Во все времена на христианах лежала особая ответственность, ведь для простого обывателя лицо Церкви не приходской священник, не архиерей и даже не Патриарх.
Лицо Церкви для среднестатистического человека – верующий, которого он знает лично. И хоть бы что говорил священник с амвона или Патриарх с экрана, о Церкви обыватель будет судит по делам того верующего, которого ему посчастливилось (или не посчастливилось) знать. Так было, есть и будет, повторюсь, во все времена.
Впрочем, не так уж и трудно быть примером для внешних, когда всё нормально и спокойно. Нередко в тихие и мирные времена верующему достаточно обладать минимальным тактом, быть вежливым, неконфликтным, сколько-нибудь добрым и нежадным.
Но времена меняются, и мы, как известно, меняемся вместе с ними. Нынешнее время сложно назвать простым. Пандемия COVID-19, режим карантина в стране, ограничения, с одной стороны. С другой – напряжение, нервозность, недовольство, страх. Излишне говорить о том, что в данной ситуации верующие не имеют права поддаваться панике, излишней тревоге, беспокойству или страху.
– Легко сказать, – скажете вы. – Но ведь повод же для беспокойства есть! Конечно, есть. В мире пандемия серьёзного инфекционного заболевания, исход которого вполне может быть летальным и опасность заболеть которым появилась теперь и в нашей стране. Поэтому и нервозность, и напряжение, и страх объяснимы и понятны. Для обывателей. Но не для христиан. И не нужно удивляться и напоминать мне о том, что христиане – тоже люди. Да, тоже люди. Люди, работающие над собой. Собственно, это и отличает христианина от обывателя – желание работать над собой и опыт этой работы. А ещё ответственность. Та самая ответственность, с которой я начал. Понимание того, что христианин – лицо Церкви и его поступки – проповедь без слов.
Каким же должно быть поведение христианина в трудное время?
Первое и главное: христианская вера – не просто вера в существование Бога, она предполагает доверие Богу. Вспомним Авраама. Он, повинуясь повелению Божию, отправился в долгий, трудный, опасный путь, чреватый для него потерей средств к существованию, утратой близких, гибелью. Тем не менее Авраам отправился в путь не со страхом или малодушием, а с абсолютным доверием Богу. Такое доверие, полное и без тени сомнения, и есть норма христианской веры.
Следствием доверия Богу является спокойствие. Христианин не должен терять присутствия духа ни в скорби, ни в испытании, ни в беде. И здесь не имеет значения, какая атмосфера царит вокруг. Спокойны ли окружающие люди или взволнованны, идёт ли всё своим чередом или кто-то готов запаниковать.
Однако проблемные ситуации бывают разными. Никто не застрахован от опасности и даже прямой угрозы здоровью или жизни. Перед лицом опасности христианин должен уметь сохранять хладнокровие. Это качество не имеет ничего общего с равнодушием, чёрствостью или жестокостью. Оно присуще мужественным людям, знающим о самодисциплине не понаслышке.
При этом христианин не должен утрачивать великодушия. Несложно, будучи спокойным, сдержанным и твёрдым, пуститься в осуждение паникёра или труса. Ещё проще превознестись над тем, кто слаб духом, а превозношение откроет путь гневу, ненависти, высокомерию, гордости… Поэтому доброта, умение прощать, сознание собственных слабостей и вообще благородство не менее важны для христианина в трудные времена, чем мужество и твёрдость.
Ну и последнее. Тяжёлые времена предполагают, что рядом с нами могут оказаться люди, нуждающиеся в помощи. Сколь бы ни были стеснёнными обстоятельства, мы не имеем права забывать, что в отношении помощи ближнему Евангелие знает лишь принцип: могу – значит должен. Поэтому долг христианина не пройти мимо страдающего, нуждающегося, требующего участия, заботы и помощи.
В трудные времена самые нужные люди – сильные, спокойные и надёжные. И если долг христиан – быть такими всегда, то в трудное время и подавно выбирать не приходится.
(57)