Послания Первоиерархов | |
Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, – дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, – и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, – ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру.
|
|
Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона.
|
Великая Отечественная война и её значение | |
Мы вспоминаем победу — причем победу в уникальном смысле. По милости Божией, уже выросло несколько поколений, не знавших большой войны, людей, для которых слово «победа» означало скорее победу в футбольном матче. Что-то волнующее, радостное, но, скажем так, добавочное — что-то, без чего вполне можно обойтись. Жизнь не кончится, если наша футбольная команда проиграет. Недавно американцы ликовали по поводу уничтожения Усамы бен Ладена. Усама, конечно, злодей, и он представлял определенную опасность — но если бы они до него не добрались, Америка бы не погибла, а ее жители продолжали бы жить, как всегда.
|
|
22 июня исполняется 68 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Самой страшной и кровопролитной войны, какую вела Россия за всю свою историю. На рассвете 22 июня 1941 года большая часть огромной страны не догадывалась, что остаются считанные минуты до того момента, когда от Полярного края до Чёрного моря на нее обрушится огненный смерч и начнется Война. Война, с которой не вернутся миллионы наших дедов и отцов. Вечная им Память!
|
|
Отечественная война, как это ни парадоксально, позволила русским сохранить свое государство.
|
|
О «тарантулах в банке», «коммунистических красных знаменах» и духовном смысле подвига русского народа – ответ тем, кто пытается «замарать» и «замазать» нашу Победу.
|
|
Игумен Нектарий (Морозов), священник Димитрий Шишкин и диакон Владимир Василик.
|
|
Что объединяет нас всех? 9 мая мы вышли на улицы Москвы и узнали ответ: Победа над фашизмом.
|
|
Чтобы присягнуть поражению, надо отречься от Победы. И публично, только публично. В качестве объяснений вываливают ворох привычной чуши, за несколько последних лет набивший оскомину.
|
|
Однажды дедушку разбудил какой-то старичок: «Вставай, нехорошо тебе здесь быть». Дедушка сразу встал. И только они вышли, как блиндаж взорвался – а старичок исчез.
|
Церковь в годы войны | |
И вот, примерно на второй день войны, я читаю газету никакого материала о конкретном ходе боевых действий в ней не было, в основном номер наполнен материалами успокоительного характера. И вдруг на последней странице, уже в самом подвале, там где обычно бывали сообщения о разных происшествиях, я вижу маленькую заметку, и там сказано, что епископы Русской Православной Церкви отдают свои панагии в фонд борьбы с немцами.
|
|
Молитва «Живый в помощи» была на фронте у моего деда, Николая Чарыгина. Сейчас я храню этот пожелтевший от времени листок с молитвой как семейную реликвию. Моя прабабушка – его мама – написала ему эту молитву перед уходом на фронт, и он всю войну пронес ее в своем блокноте. И таких случаев были тысячи и тысячи! Политруки смотрели на это сквозь пальцы.
|
|
Я думаю, что первое время митрополит Сергий тоже не чувствует, что что-то меняется. Однако уже в 1941 году по свидетельствам того времени чувствовалось, что что-то должно поменяться. Был закрыт журнал «Безбожник», свернута антирелигиозная пропаганда. Такое было молчаливое принятие тех патриотических инициатив, которые исходили из церковной среды. А в 1943 году был заключен такой сталинский конкордат.
|
Церковь и воинское служение | |
Святитель Феофан Затворник пишет, что «на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение… И у нас сколько князей прославлены мощами, кои воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским». А священномученик Иоанн Восторгов говорил о необходимости «проникнуться благодарною любовью к нашим героям-воинам, умирающим за нас на полях брани, к раненым, больным и прийти к ним с посильной помощью».
|
|
«Отправляясь на бой с супостатами, подобает остерегаться всех недобрых слов и дел, направить мысль свою к Богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от Бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в Боге крепость», – так учили святые отцы.
|
|
В Священном Писании и у святых отцов Церкви можно найти исчерпывающие ответы на основные вопросы, связанные с духовными проблемами современной армии. Вспомнить, что же говорит Священное Писание о воинском служении, особенно важно именно в наше время, когда в обществе распространяются протестантские представления о том, что будто бы христианину запрещено служить в армии и даже брать в руки оружие.
|
|
«Многие, положившие живот свой на брани, верно, получат оставление грехов, и многие увенчаются нетленными венцами славы небесной».
