что это все равно временно. Мало ли было президентов, мало ли было царей, сегодня одно, завтра другое, послезавтра третье. Нам будет важно, живем ли мы так, как Бог нам заповедал, или мы живем по иным каким-то законам. Вот что важно, вот в этом нашу жизнь надо переделать. Да поможет нам в этом Господь Бог по молитвам всех святых, которых мы прославляем. Аминь.

Крестовоздвиженский храм, 5 июля 1989 года

Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

На 2Кор.6:1-10.

Отрывок из Второго послания к Корифянам, который был прочитан сегодня, продолжает важную для апостола Павла тему примирения с Богом: «Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 кор 5,20). Примирение означает прекращение вражды. Вражда с Богом – следствие греха, который отлучает человека от Бога как источника жизни и самого бытия. Грех – причина страданий человека и его смерти. Примирение с Богом возвращает человеку свободу от греха и благодать спасения в Царствии Божием. Бог крестными страданиями, смертью и Воскресением Своего Сына примирил нас с Собою. Об этом даре Божественной благодати возвещает Евангелие, которое несет людям Апостол Павел. Это Евангелие примирения является Отеческим призывом к заблудшим детям вернуться домой, где их ждет любовь Бога Отца. В своем изначальном и предельно кратком виде это Евангелие было провозглашено Иисусом Христом: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1,15). Апостол называет себя посланником от имени Христа. Он послан во враждебный Богу мир, чтобы указать людям путь покаяния и веры, которая делает человека гражданином Царства Божия и возлюбленным членом семьи Божией.

Как посланник, работник и служитель Божий, апостол Павел постоянно сталкивался с непониманием или враждебным отвержением спасительной Вести. Но даже когда люди внешне принимали Евангелие, веру и крещение, они часто не сознавали той ответственности, которую налагало на них принятое ими крещение. Апостол настоятельно призывает коринфян не быть легкомысленными, не тщетно принять дарованную во Христе благодать примирения с Богом, но воплотить этот дар в своей жизни. Увы, трагедия многих христиан в том, что они по своей глупости и беспечности бессмысленно и неблагодарно принимают дары Божественной любви и благодати. Это чрезвычайно заботит апостола, и он напоминает коринфянам, что время не ждет, оно уже исполнилось, что «ныне день спасения».

Свой призыв к примирению с Богом, которое возможно через покаяние не на словах, а на деле, апостол обосновывает ссылкой на Слово Божие. Бог через пророка Исаию говорит: «Во время приятное Я услышал тебя и в день спасения Я помог тебе». Спасение, которое некогда было обещано «отроку Божию», исполнилось в Иисусе Христе как всеобщее спасение. Сам апостол, коринфяне, к которым он обращается, и мы, живущие спустя почти две тысячи лет, – все мы вместе живем в «день спасения». С помощью библейской цитаты апостол Павел выражает, что не он, но – через него – Сам Бог взывает к нам не тщетно принять дарованную во Христе помощь. «Ныне день спасения!» Это «ныне» – всякое время после смерти и Воскресения Христа. День спасения начался, продолжается и завершится в «День Господень» Вторым Христовым пришествием, всеобщим воскресением и Судом Божиим.

Апостол Павел – посланник Христов. Сам Иисус Христос воскрес и вознесся, Он сидит одесную Бога Отца и физически не присутствует в этом мире. Но апостол, да и все христиане, представляют Христа и Его Евангелие в этом мире. И люди судят о Христе и христианстве по тому, что слышат от нас, а главное, – по тому, что видят в нас. Апостол, описывая качества своей жизни и служения Христу, ожидает, чтобы мы, христиане, подражали ему в нашей жизни и в нашем служении. И вот, свое увещевание он начинает со слов: «мы никому ни в чем не даем повода для упрека». Действительно, ничто не вызывает таких оскорбительных насмешек над Церковью, как недостойное поведение ее членов и служителей.

