«Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1 Кор.6, 13)
«Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе»
Святитель Василий Великий
«Начало плодоносия – цвет, а начало деятельной жизни – воздержание»
Преподобный Нил Синайский
«До поста род человеческий не знал победы, и дьявол никогда не испытывал поражения своего от нашего естества: но от сего оружия изнемог в самом начале»
Преподобный Исаак Сирин
То, что мы, верующие, осознаем себя грешниками, — это хорошо, это проявление действия Божьей Благодати в нас. Но этого мало – нужно не только видеть свои грехи и прегрешения, но и каяться в них. А покаяние подразумевает и исправление. И только тогда это будет реальная работа над собой, и мы сможем быть примером для остальных.
И первый помощник в этом пост – он помогает нам познать преимущества воздержания и, кроме того, как церковное установление, привносит в нашу жизнь Божью Благодать — за послушание. Кто нерадит о посте, считает его лишним, или чересчур строгим, трудным, и потому постоянно берет благословение у священника на его послабление, а то и вовсе не соблюдает, тот, на самом деле, наносит себе огромный вред и лишает свою душу возможности очиститься с помощью Божьей Благодати от давящих ее мирских привычек, сбросить рабство чревоугодия, почувствовать радость освобождения от власти плоти над душею, когда легкость, ясность ума, сила воли, радость жизни становятся естественным состоянием нашей души, не говоря уже о пользе от поста для здоровья тела.
Духовная польза от воздержания (в начале от пищи – пост, а затем и от вредных привычек) огромна и очевидна, и только таким образом можно надеяться на очищение души от страстей, — в первую очередь, чревоугодия, сластолюбия, сребролюбия, лени, и лишь потом от гордыни и самолюбия. Потому что самолюбие это корень всех страстей, это самая глубокая, тонкая и изначальная страсть, и настолько крепко она срастается с нашим сердцем, что лишь с помощью Божьей Благодати можно надеяться освободиться от нее. Смирением рассекается этот пагубный союз, и смирением же вводится в сердце и Благодать Божия, которая и очищает его от приражений бесовских.
Потому-то так и легко становится на душе, когда мы действуем не по своей падшей воле в каждом конкретном случае, а по заповедям Любви. Обидели нас, а мы не обиделись, и тут же простили, и молитву к Богу вознесли о благодетеле нашем, помогающем нам смиряться, — и как легко сразу на сердце, какой мир и покой осеняют нашу душу. Если хранить этот мир душевный, как учат Святые отцы, — прежде всего и вопреки всему, — то постепенно покой и безмятежие делаются достоянием души и человек сам весь преображается, облагораживается, — миром, любовью и спокойствием своими действует и на окружающих его людей, постепенно, шаг за шагом, меняя в лучшую сторону и их души.
«Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся возле тебя» – говорил святой прп. Серафим Саровский своему послушнику, и как же верно и действенно его слово! Только меняя себя, можно изменить и мир вокруг. Иначе будут разочарования за разочарованиями, падения за падениями, и выхода из безнадежия не будет, — потому что вопреки Богу, вопреки Его Домостроительству, следуя за своим падшим разумом, своей падшей волей, а потому и депрессии, и жизни наперекосяк, и суициды…
Интересный и поучительный случай приводится в жизнеописании недавно почившего архимандрита Рафаила (1966-2016), когда он, будучи еще мирским человеком, работая в мартеновском цеху, приехал в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру к старцу Науму и спросил его, можно ли ему послабление поста в среду и пятницу, так как он тяжело физически работает в горячем цеху. И что ответил старец? – Лучше потерять работу, чем нарушить пост. Да, ответ был дан прозорливым старцем конкретно будущему архимандриту, провидя его силу духа, но как же он поучителен для всех тех из нас, кто так легко дает себе послабления на нарушения постов, в т.ч. и в среду и пятницу!
Сейчас часто можно услышать, что пост не главное, главное любить друг друга: «Не ешьте друг друга, а молоко, яйца, мясо и т.д. ешьте, берите благословение на послабление поста, и пусть совесть ваша будет чистою перед Богом и перед людьми». А будет ли она чистою? И в чем же тогда будет заключаться наш крестный путь, если мы постоянно будем давать себе послабления и выискивать льготы и утешения? И в чем же тогда будет заключаться наша борьба со страстями, не победив которые нечего рассчитывать на Царствие Небесное? Многие сейчас подумают: «Спасаемся не делами, а милостью Божьей»! — Но милует-то Он борющихся, и познающих через то немощи свои, и смиряющихся оттого, и осознающих грехи свои, и кающихся в них!
