11 июня — день памяти преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720)

Пре­по­доб­ный Иов, в схи­ме Иисус, Ан­зер­ский ро­дил­ся в Москве в 1635 го­ду и во Свя­том Кре­ще­нии был на­зван Иоан­ном. Ве­ро­ят­нее все­го, про­ис­хо­дил он из ду­хов­но­го зва­ния, был вос­пи­тан в доб­рых нра­вах и по­лу­чил хо­ро­шее вос­пи­та­ние.

По до­сти­же­нии зре­ло­го воз­рас­та бла­го­че­сти­вый Иоанн был по­став­лен свя­щен­ни­ком од­ной из мос­ков­ских при­ход­ских церк­вей и про­хо­дил своё слу­же­ние с та­ким вни­ма­ни­ем и лю­бо­вью, что имя его ско­ро сде­ла­лось из­вест­ным по Москве. Ис­тин­ное уте­ше­ние он на­хо­дил в со­вер­ше­нии ли­тур­гии, ко­то­рую слу­жил с та­ким вни­ма­ни­ем, бла­го­го­ве­ни­ем и во­оду­шев­ле­ни­ем, что все неволь­но мо­ли­лись усерд­нее обык­но­вен­но­го.

По­сле мо­лит­вы лю­би­мым де­лом от­ца Иоан­на бы­ло тво­рить ми­ло­сты­ню. Он близ­ко вхо­дил в по­ло­же­ние сво­их при­хо­жан, для бед­ня­ков ча­сто устра­и­вал тра­пе­зу, а для об­лег­че­ния уча­сти несчаст­ных поль­зо­вал­ся сво­им ав­то­ри­те­том сре­ди вли­я­тель­ных зна­ко­мых. Во­ро­та его до­ма бы­ли все­гда от­кры­ты, и вся­кий мог сво­бод­но прий­ти к лю­би­мо­му пас­ты­рю. А он по­сле бе­се­ды при про­ща­нии ода­рял ещё каж­до­го, чем мог.

Весть о доб­ром пас­ты­ре до­шла вско­ре и до са­мо­го им­пе­ра­то­ра Пет­ра I. Им­пе­ра­тор сде­лал от­ца Иоан­на сна­ча­ла при­двор­ным свя­щен­ни­ком, а по­том и ду­хов­ни­ком все­го цар­ствен­но­го до­ма. Став ли­цом важ­ным, отец Иоанн ещё бо­ле и ши­ре, чем преж­де, стал бла­го­тво­рить ближ­ним, ни в чём осталь­ном не из­ме­няя преж­не­го скром­но­го об­ра­за жиз­ни.

Осо­бен­ной лю­бо­вью его с это­го вре­ме­ни ста­ли поль­зо­вать­ся бо­га­дель­ни и тюрь­мы, ко­то­рые он ча­сто на­ве­щал.

Через неко­то­рое вре­мя слу­чи­лась со стар­цем-иере­ем тяж­кая бо­лезнь (ма­ло­кро­вие и об­мо­ро­ки), од­на­ко через три ме­ся­ца он по­пра­вил­ся и, как бы пред­чув­ствуя при­бли­жав­шу­ю­ся бе­ду, стал опять всех при­ни­мать и со все­ми про­щать­ся. И пред­чув­ствие не об­ма­ну­ло свя­то­го стар­ца.

Ко­гда на­ча­лось «де­ло Гриш­ки Та­ли­цы­на», про­по­вед­ни­ка при­ше­ствия ан­ти­хри­ста, ко­им он счи­тал Пет­ра I, отец Иоанн был окле­ве­тан. Гриш­ка во вре­мя ис­по­ве­ди от­крыл ба­тюш­ке своё зло­умыш­ле­ние, а отец Иоанн, со­хра­няя тай­ну ис­по­ве­ди, не до­нёс о сем на­чаль­ству. Во вре­мя до­про­сов Гриш­ка объ­явил, что он ис­по­ве­дал­ся пред ду­хов­ни­ком. На от­ца Иоан­на до­нес­ли го­су­да­рю, ко­то­рый счёл об­ви­не­ния про­тив ду­хов­ни­ка обос­но­ван­ны­ми и при­ка­зал от­пра­вить от­ца Иоан­на к епи­ско­пу Хол­мо­гор­ско­му Афа­на­сию для по­стри­же­ния в мо­на­хи на Со­лов­ках.