Жизнь человека в этом мире трудна, и жизнь христианина – не исключение. Но верующему человеку Бог посылает помощь, укрепляя в нем то замечательное свойство, которое в нашей традиции обычно передается словом «терпение». В оригинальном же тексте Нового Завета это слово означает не способность пассивно переносить бедствия, но внутреннюю силу стойкого преодоления страданий и немощей, их преображение в силу и славу. Как в другом месте скажет Апостол Павел: «Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. … Ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12,9-10). Эту силу внутренней стойкости апостол Павел ставит, как основание, во главе длинного списка добродетелей и трудных обстоятельств, которые показывают его как истинного и верного служителя Христова.

Свой список апостол разбивает на смысловые строфы. В первой строфе подчеркивается стойкость в бедствиях, вызванных как внешними преследованиями, так и трудами при исполнении его служения. Во второй строфе перечисляются добродетели, которые понимаются как дары Святого Духа. Они помогают возвещать Евангелие в истине и в силе Божией. Образами оружия в третьей строфе апостол описывает свое служение как вооруженного Богом бесстрашного проповедника, которому не помеха ни слава и хвала, ни бесчестие и хула. Выражение «оружие правды в правой и левой руке» означает доспехи для нападения и защиты. В правой руке меч, «который есть Слово Божие», в левой –«щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф 6,16-17). Наконец, в четвертой строфе апостол Павел перечисляет презрительные слухи о нем, которые распространяли его враги, критиковавшие каждое его слово и ненавидевшие даже его имя: он, мол, обманщик, никем не признанный, достойный наказания и смерти преступник, нищий, ничего не имеющий…. Но этой действительной или мнимой видимости апостол противопоставляет подлинную реальность: он возвещает истину, он признан, он, – несмотря на все угрозы смерти, – живой, он всегда радуется, он многих обогащает, он всем обладает. Такое возможно только благодаря тому, что он, действительно лишенный многих прав и привилегий, которых так страстно добиваются люди мира сего, своим духом, умом и сердцем принадлежит к миру иному, к Царствию Божию, открытому для него Иисусом Христом. Он – гражданин этого Царствия.

Несомненно, апостол Павел – великий человек, и опыт его жизни представляет собой исключительный случай. Однако, он, как Учитель, призванный на служение Самим Христом, имел полное право сказать: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор 4,16). Он описывает свою жизнь, но тем самым он ставит перед нами высокие требования соответствовать званию примиренных во Христе детей Божиих, живущих в «день спасения». Как сказано в другом месте, мы – «сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фесс 5,5-6). Перечисленными свидетельствами апостольской стойкости в испытаниях и его добродетелями Сам Бог как бы держит зеркало бодрствования и трезвения перед совестью каждого человека, носящего имя христианина. Этот список имеет тем большее значение, что вся церковная история и сегодняшняя церковная жизнь учат, какой соблазн часто несут «служители» Евангелия, так что для многих принятие Вести о любви Божией становится трудным или совсем невозможным. Да сохранит нас Бог от этих соблазнов!

Проповедь протоиерея Василия Михайловского

На 2Кор.6:1-10.

1. Братия, мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

2. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе (Ис. IL, 8). Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

3. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,

4. но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,

5. под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,

6. в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,

7. в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,

8. в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;

9. мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;

10. нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.


Православные! Бог богат милостями. Он их посылает в обилии незаслуженно со стороны человека. Так было и в Коринфской Церкви. Из первых христианских общин ни об одной не известно, чтобы в них в таком обилии, славе и обширности сообщались верующим дары Духа Святого, как например, дар языков, дар истолкования их, дар пророчества, дар учения, дар различения духов, т. е. душ благонамеренных или злых. При таком благолепном состоянии Церкви Коринфской тем больше забот должно быть у самих коринфян о сохранении своей славы, о поддержке и развитии своего благочестия и достойном употреблении сверхъестественных и естественных даров Божиих. Об этом-то и умоляет коринфян св. апостол Павел.

