Мужество, стойкость, героизм – эти слова применяются по отношению к воинам. Иоанн Русский и был воином, простым солдатом на русско-турецкой войне. Но настоящее мужество и беспримерный героизм он проявил на другом поприще – христианском. Это было в самом начале XVIII века.
Пeтр Первый, стремившийся сделать Россию империей, всячески старался расширить еe границы. Главным соперником и врагом России была другая империя – Османская, современная Турция. России был жизненно необходим выход к Чeрному морю. Турки, естественно, не хотели делиться своей землeй. Была и другая причина для взаимной вражды: турки всячески притесняли христиан – сербов, болгар, а главным образом – греков, у которых они отобрали почти всю территорию. Россия – самая большая и сильная и тогда, и теперь православная держава – считала своим долгом защитить единоверцев.
Конечно, молодой воин Иван не знал всех этих политических тонкостей. Он, как и тысячи других крестьян, был рекрутирован в армию Петра и поставлен в строй. Где и когда родился будущий святой, мы точно не знаем. Жития сообщают лишь, что место его рождения – Малороссия, нынешняя Украина, время рождения – около 1690 года. То есть на момент начала русско-турецкой войны 1710-1713 годов ему было двадцать или чуть больше.
Фамилия воина Иоанна нам тоже неизвестна. Та война, в отличие от многих последующих, закончилась для России неудачей. Потерпев поражение в Прутском походе, русские многих потеряли убитыми, ещe больше – пленными. Иоанна вместе с сотнями других солдат взяли в плен крымские татары – союзники турок (не нужно путать их с живущими в России казанскими татарами, это разные народы). Скорее всего, это произошло в битве за город Азов.
Вместе с сотнями других солдат Иоанна продали в рабство в Турцию. Иоанн попал в дом к начальнику турецкой кавалерии в Малую Азию, регион под названием Каппадокия, селение Ургюп. Можно представить себе, какие чувства охватили совсем молодого человека. Вдали от Родины, среди безжизненных каппадокийских скал и враждебного народа в рабстве ему предстояло прожить всю оставшуюся жизнь.
У него была возможность облегчить свою участь. Как того требовали турки, он мог бы принять ислам, перестав быть для своих хозяев «кяфиром», то есть «неверным». Но молодой воин предпочeл остаться именно верным. Верным Христу. И за это подвергался всяческим мучениям и унижениям: турки не оставляли надежды обратить несговорчивого русского в свою веру. Иоанн знал – это не сделало бы его свободным, но хоть как-то облегчило бы жизнь.
Юноша сносил все побои и унижения, честно трудился, не отлынивая ни от какой работы. Он работал и жил на конюшне, со скотиной. Видя такое его усердие и смирение, над ним стали издеваться уже не только хозяева, но и другие рабы. Казалось бы, в трудных обстоятельствах люди должны сплачиваться, пытаться помогать друг другу или, как минимум, не осложнять жизнь…
Но далеко не всем в экстремальных ситуациях удаeтся сохранить в душе мир и незлобие, христианскую любовь к людям. Невозможно даже представить, какую невероятную силу духа надо иметь, чтобы проявить твeрдость в той ситуации, в которой оказался Иоанн. Ведь для многих животные инстинкты, главный из которых – страх смерти – сильнее «инстинктов» духовных. Но, видимо, Господь Бог не случайно наделяет некоторых людей Своей особой благодатью. Чтобы нам было с кого брать пример.
Со временем силу духа и глубокую веру молодого русского почувствовали все, включая турок. Иоанну было позволено ночами ходить в расположенный недалеко древний пещерный храм святого Георгия, оставшийся с тех времён, когда Каппадокию населяли греки. Там, в окружении недружелюбных иноверцев, теплилась небольшая христианская община. Несмотря на крайне скудное питание, Иоанн соблюдал посты, причащался Христовых Тайн.
В какой-то момент его хозяин разбогател и стал одним из самых влиятельных людей. (Хозяина святого Иоанна в житиях нередко называют Ага, но ага – это не имя, а уважительная приставка к имени у многих тюркских народов, например, Ибрагим-ага. Так что его имени мы не знаем). Поразмыслив, он пришeл к выводу, что такой успех связан с тем, что в его доме живeт праведник. И постарался как-то облегчить жизнь Иоанна, предложил ему более простую работу. Но святой отказался.
Праведником, святым (по-турецки – «вели») Иоанна к тому времени считали все в округе. К нему – за советом или за лечением – приходили люди, независимо от вероисповедания. Святой же жил, как прежде – в труде и молитве.
Святой Иоанн прожил совсем недолго – примерно 40 лет. Перед смертью он тяжело заболел – у него даже не было сил дойти до пещерного храма, чтобы в последний раз причаститься Святых Тайн. По преданию, священник, побоявшись идти в дом к мусульманину, передал Иоанну Святые Дары, спрятав их в яблоко. Дата смерти святого, в отличие от даты рождения, известна точно: 9 июня 1730 года.
Хозяин Иоанна, уважавший своего раба, сам передал его тело православным священникам, попросив похоронить по христианскому обычаю. На похороны праведника собрались все жители Ургюпа – и христиане, и мусульмане. Его похоронили в том самом пещерном храме святого Георгия, где при жизни молился сам Иоанн. И почти сразу же на могиле святого стали совершаться чудеса: люди, опять же, вне зависимости от вероисповедания, стали исцеляться и получать от святого другую помощь.
