Протоиерей Владимир Долгих: Казанская икона Богородицы – возможность поговорить о потерянных смыслах

В 1579 году под руководством польского короля Стефана Батория был взят Полоцк, контролируемый русскими на протяжении 16 лет. В это же время Френсис Дрейк обогнул мыс Доброй Надежды и направил свой корабль к тихоокеанскому побережью Северной Америки, а в Казани, после страшного пожара, на пепелище, маленькая Матрона обрела знаменитый Казанский образ Божией Матери, который Православная Церковь чтит 4 ноября.


Это «небольшое» событие стало знаковым как для истории, так и для духовной жизни нашего народа. О Казанском образе слышали даже далекие от Церкви люди. Наверное, после святителя Николая Чудотворца – это самая почитаемая у нас икона. Мне не хотелось бы в очередной раз излагать все те события, к которым имел отношение Казанский образ, всю эту информацию нетрудно найти в сети. Думаю, что лучше все-таки сосредоточить внимание на смысловой наполняемости.

Казанский образ Божией Матери относится к иконографическому типу «Одигитрия» или «Путеводительница». Сам образ оплечный, потому на нем не видно рук Богородицы, но данный тип подразумевает, что левая рука Девы Марии должна держать младенца Христа, а правая – указывать на Него. Это хорошо заметно, например, на Тихвинской или Смоленской иконах. Данный иконографический тип, скорее всего, сформировался на основании ростового образа Богородицы, встречающегося в таких памятниках VI века, как мозаика храма Богоматери Ангелоктисти на о. Кипр, а также в миниатюрах Евангелия Раввулы – древний иллюстрированный сирийский манускрипт.
Читать далее Протоиерей Владимир Долгих: Казанская икона Богородицы – возможность поговорить о потерянных смыслах

(67)