Проблемы с внимательностью на молитве есть, пожалуй, практически у всех христиан.
Мы постоянно пытаемся собрать расползающиеся мысли, в какие-то моменты у нас это получается, но потом, рано или поздно, все равно терпим неудачу.
Эта борьба продолжается годами, и бывает, что годами нет даже небольшого намека на хоть какой-то прогресс. Опыт нам показывает, что собственными силами мы с этой задачей не справляемся, а потому стоит обратиться к «наработкам» тех, кто действительно умел молиться. 23 января Православная Церковь почитает свят. Феофана Затворника, а такие его труды как «Четыре слова о молитве» и «Как надобно молиться» (которые очень схожи по содержанию) являются прекрасным «учебником» молитвы, уж простите за тавтологию. Давайте попробуем из этих «учебников» сделать себе конспект.
Начнем с того, что все совершаемые нами внешние действия, будь то крестное знамение, поклоны, чтение вслух или про себя, наизусть или из молитвослова – еще не есть молитва. Свят. Феофан пишет, что молитвой является «возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, – чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и проч.». Подчеркнем, что перечисленные чувства должны возникать, их не нужно искать, так как поиск чувств чреват духовными опасностями, вплоть до впадения в прелесть. Возбуждению чувств как раз и способствует чтение молитвы с помощью речевого аппарата и внимательное в нее вслушивание.
Теперь перейдем к практикуму. Свят. Феофан пишет, что для того, чтоб сердце и мысли воспринимали содержание молитв необходимо использовать такие приемы:
Пересмотр текста заранее. Нельзя сразу браться за незнакомую молитву. Нужно полностью просмотреть ее текст и определить для себя, понятно ли все ее содержание. Мы, в большинстве случаев, молимся на церковнославянском языке, и некоторые слова и выражения могут быть нам непонятны, а потому данное наставление святителя сохраняет и будет сохранять свою актуальность еще очень долго. Подготовка. Да, к молитве нужно готовиться, а не приступать к ней выскочив из-за стола с набитым животом или с опухшими глазами от длительного сидения перед экраном. Необходимо немного походить или постоять перед иконой, собраться с мыслями: ненужное – отложить, необходимое – подобрать. За 15-20 минут, или даже за час, ничего без нас крамольного не произойдет. Также важно подумать над тем, к Кому (!) нам предстоит обращаться и кто (каков) конкретно я – обращающийся к Владыке вселенной. Эти мысли должны возбудить в нас благоговение, с которым и внимание проще удержать. Доброе начало – половина успеха. Здесь принципиально важна неспешность. Именно она позволяет каждое написанное слово молитвы сопрягать с собственной мыслью так, чтоб оно уже ставало лично нашим обращением. «Вникай во всякое слово, – пишет святитель, – и мысль слова до сердца доводи, – иначе – понимай, что читаешь и понятое чувствуй». Еще раз подчеркнем два важных фактора: понимать и чувствовать. Молитва по силам. Здесь очень важно браться за такое молитвенное правило, которое мы сможем выполнять неспешно, при обычном течении остальных дел. Т.е. это конкретное указание на первоочередность качества молитвы, а не количество вычитанных молитвословий. Для многих из нас данный пункт может послужить к пересмотру уже привычного правила. Перечитывание. Естественно, что стремление к внимательной молитве требует концентрации мыслей на ее содержании и смысле. Если мысль убежала, то ее необходимо всякий раз возвращать обратно, а прочитанную с невниманием молитву начать заново. Это трудно, но именно таким «измором» мы можем приучить себя к предельной сосредоточенности. «Одолеешь однажды это затруднение, – советует святитель Феофан, – в другой раз, может быть, оно не повторится, или повторится не в такой силе». Остановка. Если какая-то молитва подействовала на нашу душу особенным образом, то не стоит простираться далее. Лучше остановиться, побыть немного в тех благодатных мыслях и ощущениях, которые у нас появились. Можно такую молитву начать заново, снова погрузиться в нее. «Такого рода благодатные воздействия на душу во время молитвословия означают, что дух молитвы начинает внедряться, и что, следовательно, сохранение сего состояния есть самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас духа молитвенного», – подытоживает святитель Феофан. Завершение. Как и при подготовке, тотчас после молитвы не стоит сразу переходить к прочим делам, нужно хотя бы пару минут посвятить тому, чтоб сохранить в себе приобретенное благодатное чувство. |
Перечисленные рекомендации святитель Феофан предлагает на начальном этапе обучения молитве. Немного привыкнув к молитве по молитвослову, т.е. при сторонней помощи, необходимо пробовать молиться самостоятельно, собственною своею молитвою, «доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедовала, что есть в ней и чего желательно ей».
Святителю Феофану известна проблема, когда человек может годами молиться по молитвослову, но при этом не иметь молитвы в сердце. Происходит это потому, что кроме установленных правил христианин больше ничего не выполняет, почитая их достаточными, а прочее время своей жизни о Боге и не вспоминает. Дабы исправить такую ситуацию, у святителя также есть рекомендации:
Какое бы дело мы не выполняли нужно понуждать душу посвящать его Богу. Понуждение это должно происходить с самого утра, еще до такого как мы приступим к выполнению своих обязанностей и послушаний. Далее формируется необходимость молитвенного обращения к Господу (Богородице, святым, ангелам) которое должно быть кратким, ведь именно при кратких прошениях проще сохранить внимательность. |
Это еще не все. Далее святитель говорит, что есть и третий вид молитвы, причем первые два – лишь приготовление к нему. Для нас это пока недостижимая высота, нам бы с перечисленными наставлениями справиться, но не сказать о нем было нельзя. Вот характеристика высшей степени молитвы, пусть она будет хотя бы некоторым ориентиром: «Непрестанное обращение ума и сердца к Богу, сопровождаемое внутреннею теплотою или горением духа. Это – предел, до которого должна дойти молитва, и цель, которую должен иметь в виду всякий молитвенный труженик, чтобы не бесполезно трудиться в деле молитвы».
Отсюда формируется внутреннее состояние, состоящее из трех частей:
(1) страх Божий, (2) память Божия, или хождение пред Богом, и (3) любительное обращение сердца к Богу, или любительное лелеяние сладчайшего имени Господа в сердце». |
Как видим, у нас есть все, чтоб научиться внимательно молиться. Главная же проблема кроется в пренебрежении теми советами, которые мы можем найти и у святителя Феофана Затворника, и других подвижников. Наверное, все-таки стоит прислушаться к ним!
(100)