Гл. VI, 1. Братия, мы же, как споспешники, как сотрудники Богу, сослужители Христу, слуги для вас, ради вашего же спасения, умоляем вас о том, чтобы благодать Божия, полученная вами в обилии, не тщетно была принята вами. Что же такое благодать? Благодать есть такая сила Божия, которая подается слабому существу – человеку – для того, чтобы он достигал назначенной ему от Бога цели. Например, человек создан для праведности, но он пал; Господь желает его спасти и посылает ему Свою благодать, Свои силы, при которых грешник, если захочет, может спастись. Такие-то силы даны были и коринфянам. Они стали христианами, получили внешние знамения высшей помощи Божественной. Им оставалось быть только послушными орудиями воли Божией. Но они скоро стали злоупотреблять дарами Духа Святого: даром языков, пророчества, пренебрегли даром любви. А потому св. апостол и стал увещевать христиан быть благодарными к Богу и дорожить полученными благами, как талантами; употреблять их на пользу души своей и ближнего. Случиться может, что из-за нашей жестокости и лености благодать Божия отступит от нас. А без нее человек – погибшее существо. Итак, пока есть возможность, пользуйтесь всем, что служит ко спасению нашей души. Богатства Бог посылает? – Не скупясь делись ими с бедными. Здоровье Бог дарует? – Трудись, пока есть силы. В церковь зовут? – Торопись в нее. Преподают св. учение, проповедь? – Не упускай случая услышать. Литургия совершается? – Не откладывай покаяния в своих грехах и св. приобщения до поста или на неопределенное время. Наступит оскудение слова пастырского (а Господь в наказание верующим иногда действительно отнимает проповедников своих от народа упорного) или силы телесные изменят тебе и не дозволят посещать храма и слышать живое слово пастыря. Или отнимет Бог богатство. Что тогда будет с тобою? Упадешь духом, ослабеешь телом; поддержки и утешения от окружающих не жди, если сам не был добродетельным. На богатство не надейся. Тогда будешь жалеть о протекших красных днях, о золотых временах, да поздно. А вот, теперь еще время благоприятное, вот, теперь еще продолжается день спасения.

Ст. 2. Итак, пока есть время, благоприятное для покаяния, исправления жизни и для добродетелей; пока Господь терпит нас, слушает нас и в теперешние дни, удобные для спасения, Своею благодатию помогает нам (Ис. IL, 8), позаботимся, православные, воспользоваться предоставляемыми нам средствами ко спасению, как-то: богослужением, святыми таинствами, проповедью, образованием ума и сердца, случаями к благотворению. Сам же Господь с радостью готов освятить душу нашу; Он стоит при дверях ее сердца и ждет, когда-то мы откроем ее для благодатного веяния, для святых ощущений. Но мы часто ленимся, откладываем исправление до будущего времени, а в благодеяниях отказываем. Вдруг смерть нас захватит врасплох, а мы не готовы для Царствия Небесного. Тогда нас, как непотребных, нерадивых рабов, не имеющих одеяния брачна, дел любви, не допустит Господь разделять блаженства рая, а осудит во тьму кромешную. Поучимся же у св. апостола, как он, по обращении ко Христу, дорожил полученною им благодатию. Он говорит о себе и своих сотрудниках:

(ст. 3) мы никому ни в чем не полагаем претыкания, то есть ничего в жизни своей не делаем предосудительного, чтобы не было порицаемо служение апостольское.

Ст. 4. Но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, перенесении обид и скорбей как первой необходимой добродетели, в честном исполнении своей должности, в бедствиях отовсюду, в нуждах, в тесных обстоятельствах.

Ст. 5. Безмерно и многократно под ударами (2Кор.XI:23–25Деян. XVI:23), не раз в темницах, в узах, в темных и смрадных местах, в изгнаниях за правду, в трудах для прокормления себя, в непрестанном проповедании слова Божия, во бдениях среди проповеди, как он всю ночь провел в Троаде в богослужении, и также апостол день и ночь работал, чтобы иметь себе хоть скудный кусок хлеба; в постах, иногда невольно им переносимых из-за недостатка в пище, а большею частию в посте добровольном, в воздержании и телесном, и духовном. Таковы были внешние, стеснительные обстоятельства у св. апостола Павла. Но это еще не все. Он старался быть истинным служителем Божиим.