Рассуждая таким образом, мы должны отдавать отчет себе в том, на чью мельницу льем воду. Ведь, как известно со слов Святых угодников Божьих, в частности преподобного Кукши Одесского, в будущем, на восьмом Вселенском экуменическом Соборе, посты вообще упразднятся: «Это будет тот самый восьмой Собор, который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну… будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено».
Вот что по этому поводу отвечает святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908): «Говорят: не важное дело есть скоромное в пост, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, …собирать и копить деньги и проч.; но – из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердными к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и проч.?»
А вот что говорит матушка Арсения игуменья Усть-Медведицкого монастыря (1833-1905): «Многие ученые нашего века говорят, что пост и все чиноположения церковные есть пустая обрядность, внешность, ни к чему не ведущая. А я, чем больше живу, тем более убеждаюсь, что все законоположения, установленные святыми отцами по внушению Святого Духа, есть величайшее благо, данное нам Господом, что все они необычайно спасительны по благодати, присутствующей в них. Ученые говорят: «Все это пустяки, важны только истины евангельские». – Я же скажу, что прямо постигнуть, стать на евангельские истины невозможно, обходя и пренебрегая уставами Церкви. Они, только они ведут нас к высочайшим истинам учения Христова. – Теперь мы говорим о посте, то есть о воздержании от многоядения и от излишеств, вообще для того, чтобы сделать тело наше более легким и тонким, более способным для духовных ощущений. И Господь Иисус Христос освятил это установление Церкви сорокадневным постом, и пост стал спасительным для нас, хотя мы по немощи нашей проводим его совсем не так, как должно бы. Но мы должны веровать, что наше естество чрез сорокадневный пост Господа Иисуса Христа очищено и сделано способным к духовным ощущениям. Мы должны веровать, что пост спасает нас не за наши подвиги, а благодатью, присущей ему, как установлению церковному».
Воздержание – первый шаг на пути к Богу, на пути самоотречения и следования за Христом, крестном пути борьбы со своим «я», борьбы с пороками и страстями, мешающими нашей душе воссоединиться с Господом и пребывать в вечном Его блаженстве. Мы должны знать и помнить о том, что не победив страсти, мы не сможем войти в жизнь вечную, – даже одна, не умервщленная, во время земной жизни, страсть, утянет душу во ад. «Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в раю, его задержат на мытарствах» — говорит преподобный Варснофий Оптинский (1845-1913).
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867) пишет: «Страсти живут тайно в людях, проводящих рассеянную, невнимательную жизнь; по большей части они удовлетворяются ими, по большей части не примечаются ими, по большей части оправдываются – часто признаются за чистейшие, возвышеннейшие добродетели.
Один истинный христианин, постоянно внимающий себе, поучающийся в законе Господнем день и ночь, старающийся исполнять евангельские заповеди со всею тщательностью, может увидеть свои страсти. Чем более он очищается и преуспевает, тем более страсти обнаруживаются пред ним. Наконец пред взорами ума, исцеленного Евангелием, открывается страшная пропасть падения человеческого. Христианин видит в себе падение человечества, потому он видит свои страсти. Страсти — знамение греховного смертоносного недуга, которым поражено все человечество».
Страсти, по учению Святых Отцов, в частности преподобного Иоанна Лествичника (649), – это воюющие против нас демоны: демон тщеславия, гордыни, сребролюбия, чревоугодия и т.д. Причем, первым, восстающим на нас через нашу плоть, и потому особенно сильным, является демон чревоугодия, не победив которого, нечего даже думать о победе над остальными страстями. Когда побеждено чревоугодие (человек соблюдает посты, знает разумную меру в количестве и качестве принимаемой им пищи, ест в определенное время, в пище ищет не наслаждения, а подкрепления своих телесных сил), только тогда с ним (как с победителем) вступают в брань духовную нечистые силы, — как пишет о том святой Кассиан Римлянин.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (350-435):
«Первая, в какую следует нам вступить, борьба есть борьба с чревоугодием, или со страстью пресыщения (24).
Тот никогда не может подавить возбуждений похоти, когда она загорится, кто не силен бывает обуздать позывов чревоугодия. Чистота внутреннего человека распознается по совершенству сей добродетели. Ибо никак не поверишь, чтобы мог поспорить в борьбе с сильнейшими соперниками тот, кого видишь преодолеваемым слабейшими в легкой схватке (30).