Без­ро­пот­но от­пра­вил­ся ста­рец в 1701 го­ду в да­лё­кий Ар­хан­гельск. С лю­бо­вью при­ня­ли его и вла­ды­ка Афа­на­сий, и на­сто­я­тель Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря ар­хи­манд­рит Фирс. Вско­ре отец Иоанн был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Иов в глав­ном Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре оби­те­ли. По по­стри­же­нии он был от­дан под ру­ко­вод­ство стар­ца Ио­ны. Быв­ший при­двор­ный свя­щен­ник тру­дил­ся вме­сте с дру­ги­ми ино­ка­ми на са­мых су­ро­вых по­слу­ша­ни­ях. Сам он ни­че­го не вку­шал, кро­ме хле­ба и во­ды.

Бра­тия, уви­дев в стар­це Иове му­жа со­вер­шен­на, осво­бо­ди­ла его от по­слу­ша­ний, дабы он всё вре­мя по­свя­щал мо­лит­ве, по­сту и по­уче­нию в Сло­ве Бо­жи­ем. Сла­ва о стар­це сно­ва ста­ла рас­ти и до­шла до Ца­ря. Царь же, убе­див­шись в неви­нов­но­сти сво­е­го ду­хов­ни­ка, сно­ва звал его к се­бе, но из­ну­рён­ный ле­та­ми и по­дви­га­ми ста­рец от­ка­зал­ся от та­ко­го пред­ло­же­ния и про­сил у на­сто­я­те­ля раз­ре­ше­ния уда­лить­ся в Ан­зер­ский скит на без­мол­вие. Прось­ба его бы­ла ува­же­на, а вско­ре, по кон­чине преж­не­го стро­и­те­ля ски­та, отец Иов был на­зна­чен на долж­ность стро­и­те­ля, ко­то­рую ис­пол­нял во­семь лет. При нём чис­ло на­сель­ни­ков воз­рос­ло до 30-ти. Осо­бым по­дви­гом, ко­то­рый при­нял на се­бя отец Иов, был уход за боль­ны­ми. Ча­сто он лю­бил уда­лять­ся на без­мол­вие, ино­гда по­се­щал пу­стын­ни­ка Па­и­сия, од­но­го из млад­ших уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Еле­аза­ра Ан­зер­ско­го, ко­то­рый жил на Се­кир­ной го­ре. В 1710 го­ду отец Иов, по его же­ла­нию, был по­стри­жен в схи­му с име­нем Иисус, в честь пра­вед­но­го Иису­са – сы­на На­ви­на.

Од­на­жды по­сле про­дол­жи­тель­но­го бо­го­мыс­лия ни Се­кир­ной го­ре пре­по­доб­но­му в тон­ком сне яви­лась Пре­свя­тая Де­ва с пре­по­доб­ным Еле­аза­ром. Вос­пря­нув, ста­рец в тре­пе­те пре­кло­нит­ся пред небес­ны­ми по­се­ти­те­ля­ми. «Эта го­ра от­ныне на­зо­вёт­ся вто­рою Гол­го­фою, на ней бу­дет по­стро­е­на ка­мен­ная цер­ковь во имя Сы­на Мо­е­го и Гос­по­да, и устро­ит­ся скит на все­ле­ние твое с уче­ни­ка­ми. Я Са­ма бу­ду по­се­щать го­ру и пре­бу­ду с ва­ми во ве­ки», – ска­за­ла Ца­ри­ца Небес­ная. И тот­час же с Неба раз­дал­ся: глас: «Освя­ти го­ру Гол­го­фу и по­ставь на ней крест».

В ду­хов­ной ра­до­сти пре­по­доб­ный Иисус с дру­гом сво­им Па­и­си­ем не за­мед­ли­ли ис­пол­нить небес­ное по­ве­ле­ние и освя­ти­ли го­ру.