Ст. 6. И по чистоте душевной, и по внешней безукоризненной жизни, по благоразумию, при котором и сверхъестественные дары находятся в добром и полезном распоряжении человека (1Кор.XIV:32–332Пет.I:5) и при котором жизнь свою – этот великий дар Божий – св. апостол Павел сохранял, не напрашиваясь на мучения и пытки; по великодушному, безропотному, даже радостному перенесению бедствий, ударов, уз, по незлобию ко врагам, по спокойному обращению с тяжкими грешниками, с заклятыми врагами Христовыми; по благости, по доброте души, проявлявшейся в милостыне людям бедным, в Духе Святом, Который просвещает наш ум и согревает наше сердце, делает его особенно чувствительным и любвеобильным; почему св. апостол и говорит, что Он проявлял свое звание в нелицемерной любви. Свойства же этой любви изображены у него так: истинно христианская любовь долготерпит, милосердствует… не завидует… не превозносится… не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает… все переносит (1Кор. XIII, 4–7).

Ст. 7. Дух Святой – Дух истины – просвещает ум человека. А потому св. апостол Павел, получивши благодать Духа Святого, являл свою любовь к Нему в слове истины, в силе Божией, ратовал с оружием правды в правой и левой руке. Истина – это есть сила несокрушимая, как бы ни старались ее подавить, закрыть или изгнать. Истинное учение Христово, охвативши сердце апостольское, возбуждало в нем всюду ревность великую, так что он посвятил Христу все свои силы и духа, и тела и утверждал правду Божию, несмотря ни на какие препятствия, отражаясь со всех сторон и справа, и слева. Он ратовал с оружием правды, как сказано, в правой и левой руке. Это выражение напоминает нам древний способ воинского вооружения и самозащиты. Воин выходил в древности на врага, держа в левой руке щит и защищаясь им от стрел или копий вражиих, а в правой руке имел меч или стрелу и ею отражал врага или даже нападал на него. В таком вооружении человек одною рукою защищал себя, а другою поражал врага. Так и апостолу приходилось и защищаться от врагов, и отражать их клеветы на него и на христиан, и в то же время наступательно действовать против языческих мудрований и еврейских мечтаний. Он старался всем всюду и всегда возвещать всю волю Божию несмотря на то, хвалят его или бранят.

Мы, говорит апостол, усердно выполняем свое служение.

Ст. 8. В чести ли мы или бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны Богу.

Ст. 9. Мы для иных не известны, не знамениты, не заслуживаем внимания; но другие честные или беспристрастные люди нас узнают и признают в нас силу Божию, считают нас за посланников Божиих (Деян. XVI, 17). Нас почитают умершими, близкими к смерти от побоев, пощений и бдений; но вот, мы живы; нас наказывают с намерением отнять у нас жизнь; но мы не умираем, потому что жизнь и смерть в руце Божией. Поистине, православные, сила Божия совершается в немощи (2Кор. XII, 9).

Ст. 10. Нас огорчают и побоями, и узами, и клеветою, а мы всегда радуемся, потому что за имя Христово сподобились принять бесчестие. Мы нищи, то есть у нас нет ничего своего доброго, а все Божие; но мы, однако, многих обогащаем: т. е. мы, получивши дары Духа Святого, и других вводим в Церковь Христову для получения благ духовных; сообщаем им спасительные истины, ведем к Царствию Небесному, которое они и получат, если будут послушны Слову Божию.

Братия! Человеку в жизни и для жизни немного нужно. Нужно только иметь довольство тем, что Бог посылает, и нищету духовную. При этих ограничениях в жизни нашей мы избежим всех тех увлечений и страстей, которые нередко приводят человека к самым жалким последствиями, которые вовсе недоступны были душе святого апостола при великом его терпении и нищете духовной.

Подай, Господи, и нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви!

 

Протоиерей Вячеслав Резников.

Митр. Сурожский Антоний.Равноапостольная княгиня Российская Ольга.

Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский.Святые Евфимия и Ольга.

Прот. Григорий Дьяченко.Св. благоверная княгиня Ольга.

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).Св. равноапостольная княгиня Ольга: «Я свет миру».

 


Источник: https://azbyka.ru/days/2023-07-24

(126)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *