7 мая 2023 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме священномученика Ермогена в Гольянове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня в евангельском чтении (Ин. 5:1-15) представлена достаточно драматичная ситуация. Это столкновение благочестия и добродетели. Несчастный не мог дойти до спасительных вод, через которые люди раз в год получали исцеление, и лежал десятки лет. Лежал потому, что у него не было сил доползти, а надо было непременно первому войти в освящающие человека воды. Но так как у него не было ни сил, ни возможности, то он лежал многие-многие годы, уже теряя, наверное, всякую надежду, что кто-то поможет ему избавиться от недуга.
Хорошо известно, что иудеи, в том числе самые благочестивые, вели себя таким образом, что, защищая свои обрядовые установления, свою законность, одновременно нарушали самую главную заповедь — о любви к Богу и к людям. И такое нарушение одной заповеди — якобы ради исполнения другой — и представлено, в том числе, в сегодняшнем евангельском чтении.
Как же нужно жить для того, чтобы ни ту, ни другую заповедь не нарушать? Очень важно, чтобы любовь к Богу не становилась формальной, требующей исключительно исполнения неких действий. Вот, например, прийти в храм — хорошее действие? Да! Но если наша вера будет этим ограничиваться, то мало чем мы будем отличаться от тех же фарисеев. Вера без дел мертва есть (Иак 2:26), говорит нам слово Божие. Поэтому каждый христианин, который по милости Божией сохраняет веру в сердце, посещает регулярно Божий храм, тем более причащается Святых Христовых Таин, живет духовной жизнью, не может не творить добрых дел. Это аксиома! Пожалуйста, запомните эти слова: христианин не может не творить добрых дел, потому что вера без дел мертва есть. Если мы действительно запомним эти слова, если мы выйдем сегодня из храма с твердым пониманием того, что наша вера, наше посещение храмов мертвы, когда мы не творим добрые дела, то с этими мыслями мы несомненно изменим свою жизнь к лучшему.
Итак, добродетель не является неким приложением к нашей религиозной жизни — она есть непременное условие нашего спасения. Прежде всего вера, потому что без веры мы не можем угодить Богу (см. Евр. 11:6), по слову апостола. Но и дела, без которых вера становится мертвой. И ведь это касается всех нас — и мирян, и священнослужителей. Все мы так привыкаем к тому, что религиозность стала как бы частью нашей культуры, нашей повседневной жизни, что нередко упускаем самое главное — то, что вера без дел мертва.
Поэтому, как я уже сказал, сегодня из храма нужно выйти с убеждением, что все мы должны, каждый из нас должен совершать добрые дела. В меру своих сил — Господь не требует от нас сверхусилий, Он не говорит нам: «Бросьте всё — мужа, жену, детей — и только совершайте добрые дела». Это было бы страшным извращением заповеди Божией, и знаем, что некоторые идут по пути таких извращений, например, разного рода сектанты, которые замыкаются в самих себе, друг другу делают добрые дела, но воюют против всех остальных. Это совсем не тот путь!
Совершение добрых дел ни в коем случае не должно возбуждать в нас чувство полного удовлетворения: мол, я и в храм хожу, и добрые дела делаю, ну, а что еще надо? Такая установка сразу перечеркивает наши добрые дела. Мы не можем сказать, что делаем все, что достаточно для нашего спасения, подобно тому, как говорил фарисей: «Господи, благодарю Тебя, что я такой хороший, и главное, я не такой, как этот мытарь поодаль. Я пощусь, я исполняю обряды — ну и достаточно». Такого рода религиозность хуже всякого безверия. Почему? Потому что у неверующего остается шанс спастись через обращение к вере, и он, став верующим, может обрести дух Христов. А верующие, которые и в храм постоянно ходят, но живут совсем не так, как Господь велит? Этот случай гораздо сложнее, и выйти из такого состояния очень тяжело, потому что создается иллюзия духовного благополучия: «Все в порядке, я не такой, как этот мытарь».
Поэтому, дорогие мои, наша задача заключается в том, чтобы духовно бодрствовать, чтобы внимательно наблюдать за всем тем, что происходит внутри нашей души, отслеживать и мысли, и действия, и, самое главное, сверять нашу жизнь, мысли, действия с тем, чему мы научены словом Божиим. А сегодня мы научены очень важному — как доброе дело помогает человеку спастись. Без того, кто бы взял на себя труд погрузить несчастного в спасительные воды, он не обрел бы исцеления и спасения. Пусть этот образ, который сегодня предлагает нам Святая Церковь, помогает нам с вами укрепляться в вере — той самой вере, которая становится спасительной, если она споспешествуется добрыми делами. Аминь.
(15)