|
Герои Великой Отечественной войны | |
Помню, наша часть стояла в резерве, и мы зашли в один немецкий дом. Все там было вверх дном, а в углу стояло пианино. Совершенно целехонькое. Сел я за него и сыграл. «Покаяние» Веделя. Было так странно: война, смерть – и эта божественная музыка в чужой стране. Тогда я сказал себе: «Господи, я не прошу у Тебя ничего. Не прошу, чтобы меня не ранило, не прошу, чтобы меня не убило. А прошу единственное: дай мне быть с Тобой! Или здесь, на земле, или там, на небе. Как Ты хочешь».
|
|
Мы подошли к стене Рейхстага. Вся она была избита пулями и осколками и исписана. Каких только надписей не было!.. Нашли пустое местечко, но высоко. Ребята подставили плечи. И я цветным карандашом, стоя у них на плечах, нацарапал только два слова: «Торжок отомщен». А они обиделись: «Мы тебе помогаем, почему же ты только от себя лично написал, от своего Торжка?». Я говорю: «Ребята, знаете, Торжок – это город-страдалец. Он собой олицетворяет рядовой русский город со всеми его страданиями во время войны».
|
|
О чем я сейчас сожалею — о том, что люди ведут какой-то очень пассивный образ жизни. Они, может быть, ждут, что эта хорошая жизнь придет сама собой, но ведь она не придет сама – её нужно строить, нужно много работать, чтобы хорошая жизнь наступила. Я не знаю, кто в этом виноват, но многие люди не понимают, что надо трудиться. Эти иждивенческие настроения очень даже присутствуют среди многих.
|
|
В 1945 году 6 мая стало особо значимым, ибо три праздника соединились в одном дне: Светлое Христово Воскресение, память великомученика Георгия и окончание войны с Германией, ведь именно тогда был подписан первый Акт о капитуляции этой фашистской державы.
|
|
Георгий Жуков повторил подвиг своего небесного покровителя, поразившего копьем дракона: во многом именно благодаря русскому победоносцу Георгию было уничтожено самое опасное для человечества зло ХХ века – фашизм. Об этом уместно вспомнить в декабрьские дни, когда празднуется 65-летие битвы под Москвой.
|
|
В страшные дни октября 1941-го в газетах был помещен по распоряжению Сталина портрет Жукова, назначенного командующим Западным фронтом. «Это должно было свидетельствовать, – вспоминал редактор газеты «Красная Звезда» Д. Ортенберг, – что во главе войск, защищавших Москву, поставлен полководец, на которого народ и армия вполне могут положиться». В те дни многие вырезали из газет портрет отца и повесили на стену со словами: «Жуков нас спасет, на него вся надежда».
|
|
Немцы называли «Тигр» непобедимым и не подпускали к подбитому танку никого. «А бабушке удалось пробраться в нейтральную полосу и сфотографировать танк в деталях, с пробоинами в броне, — с гордостью говорит внук. — Фотоснимок крупным планом вышел в газете: мол, смотрите — вот он непобедимый немецкий «Тигр». Бабушке дали орден Красной Звезды. Она очень его любила. Всегда носила, даже когда от него кусочек откололся».
|
|
Поисковый центр «Подвиг» Международного союза ветеранов войн и Вооруженных сил, которым руководит москвич Степан Кашурко, восстановил имена свыше 200 тысяч бойцов и командиров, пропавших без вести в годы Великой Отечественной. И, по сведениям поисковиков, до сих пор не захоронены останки 1 миллиона 290 тысяч человек. Только в Мясном Бору под Новгородом лежат не захороненными останки солдат целой армии — 2-й ударной.
|
|
Война, как и всякое попустительство Божие, была не только карой, но и экзаменом для всех на человечность. Тот, кто его выдержал, стал смотреть на мир другими глазами, а многим война помогла утвердиться на пути веры. О своем военном детстве рассказывает игумения Георгия, настоятельница Горненского монастыря в Иерусалиме.
|
|
С каждым годом становится все меньше людей, которые пропустили через свою плоть и душу кровавые события 1941 – 1945 годов. Их воспоминания отличаются живой подробностью. Один голос, звучащий сегодня в записи моего диктофона, стоит, может быть, сотни написанных страниц. Можно долго спорить о религиозности на войне; у каждого очевидца свой опыт, который дополняет и оттеняет складывающуюся подобно мозаике картину. О том, как верили и не верили в Великую Отечественную, я беседую с ветераном-подводником капитаном третьего ранга Владимиром Анатольевичем Скородумовым.
|
|
Среди городов и весей нашего Отечества, опаленных войной, особое место занимает Ржев. Более года он был центром ожесточенного противостояния нашей и гитлеровской армий.
|
|
Вспоминают Александр Михайлович Чернышов и Герои Советского Союза Борис Васильевич Кравцов и Сергей Макарович Крамаренко.
|
|
Отец с задумчивым видом провел пальцем по раненому знаку и сказал: «Это в феврале сорок пятого в Германии случилось. Матерь Божия уберегла меня».
|
|
Задача была сложная. С фронта к вражескому доту не подберешься, зайти в тыл невозможно: справа и слева тянутся траншеи, занятые фашистами. И всё же я избрал последний вариант.
|
|
Бой длился до самого вечера. Перед нашей огневой позицией по фронту и по флангам стояло больше двадцати сожженных и подбитых танков. Огонь и копоть были вокруг.
|
|
Это произошло в Польше, под городом Пултуском на реке Нарев. Гаубичный артиллерийский полк, в котором я служил, поддерживал пехоту.
|
|
Курск, Харьков, форсирование Днепра, Тернополь, Львов, Сандомирский плацдарм, освобождение Освенцима, наступление на Прагу – таков боевой путь нашего собеседника. И как его заключительный аккорд – Парад Победы 1945 года.
|
Летопись Великой Отечественной войны | |
Одним из наиболее ярких примеров христианского милосердия и жертвенности в Закарпатье в конце Великой Отечественной войны стало спасение мирянами и монахинями около 200 советских детей, увозимых немцами в Германию. Решение предоставить приют детям было очень мужественным, так как венгерские власти запрещали принимать у себя посторонних, и спасение детей могло послужить поводом для арестов.
|
|
Взгляд на историю, безраздельно доминирующий в массовом сознании западных людей и, кажется, начинающий доминировать уже в России, не сам собой возникает, а тщательно организуется. Его порождает совокупная работа СМИ, произведения кино-фото-телеискусства, а также шоу, они же общественно-политические акции подобные той, что случилась на днях в Нормандии по случаю открытия Второго фронта.
|
|
Страшные потери и чудовищные разрушения принесла нашему Отечеству война 1941-1945 гг. В течение первых же месяцев войны многие русские православные святыни были превращены в груды битого кирпича. Впервые в истории разрушения проводились преднамеренно и планомерно.
|
|
Всю войну его жгла одна мысль: он представлял себе, как будет мстить, дойдя до Берлина. И вот он в Берлине. Идут бои за каждую улицу, каждый дом. В один из дней, когда огонь на время стих, Кирилл Васильевич решил подкрепиться. Он зашел в подворотню одного дома, развернул свой паек… И вдруг видит, как поднимается крышка канализационного люка, перед ним предстает изможденный от голода пожилой немец и показывает на рот: есть, мол, хочу… В общем, в этот день Кирилл Васильевич остался без обеда.
|
|
Немногие оставшиеся свидетели той эпохи говорят о великой, подлинно пасхальной радости в день Победы. «В ночь с 8 на 9 мая 1945 года на улице стали стрелять, палить в небо из ракетниц. Все высыпали на улицы «Победа! Подписана капитуляция Германии!». Совершенно незнакомые люди обнимались, целовались, плакали. Одна старушка увидела молодого солдатика, бросилась к нему на шею, заплакала и сказала: «Милый, дорогой мой, победа! Ты останешься жив, тебя же не убьют!»
|
|
Штурм Берлина завершился 2 мая, которое приходилось на Великий Вторник, день, посвященный воспоминанию Страшного Суда.
|
|
Я очень хорошо помню довоенное время. Москва в те годы сохраняла еще многие старые традиции и обычаи, радушие, приветливость, столь характерные для старых москвичей.
|
|
Дед воевал, отца угнали в Германию в 1942-м, бабушки пережили оккупацию и много вечерами рассказывали о тех днях…
|
|
Тишина в Берлине настала к Великому четвергу. 6 мая 1945 года наступила православная Пасха.
|
Блокада Ленинграда | |
Обращение к Церкви в блокадном Ленинграде носило массовый характер, более значительный, чем в большинстве других районов страны. Религиозный фактор сыграл очень важную роль в обороне города. Действовавшие весь период блокады храмы активно способствовали мобилизации материальных средств и духовных сил ленинградцев.
|
|
Один из жителей блокадного Ленинграда вспоминал: «Весной 1943-го по городу расклеили афиши, извещающие о том, что открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, Петра I. Я, конечно, сразу помчался в Александро-Невскую лавру. Вхожу в Троицкий собор и гляжу: на карнизе, рядом со статуями, растут молоденькие березки!..»
|
|
27 января 1944 года произошло снятие блокады Ленинграда. Галина Ивановна Николаева, старейший библиотекарь Санкт-Петербургской духовной академии, рассказывает о своем блокадном и военном детстве, окружающих людях, о доброте, которая помогает выжить в любых условиях.