Вско­ре в 1713 го­ду стро­и­тель­ство ски­та бы­ло бла­го­слов­ле­но прео­свя­щен­ным Вар­на­вою. Бы­ла вы­стро­е­на цер­ковь в честь Рас­пя­тия Гос­под­ня и освя­ще­на в 1715 го­ду. Устро­и­лись ке­лии и со­бра­лось бра­тий 20 че­ло­век. Цар­ству­ю­щий дом внёс нема­ло по­жерт­во­ва­ний в обу­строй­ство но­во­го ски­та.

В ос­но­ву брат­ской жиз­ни пре­по­доб­ный Иисус по­ло­жил те же на­ча­ла, кои бы­ли уста­нов­ле­ны пре­по­доб­ным Еле­аза­ром в Ан­зер­ском ски­ту. Ста­рец сам но­сил на вер­ши­ну го­ры во­ду, ру­бил дро­ва. По его мо­литве по­сле яв­ле­ния ему Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с пер­во­вер­хов­ны­ми апо­сто­ла­ми на вер­шине го­ры от­крыл­ся род­ник.

Пред­чув­ствуя свою кон­чи­ну, ста­рец сам вы­ко­пал се­бе мо­ги­лу и неред­ко близ неё про­во­дил вре­мя в мо­лит­ве. Пе­ред смер­тью он за­бо­лел го­ряч­кой и три дня ле­жал в бес­со­зна­тель­ном со­сто­я­нии, но по­том вдруг так по­пра­вил­ся, что смог от­слу­жи­ть ли­тур­гию. По­сле ли­тур­гии ста­рец сно­ва воз­лёг на од­ре, на­зна­чил пре­ем­ни­ком по управ­ле­нию ски­том уче­ни­ка Ма­ка­рия и в ночь на 6 мар­та 1720 го­да – в Неде­лю пра­во­сла­вия – свя­то по­чил о Гос­по­де. Пе­ред кон­чи­ной ли­цо его про­си­я­ло и он про­из­нёс: «Бла­го­сло­вен Бог отец на­ших! Ес­ли так есть, я уже не бо­юсь, но в ра­до­сти от­хо­жу от ми­ра се­го!» В ту же ми­ну­ту ке­ллию оси­ял небес­ный свет. Пре­по­доб­ный был по­гре­бён в уго­то­ван­ной им са­мим мо­ги­ле, над ко­то­рой был вы­стро­ен храм.

Молитвы

Тропарь преподобному Иову, в схиме Иисусу, Анзерскому

глас 5

Показа́вый о́браз доброде́телей, ве́сь стра́ха Бо́жия и Ду́ха Свя́та испо́лнен бы́сть, Преподо́бне о́тче И́ове, безмо́лвия и́стинный рачи́тель яви́лся еси́, страсте́м Госпо́дним покланя́яся, и́мже и оби́тель воздви́гл еси́ во ото́це А́нзерстем. Пустынножи́телей наста́вниче, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Явивший образ добродетелей, весь страха Божия и Духа Святого исполнен был, преподобный отец Иов, безмолвия истинный любитель был, страстям Господним поклоняясь, в честь них и скит основал на Анзерском острове. Пустынножителей [монахов] наставник, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Иову, в схиме Иисусу, Анзерскому

глас 8

Любо́вь Христо́ву в се́рдце стяжа́, ея́же ра́ди мно́ги ско́рби претерпе́вый, приста́нище обре́л еси́ в морсте́м ото́це, Преподо́бнаго Елеаза́ра заве́тов ве́рный прее́мник яви́лся еси́, покро́вом Бо́жия Ма́тере осеня́емый: достоблаже́нне о́тче И́ове, помина́й на́с, чту́щих святу́ю па́мять твою́.

Перевод: Любовь Христову в сердце приобретя, ради неё многие скорби претерпев, пристанище ты нашел на острове в море [Анзерский остров в Белом море], стал верным продолжателем заветов преподобного Елеазара, покрываемый защитой Божией Матери: достойный блаженства отец Иов, вспоминай нас в молитвах, чтущих память твою.


Источник: http://pravlife.org/ru/content/19-marta-den-pamyati-prepodobnogo-iova-v-shime-iisusa-anzerskogo-1720

(135)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *