18 ИЮНЯ – ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ИГОРЯ ЧЕРНИГОВСКОГО
Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все – правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца – святого Мстислава Великого († 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название «Мономашичи»). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича († 1115), прозванного за свою горькую судьбу «Гори-славичем». Олег Гориславич был сын Киевского князя Святослава († 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени – «Изборника Святослава» 1073 г. и «Изборника» 1076 г.
В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша († 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, – святой князь-мученик Игорь Ольгович († 1147).
Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.
В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: «Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав – брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю». Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. «Не хотим быть в наследстве», – решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.
Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву – справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.
В «порубе» (это был холодный бревенчатый сруб без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.
Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.
Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.
Восставшие ворвались в храм во время Святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: «Ох, брате, куда ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: «Не убивайте, братья». И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира». Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу».
Так святой мученик предал Господу дух свой, «и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся». Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той».
Господь прославил страдальца чудесами. По благословению митрополита Климента Смолятича, игумен Феодоровского монастыря Анания совершил погребение страстотерпца в храме Киевского Симоновского монастыря.
5 июня 1150 г., когда киевский стол был занят Юрием Долгоруким, его союзник, князь Черниговский Святослав Ольгович, родной брат убиенного Игоря, торжественно перенес святые мощи князя Игоря на родину, в Чернигов, где они были положены в раку «с теремом» в кафедральном Спасском соборе. Тогда же было установлено празднование памяти святого.
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня). Во время оккупации Киева в 1941 году икона бесследно исчезла.
Тропарь благоверному князю Игорю (в крещении Георгию, в иночестве Гавриилу) Черниговскому и Киевскому
глас 4
Просвети́вся Боже́ственным креще́нием,/ Ду́ха Свята́го светлостьми́ озаря́ем,/ Ева́нгелие Христо́во в се́рдце твое́ восприя́л еси́/ де́лом сло́во Сы́на Бо́жия исполня́я, благове́рный кня́же И́горе,/ моли́ Всеблага́го Спаси́теля на́шего дарова́ти нам мир, и ми́лость,// и спасе́ние душ на́ших, чту́щих честну́ю па́мять твою́.
Перевод: Просветившись Божественным крещением, озаряем светом Святого Духа, Евангелие Христово ты принял в свое сердце, делом исполняя слово Сына Божия, благоверный князь Игорь, моли Всеблагого Спасителя нашего даровать нам мир и милость, и спасение душ наших, почитающих дорогую память твою.
Кондак благоверному князю Игорю Черниговскому и Киевскому
глас 6
Кня́жескую диаде́му обагри́л еси́ кро́вию твое́ю,/ Богому́дре страстоте́рпче И́горе,/ за ски́птр крест в ру́ку прии́м, яви́лся еси́ победоно́сец/ и же́ртву непоро́чну Влады́це прине́сл еси́ себе́./ Я́ко бо а́гнец незло́бив от раб убие́н был еси́,/ и ны́не ра́дуяся предстои́ши Святе́й Тро́ице,// моли́ся спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Княжескую мантию ты обагрил своей кровью, Богомудрый страстотерпец Игорь, крест взяв в руку вместо скипетра, ты стал победителем и принес себя как непорочную жертву Владыке. Как беззлобный агнец был убит рабами, и сейчас, радуясь, предстоишь Святой Троице, молись о спасении душ наших.
Величание благоверному князю Игорю Черниговскому и Киевскому
Велича́ем тя, страстоте́рпче святы́й благове́рный вели́кий кня́же Иго́ре, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва благоверному князю Игорю Черниговскому и Киевскому
О, святый угодниче Божий, страстотерпче благоверный, княже Игоре! Ты из млада Бога возлюбил еси, мудрования плотская, честь и славу княжескую ни во что же вменил еси и монашескаго образа, еще юный леты, достигл еси, к Богу единому всею душею твоею прилепился еси, и благое иго Христово на ся взем, путем спасительным неуклонно шествовал еси даже до смерти мученическия. Сего ради венча тя Господь, блаженне Игоре, венцем славы и прият в Своя Небесныя селения, идеже ты ныне, неизреченныя славы и радости наслаждающеся в невечернем дни Царствия Христова, с лики святых страстотерпцев и всех святых Бога о нас умоляеши. Молимся тебе, святче Божий, припадая к честному образу твоему: молися о нас грешных и непотребных, испроси молитвами твоими мира державе нашей, граду сему (и святому храму сему) благодати и милости. Церковь святую огради молитвами твоими от ересей и расколов, пастырем ея испроси ревность и благочестие, всем же нам любовь нелицемерную и терпение даруй, грехов наших прощение, болезней и всяких недугов исцеление. Покрый и сохрани всех нас от всяких бед, скорбей и напастей, да, благодаряще, прославим Святую Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ НА ПРИМЕРЕ ЖИТИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ИГОРЯ ЧЕРНИГОВСКОГО
18 июня – день памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского и Игоревской иконы Божьей Матери, названной так в честь вышеупомянутого святого. Он провел перед этим образом в молитве последние часы своей жизни.
Отцы и подвижники Церкви всегда говорили о том, что аскетическое делание каждого христианина должно состоять в стяжании добродетели трезвения души, разума, сердца.
Что же такое трезвение?
Это внимательное отношение к своей внутренней жизни. Упражнение в добродетели, дисциплинирующее ум, душу, сердце, борьба с грехом. Дисциплинирование своего психотелесного естества для того, чтобы оно не было диким мустангом, как в песне Высоцкого «Кони привередливые», но послушной рабочей лошадкой-сотрудником души и ума на пути в Царствие Небесное. Путь смирения и трезвения – основной путь православной аскетики, основная работа над собой православного христианина.
Главным элементом трезвения является борьба со страстями, когда в сердце вместо их огненности поселяется покой и мир Божественный.
О трезвении хорошо сказал святой Исихий Иерусалимский: «Один способ трезвения есть – смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом, ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом. Другой – иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим, и молиться. Иной – непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа. Иной еще способ – иметь в душе непрестанное памятование о смерти».
Это слова святых отцов, которые старались сами научиться стяжать благодать Духа Святаго и стараются через свои творения научить этому спасительному пути и нас.
Не так поступают некоторые имиджмейкеры поп-культуры и политтехнологи. Они, наоборот, ставят перед собой задачу разжечь страсти людей с помощью информационных средств, доводя человека до определенных состояний тревоги, вожделения, паники, чувственного сладострастия, гнева, ярости и пр. для того, чтобы достичь своих корыстных целей. Их же всегда две – деньги или власть.
Один из таких способов – превращение умных добрых людей в толпу.
Как писал в свое время французский психолог Гюстав Леброн: «Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворённой толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности». Термин «одухотворенная толпа», согласно научно-теоретической трактовке Леброна, подразумевает то, что у толпы возникает свое собственное коллективное сознание, словно бы душа. Вполне возможно это истолковать как некую idee fixe, навязчивую маниакальную идею, которую толпа пытается реализовать с большой энергией.
И житие, и блаженная мученическая кончина святого благоверного князя Игоря Черниговского являются ярким примером психологии толпы и того, как люди удаляются от добродетели трезвения и погружаются во тьму и пламень страстей.
Князь-страдалец Игорь Ольгович в середине XII века становится заложником родовых княжеских междоусобных войн. В результате его садят в поруб – сруб без окон и дверей, откуда, чтобы достать человека, его нужно было вырубить. В порубе Игорь тяжело заболел и был при смерти. Мстиславичи, правившие тогда Киевом, перестали видеть в нем политического конкурента. Они разрешили освободить его и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре с именем Гавриил. В обители в монашеских трудах и молитвенных подвигах проводит князь свои дни.
Но политическая смута в Киеве продолжалась. Киевляне ненавидели род Ольговичей за несправедливую политику старшего брата Игоря Всеволода Ольговича.
В 1147 году киевское вече постановило убить Игоря.
О дальнейшем повествует его житие: «Восставшие ворвались в храм во время Святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир (брат правившего тогда в Киеве Изяслава Мстиславича. – Прим. авт.). И сказал ему Игорь: ‟Ох, брате, куда ты?” Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: ‟Не убивайте, братья”. И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира». Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу».
Так святой мученик предал Господу дух свой, «и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся». Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона на окраине Киева.
В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.
Это было время феодальной раздробленности, когда брат восставал на брата. Славянин убивал славянина. Оно закончилось жесточайшим монголо-татарским игом – игом, как наказанием за нелюбовь, немилосердие и ненависть.
Мы также имеем перед собой горький опыт начала XX столетия, когда отступление от православной веры, поругание святынь, разрушение храмов, убийство священнослужителей, монахов, верующих мирян закончилось кровавыми репрессиями, голодоморами и войной, унесшей жизни около двадцати миллионов человек. Войной как наказанием. И перелом в войне случился именно тогда, когда правительство и народ снова обратились к Богу, когда Православная Церковь снова восстанавливалась из руин.
Почему же это происходило?
Бог есть любовь. Он посылает дожди на праведных и неправедных. Он одинаково любит и святых, и грешников. Если у человека, общества, народа в сердце живут обида, раздражение, гнев или ярость, такой человек, общество, народ уже не с Богом. Потому что Бог есть любовь – любовь ко всему сущему. И наше духовное и материальное процветание зависит от того, имеем ли мы внутри сердца своего любовь и милосердие.
Любовь и милосердие – вот та цель, ради которой мы трудимся в возделывании добродетелей терпения, трезвения, смирения.
Не будем говорить «Это не я, а он виноват!». Это сатанинский взгляд на вещи. Вспомним первых людей в раю после грехопадения. Адам сказал Богу о том, что жена, которую Ты мне дал, соблазнила меня. Адам одновременно обвинил и Бога, и жену, попытавшись сбросить ответственность с себя.
А Божественный взгляд на вещи следующий: Отче, прости им грехи их, ибо не ведают, что творят. Слово Спасителя на кресте после плевков, побоев, издевательств и забивания гвоздей в руки и ноги. После всего этого все равно любовь, и не просто любовь, а кульминация любви, ее возвышение.
Вот наш путь…
Сегодня, дорогие братья и сестры, так много опасностей подстерегает нас. Так много одурманивающих ядов льется на нас с голубых экранов. Будем беречь свое око. Будем хранить свою душу. Будем возделывать в нашем сердечном палисадничке райское дерево любви. И тогда все у нас будет хорошо, потому что мы будем Божьими учениками – Божьими детьми любви.
В чем да поможет нам святой благоверный князь Игорь Черниговский.
Святой благоверный княже Игоре, моли Бога о нас!
Иерей Андрей Чиженко
(372)