|
Жизнь на временно оккупированных территориях | |
Готовя войну против СССР, идеологи и стратеги фашизма пытались заранее определить те социальные и духовные силы, которые могли бы стать их опорой в предстоящей схватке. Такими потенциальными союзниками им казались Русская Православная Церковь и традиционная религиозность русского народа.
|
|
И. В. Дубровицкая вспоминает о своем отце – протоиерее Владимире Дубровицком, служившем в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда: «Всю войну не было дня, чтобы отец не вышел на работу. Бывало, качается от голода, я плачу, умоляя его остаться дома, боюсь – упадет, замерзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: “Не имею я права слабеть, доченька. Надо идти, дух в людях поднимать, утешать в горе, укрепить, ободрить”».
|
|
«Это были самые страшные литургии в моей жизни, – вспоминал об одной из литургий, отслуженных в лагере для русских военнопленных, ее участник. – Кругом тысячи мужчин, несчастных, измученных… Лиц не различаешь: вся толпа смотрит на тебя одними огромными глазами, полными бездонной скорби, такими глазами, как пишут на изображениях Христа в терновом венце. И из этих глаз неудержимым потоком льются слезы… Плачут, не стесняясь никого, чувствуя сердцем, что здесь Тот, перед Кем можно излить все унижения, всю скорбь, всю боль о себе, о Родине, о близких».
|
Коллаборационизм | |
В сентябре нынешнего года, в разгар навязанных нам дискуссий о личности генерала Власова, я имел неосторожность напечатать в «Известиях» следующее: «…Пока дети в России, угадывая имя героя войны, будут называть генерала Карбышева, а не генерала Власова, у нашей страны есть будущее». На днях я встречался со студентами нашей московской Сретенской семинарии. Это высшее учебное заведение, здесь учатся студенты со всей России.
|
|
На минувшей неделе Синод Русской Православной Церкви Зарубежом (РПЦЗ) объявил перешедшего на сторону Гитлера генерала Андрея Власова патриотом России. Обозреватель «Известий» Борис Клин беседует об этом неприятно поразившем российское общество событии с наместником московского Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Так кем же на самом деле был Власов, и для чего в сознание общества пытаются внедрить новый миф?
|
Мифы о Великой Отечественной | |
Штрафной удар по лжи.
О книге «Штрафбат в бою. От Сталинграда до Берлина без заградительных отрядов» Не были штрафбаты укомплектованы уголовниками. Не воевали они черенками от лопат, как показывает Никита Михалков, а давалось штрафникам самое лучшее и современное оружие. И не держали их в штрафбатах до последнего, а при первой возможности (ранение, подвиг) переводили в обычные части с полным восстановлением в звании. Не было всего этого. А был подвиг. Мужество и воля русских людей, не только желавших кровью искупить свой долг перед Родиной, но и победить самого страшного врага России за всю ее историю. Об этом и говорит данная книга. Рекомендуем ее прочесть.
|
Итоги войны и попытка их пересмотра | |
В 1941–1945 годах на территории СНГ и в Прибалтике шла война… Но какая именно? 15 лет назад СССР перестал существовать, и теперь разные мальчики и девочки, живущие в разных концах когда-то победившей врага державы, могут оценить историческое значение 1941 года самым неожиданным образом.
|
|
Человечество давно научилось судить отдельных злодеев, преступные группировки, бандитские и незаконные вооруженные формирования. Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба – правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей. С тех пор прошло 60 лет…
|
|
Какими были истинные мотивы борьбы и тайные течения геополитики 1940-х годов? За что проливали кровь наши отцы и деды, с кем они вели битву? Как события героических дней минувших влияют на нашу сегодняшнюю действительность?
|
|
Сегодняшние итоги и задачи взывают к чувству национальной солидарности не перед внешним врагом, а для духовно-исторического делания и продолжения исторической жизни. Они призывают бедного и богатого, простого и образованного, старого и молодого. Ибо нация, способная сохранить себя в истории, это не простая сумма индивидов, а преемственно живущий организм с целями и ценностями национального бытия, с общим духом и верой, представлениями о добре и зле, с общими историческими переживаниями. Именно это и делает из народонаселения нацию, способную к творческому историческому акту.
|
Мультимедиа | |
Тут его взгляд задумчив стал, / И дед надолго замолчал, / Потом вздохнул и произнес: «Скажи мне, внук, / Ты отчего же так живешь, / Как будто свой башмак жуешь, / Как будто жизнь для тебя сплошной недуг?!».
|
|
Лучшие военные песни в исполнении Г. Виноградова, М. Бернеса, И. Шмелева, К. Шульженко, М. Магомаева, Ю. Гуляева, хора Сретенского монастыря и др.
|
Источник: http://www.pravoslavie.ru/
(879)