Победив …похоть чревоугодия и пространнопитания, как не рабы уже плоти, мы будем признаны достойными вступить и в высшие противоборства – сразиться с нечистыми силами, которые обыкновенно вступают лично в борьбу только уже с победителями. Таким образом, подавление плотских вожделений оказывается неким солиднейшим основанием всех браней. Не победив своей плоти, никто не может законно сражаться; а кто не законно сражается, не венчается (32).
Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Ибо с этими мы никаким образом иначе вступить в ратоборство не можем, как после победы над плотью, и никогда не удостоимся мы испытать борьбу с духами, если все будем низлагаемы в борьбе с плотью и поражаемы в состязании с чревом… (35)».
Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: «Первая духовная язва, от которой гниет и тлеет наша душа, — это чревоугодие. Чревоугодник не способен ни к чему духовному. Уже в древние времена говорили: «Человек должен есть, для того чтобы жить, а не жить, для того, чтобы есть». Чревоугодник похож на походную кухню, в которой безпрерывно варится пища, которая безпрерывно дымит и коптит. Чревоугодник, по словам святого Иоанна Лествичника, не может возвести свой ум к небу, как тучная птица не может высоко взлететь. Чревоугодник превратился в плоть.
Само чревоугодие делится на ряд страстей, первая из которых – чревобесие; это ненасытное желание любой пищи. «Чревобесие, — пишет Иоанн Лествичник, — это ложь чрева, которое, будучи насыщенным, кричит: «Я еще голодно».
Второй вид чревоугодия – это гортанобесие, желание лакомой и изысканной пищи. Затем – тайноядение, когда чревоугодие соединено с тщеславием: человек показывает себя при людях воздержанным, а ест тайно. Затем к чревоугодию относится вкушение пищи, разрушающей здоровье. Святитель Василий Великий говорит: «Пища должна укреплять тело, а не вызывать болезнь». Святые Отцы учат нас также вкушать трапезу благоговейно, помня, что посланная нам пища, — дар Божий.
Для того, чтобы победить чревоугодие, святой Иоанн Лествичник советует перед вкушением пищи от всего сердца помолиться Богу и, вкушая пищу, помнить, что настанет час, когда само наше тело будет пищей для червей».
Начиная поститься, человек учится воздержанию, без которого немыслима победа над своим ветхим [плотским, страстным] человеком. Когда же под разными предлогами мы уклоняемся от соблюдения постных дней или постоянно даем себе льготы и поблажки, то должны знать, что тем самым, лишаем себя сильнейшего орудия против бесовских сил, — мы сдаемся врагу без боя!
Вот как пишет об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908):
«От невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против дьявола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел.
Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушной; а, постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным».
«Воздержание от пищи учит нас воздержанию от помыслов и чувствований страстных. Воздержание есть первый шаг во всех добродетелях, — говорила игумения Арсения, — Господь Иисус Христос говорит: Возлюби врагов своих, то есть злословящих тебя и укоряющих. – Как же это сделать? Он злословит тебя в лицо, не можешь же ты вдруг возлюбить его сейчас? Во-первых, воздержись, чтобы не ответить тебе тоже бранью. Далее воздержи свой помысл от дурной мысли об этом человеке и так дальше. Значит, первый шаг к любви – воздержание. Оно же приводит и к помощи Божией. А помощь Божия тогда сделается для тебя необходимой, когда ты станешь на воздержание от чего бы то ни было. Тут ты увидишь, что твоих собственных сил слишком мало, что тебе необходима помощь Божия и станешь просить ее всем существом своим. Так приобретается истинная молитва… Вот блага, которые происходят от поста. Не станем бояться его и того, что проведем его не так, а станем радоваться, что он так спасителен!»
Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994) говорит:
«Православное воздержание и вообще духовные упражнения всегда направлены к наивысшей духовной цели – к освящению души. Тогда как другая, мирская, аскеза, как, например, у прельщенных йогов и так далее, направлена на то, чтобы тело сделать гибким, для того чтобы выкручивать себе руки и ноги, как у бумажного карайоза, и получать похвалы неразумных людей, а затем издевательства насмешливых демонов.
Подвижничество, совершаемое ради любви Христовой, скрывая в себе стремление к спасению души, которую любит Христос, очень услаждает и покоит своей утомительностью душу, укрепляет тело, а также приносит безстрастие, потому что благодаря ему смиряются безчинные движения тела, и тогда оно может обходиться меньшим количеством пищи, ибо этого бывает достаточно, когда в душе мир, а в теле – кротость.
Разнообразие блюд, и особенно жирных, неприлично не только монахам, но и благочестивым мирянам, за исключением, конечно, праздников – ради радости дня, во славу Божию, — или случаев, когда нужно оказать гостеприимство по любви. Речь не идет также о больных, потому что для них пост может быть отменен: им достаточно славить Бога в своих болезнях, чтобы увенчаться, подобно святым мученикам.
Для здоровых юношей воздержание является самой крепкой уздой против страстей, необходимой для того, чтобы господствовал дух и царил двойной мир. Тогда в чистоте сердца они могут уже чисто смотреть на людей, как ангелы смотрят на ангелов. Те же, которые не воздерживаются и живут необузданно, даже на ангелов смотрят плотски, как жители Содома (см.: Быт.19, 5), удалившиеся от Бога. Естественным следствием этого является то, что любящие свою хорошо откормленную плоть и удобства жизни любят людей плотски и их духовно разрушает собственная плоть.
Хотящие, чтобы их плоть была как скелет от подвижничества, тем самым почитают ее, как святые мощи, и любят ее, как доброго друга своей души, а также всех людей любят тогда непорочной любовью как образы Божии, как своих братьев…»
Святитель Иоанн Златоуст (347-407) говорит, что «Христианину нельзя жить безпечно, но нужно установить себе законы и правила, чтобы делать все тщательно даже и в отношении к тому, что касается маловажным. Ибо вся настоящая жизнь есть подвиг и борьба, и однажды вступившим на это поприще добродетели необходимо быть воздержанным во всем… Так как у нас борьба не с людьми, а со злыми духами, то и упражнение наше и воздержание должны быть духовные, ибо и оружия наши, в которые облек нас Христос, суть духовные».
Преподобный Исаак Сирин (550) пишет: «Спаситель постом начал дело устроения нашего спасения. Подобно и все исходящие во след Спасителя на сем основании утверждают начало своего подвига, потому что пост есть оружие, уготованное Богом. И кто, если вознерадит о нем, не будет укорен за сие? Если постится Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон? Посему-то до поста род человеческий не знал победы, и дьявол никогда не испытывал поражения своего от нашего естества: но от сего оружия изнемог в самом начале».
О пользе от поста святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) пишет следующее: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими (Лк.21, 34), а чрез то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились Божественной премудрости. И как человек унижает себя чревоугодием, объядением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту безсловесному и даже делается хуже его. О, горе нам от пристрастий наших, от беззаконных навыков наших! Они препятствуют нам любить Бога и ближних и исполнять заповеди Божии; они коренят в нас преступное плотское себялюбие, коего конец – погибель вечная».
И в заключение хочется привести письмо святителя Николая Сербского (1880-1956) о плодах поста: «Почему многие не соблюдают поста, спрашиваете Вы. Потому, что не знают плодов поста. Органы здравоохранения нашей страны должны рекомендовать соблюдение поста в один голос с Церковью, потому что пост приносит чудесные плоды, и не только духовные, но и телесные. В доказательство этому можно привести множество примеров, но я задержусь на одном из недавних.
Вот что пишет одна вдова из Бечея: «Я начала поститься в прошлом году на Троицу. Так я решила: если уж хожу в церковь и молюсь Богу, то надо и поститься. Пока был жив муж, мы не знали поста и часто болели. Никогда не было такого, чтобы были здоровы оба: то один в постели, то другой. Так и прожили всю жизнь. Я всегда была в раздражении, малейший пустяк приводил в гнев. Меня мучили страхи. Я боялась всего, даже собственных мыслей и предчувствий. С тех пор как начала поститься (вот уже год прошел от того Троицына дня), я спокойна, в душе радость и в теле легкость. Ни на что не обижаюсь, ни на кого не сержусь. А в душе моей звучат церковные песнопения и молитвы. Сны светлые и благостные. Сейчас я живу у своей обеспеченной подруги, но чувствую, что весь мир принадлежит мне. Я совершенно здорова, хотя стара, ничего не боюсь, даже смерти. У меня только одно неутолимое желание – желание тишины, поста и молитвы: в них я нахожу полноту счастья».
Источник: https://nasledie77.wordpress.com/2013/07/29/о-посте-и-воздержании/
(138)