Митрополит Антоний (Паканич): Этот падший мир и его сомнительный «прогресс» рано или поздно придут к концу

Каждый день нам говорят о прогрессе. Уже и мировоззрение объявляется либо «прогрессивным», либо «отсталым». Причем «отсталым» считается традиционное мировоззрение, основанное на религии и культурных традициях, выработанных человечеством за всё время его существования.

Но настолько ли «прогрессивен» сам прогресс (простите мне эту тавтологию)?

С точки зрения науки и техники, прогресс, на первый взгляд, несомненен. Но давайте посмотрим на факты. Наука победила множество болезней, которые убивали людей древности, однако им на смену пришли новые болезни и эпидемии, с которыми справиться не выходит никак.

Технологический прогресс, кажется, сделал всё, чтобы обеспечить комфортное существование, но разве от этого в мире исчезли бедность, голод, войны? Отнюдь. Кажется, их стало даже больше. Более того, прогресс коснулся и вооружения, которым теперь можно убить не отдельного человека или группу людей, а всё человечество.

Согласитесь, в таких условиях довольно трудно говорить о фактическом прогрессе.
Читать далее Митрополит Антоний (Паканич): Этот падший мир и его сомнительный «прогресс» рано или поздно придут к концу

(36)

Владимир Басенков: Жизнь по духу и по плоти: можно ли совмещать?

Совмещать придется неизбежно (мы же из плоти состоим). Но есть нюанс.


Апостол Павел в своем Послании к Римлянам говорит о двух мировоззренческих концепциях: жизни по духу и по плоти. Первая ведет человека к «жизни и миру» (Рим. 8:6), а вторая – к смерти. Живущие плотью не способны покориться Богу, даже если сильно этого захотят. Как можно догадаться, под духом подразумевается живая связь с Христом, а плотью апостол называет мир материи и связанных с ним наслаждений, к которым привязан человек. Встает разумный вопрос: возможно ли христианину совсем отказаться от еды, воды, одежды, жизни в социуме со всеми его атрибутами и обычаями и полностью умереть для мира? Такой вариант развития духовный жизни можно рассмотреть для монаха-отшельника (которых и в наши дни осталось не так много). Но что делать большинству верующих, чтобы угодить Богу и получить от Него Дар Духа Святого, необходимый для вечного счастья?

Блаженный Августин, объясняя слова апостола, не видит ничего предосудительного в жизни по плоти, если только она не ведет к совершению греха. Ешь – но не объедайся, люби – но не прелюбодействуй, зарабатывай – но не служи деньгам, гневайся – но не согрешай… Творческое начало человека, с помощью которого он строит свою жизнь, может иметь две стороны. И все начинается с образа мысли, или, как пишет апостол Павел, «помышлений плотских» (Рим. 8:6). Игнатий Брянчанинов подобной системой мышления называет все, что возвеличивает тленное, то есть временное и лишающее человека спасения. От излишней увлеченности материей и вообще любыми, не имеющими вечной ценности, стремлениями происходит промах человека мимо главной цели его жизни – Бога.
Читать далее Владимир Басенков: Жизнь по духу и по плоти: можно ли совмещать?

(47)

Протоиерей Владимир Пучков: Может ли гнев быть праведным?

Есть один важный критерий, который отличает греховный гнев от гнева праведного.


В числе наиболее распространённых страстей нашего времени гнев занимает особое место. Не в последнюю очередь из-за того, что современный человек научился мастерски оправдывать гнев тысячей причин. Неудачно сложившиеся обстоятельства, суета, спешка, усталость, плохое самочувствие, стресс… Все мы, конечно, понимаем, что за подобными отговорками стоит банальное неумение себя вести и нежелание с этим что-либо делать. Однако, гневу подвержен каждый и всякий раз, оправдывая чуждой гнев, мы и для себя самих допускаем возможность разгневаться при любом удобном поводе.

К тому же в нашу жизнь прочно вошло убеждение, что гнев сдерживать нельзя, поскольку это якобы вредно для психики и даже оказывает на неё разрушительное влияние. И этот факт не стоит недооценивать: в юные годы я сам крутил пальцем у виска, когда кто-то при мне серьёзно говорил подобные вещи, но вот прошло всего четверть века – и теперь я на исповеди всё чаще слышу вопрос, как быть с гневом, когда, c одной стороны, это грех, а с другой, гнев сдерживать нельзя? Понятно, что в таких условиях даже самый адекватный человек, чувствующий или знающий, что на самом деле разрушительно на душу действует не сдерживание гнева, а сам гнев, имеет немного шансов устоять перед соблазном предпочесть борьбе с грехом поиск возможностей этот гнев оправдать.
Читать далее Протоиерей Владимир Пучков: Может ли гнев быть праведным?

(61)