Совмещать придется неизбежно (мы же из плоти состоим). Но есть нюанс.
Апостол Павел в своем Послании к Римлянам говорит о двух мировоззренческих концепциях: жизни по духу и по плоти. Первая ведет человека к «жизни и миру» (Рим. 8:6), а вторая – к смерти. Живущие плотью не способны покориться Богу, даже если сильно этого захотят. Как можно догадаться, под духом подразумевается живая связь с Христом, а плотью апостол называет мир материи и связанных с ним наслаждений, к которым привязан человек. Встает разумный вопрос: возможно ли христианину совсем отказаться от еды, воды, одежды, жизни в социуме со всеми его атрибутами и обычаями и полностью умереть для мира? Такой вариант развития духовный жизни можно рассмотреть для монаха-отшельника (которых и в наши дни осталось не так много). Но что делать большинству верующих, чтобы угодить Богу и получить от Него Дар Духа Святого, необходимый для вечного счастья?
Блаженный Августин, объясняя слова апостола, не видит ничего предосудительного в жизни по плоти, если только она не ведет к совершению греха. Ешь – но не объедайся, люби – но не прелюбодействуй, зарабатывай – но не служи деньгам, гневайся – но не согрешай… Творческое начало человека, с помощью которого он строит свою жизнь, может иметь две стороны. И все начинается с образа мысли, или, как пишет апостол Павел, «помышлений плотских» (Рим. 8:6). Игнатий Брянчанинов подобной системой мышления называет все, что возвеличивает тленное, то есть временное и лишающее человека спасения. От излишней увлеченности материей и вообще любыми, не имеющими вечной ценности, стремлениями происходит промах человека мимо главной цели его жизни – Бога.
Образ наших мыслей задает нам вектор движения. Трудно отрицать, что мысли о каком-то предмете, человеке или обстоятельствах со временем делают этот образ реальным нашей жизни. Добро или зло, заключенное в человеке, рано или поздно выплескивается наружу. Но это еще не все: наши устремления формируют нашу духовную реальность. Чем мы наполнены, если с утра до вечера думаем о деньгах, вещах, проблемах, произошедших с нами ситуациях, мечтаем о богатстве и вожделенном отдыхе на теплом курорте? Может быть, все это нам действительно нужно, но приоритеты мышления создают нашего внутреннего человека. Оказавшись перед лицом вечной жизни, корзина потребления благ земных рассыплется. Будет ли у нас с собой после разлучения души с телом хоть пара монет духовного капитала?
Об этом и говорит апостол Павел, напоминая, что приоритеты мысли приводят человека либо к вечной жизни, либо к вечной смерти. Поэтому мысль и задает направление нашему развитию. «Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:10). Когда мы начинаем искать в первую очередь не наслаждений и богатств для жизни здесь и сейчас, а отправляемся на поиски невидимого Царства, то «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Не значат слова апостола, что мы должны отказаться от мира как данности совсем – это и невозможно для нас.
Но апостол ясно дает понять, через какую призму мы должны смотреть на мир и как мыслить. Просыпаемся ли мы с мыслями о Боге, смерти, вечности, состоянии своего духа? Присутствует ли в нас во время размышлений, принятия решения, совершения поступков живая связь с Господом? Советуемся ли мы с Ним и стоит ли наша совесть на бдительной страже нашего сердца от губительных компромиссов со злом, пусть, как нам кажется, и малым? Мы ищем ответы на свои вопросы об улучшении качества жизни у психологов и тренеров личностного роста, читаем в ленте 10-20-30 мудрых советов и изречений, чтобы поднять жизнь на новый уровень. Но чтобы по-настоящему достигнуть внутренней гармонии (которая, кстати, совсем не исключает внешней), нам нужно развернуть свои мысли и эмоции к Богу. Жизнь по духу дает настоящую жизнь. Следовать этому принципу или нет – выбор всегда за нами.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/zhizn-po-duhu-i-po-ploti-mozhno-li-sovmeshchat
(47)