А через 3 года – в ноябре 1733 года – христиане увидели над могилой огненный столп: луч света, который исходил от нее. Они посчитали это знаком и, открыв могилу святого Иоанна, обнаружили в ней нетленные мощи праведника. Их поместили в той же церкви святого Георгия – в раке, которую, по преданию, изготовили на деньги, пожертвованные бывшим хозяином святого Иоанна.
Однако мощам святого не суждено было покоиться в том месте, куда он попал не по своей воле, но где ему предначертано было совершить подвиг во имя своего Бога. Теперь они находятся в Греции. Наверное, поэтому Иоанна Русского в Греции знают и почитают больше, чем в России и на Украине.
В России есть только один храм, освященный в честь этого святого – небольшая деревянная церковка в московском районе Кунцево, на Украине храм в честь Иоанна Русского ещё строится – в городе Новоград-Волынский Житомирской области. Не потому, что мы не знаем и не помним своих святых – к счастью, знаем и помним. Просто именно среди греческих православных он жил и совершал свои подвиги, именно им Иоанн Русский помогал после своей смерти.
В конце концов, святого иконописца Феофана Грека в России тоже знают гораздо больше, чем в Греции. Это просто лишний раз подтверждает, что перед Лицом Бога «нет ни эллина, ни иудея», ни, позволим себе дополнить апостола Павла, русского. Все мы – братья во Христе.
Среди православных святых очень много людей с именем Иоанн – от Иоанна Крестителя и апостола Иоанна Богослова до российских новомучеников, пострадавших в годы советской власти. Но есть один святой, с которым можно перепутать Иоанна Русского – это Иоанн Воин. Он тоже был по происхождению славянином и тоже жил среди греков – в Византийской империи. Однако свои подвиги Иоанн Воин, судьба которого, несомненно, также заслуживает рассказа, совершал гораздо раньше – в IV веке.
На посмертную судьбу Иоанна Русского так же, как и при жизни, повлияла большая политика: в 1924 году постоянно воевавшие Греция и Турция совершили обмен населением: турки из Греции переселились в Турцию, греки из Турции – в Грецию. Оставлять туркам свои святыни греки, естественно, не захотели. Так мощи праведного Иоанна Русского попали на греческий остров Эвбея (или Эвья). Там – в специально построенном храме святого Иоанна Русского – они покоятся и сейчас.
МОЛИТВЫ
Тропарь праведному Иоанну Русскому
глас 4
От земли́ плене́ния твоего́/ воззва́вый тя к Небе́сным селе́нием,/ Госпо́дь соблюда́ет невреди́мо и цельбоно́сно те́ло твое́,/ пра́ведне Иоа́нне,/ ты бо, в Росси́и я́тый и во Аси́ю прода́нный,/ посреде́, ага́рянскаго злоче́стия благоче́стно пожи́л еси́ во мно́зе терпе́нии/ и, се́яв зде слеза́ми,/ жне́ши та́мо неизглаго́ланною ра́достию.// Те́мже моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: От земли, где ты был в плену, воззвавший тебя к Небесным селениям Господь сохраняет невредимым и подающим исцеления тело твое, праведный Иоанн, ибо ты, взятый в России и проданный в Азию, посреди мусульманской ереси благочестиво прожил со многим терпением и, сеяв здесь со слезами, пожинаешь там с неизреченной радостью (Пс.125:5). Потому моли Христа Бога о спасении наших душ.
Ин тропарь праведному Иоанну Русскому
глас 4
От земли́ Призва́вший тя в Небе́сныя оби́тели/ сохраня́ет и по сме́рти нетле́нное те́ло твое́, свя́те,/ ты бо я́ко пле́нник приведе́н бысть в А́зию,/ иде́же и уподо́бися Христу́.// Сего́ ра́ди моли́ Его́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Призвавший тебя от земли в Небесные обители сохраняет и после смерти нетленным тело твое, святой, ибо ты как пленник приведен был в Азию, где и уподобился Христу. Потому моли Его о спасении наших душ.
Ин тропарь праведному Иоанну Русскому
глас 4
На Небеси́ предстоя́ Святе́й Тро́ице,/ пра́ведне блаже́нне Иоа́нне,/ земны́й а́нгеле, Бо́жий челове́че,/ с Безпло́тными ли́ки славосло́виши любо́вь неизрече́нную,/ в Це́ркви перворо́дных со святы́ми водворя́яся,/ о нас, су́щих на земли́, возно́сиши моли́твы/ к Соде́телю всех и Спа́су,/ да пода́ст мир все́му ми́ру,/ Це́рквам на земли́ благостоя́ние и соедине́ние всех,/ чту́щих Сы́на Бо́жия во пло́ти прише́дша,/ во святе́м Те́ле Христа́ Иису́са,/ е́же есть Це́рковь Бо́га Жива́го,// во спасе́ние ро́да челове́ческаго.
Перевод: Предстоя на Небесах Святой Троице, праведный блаженный Иоанн, земной ангел и человек Божий, в собрании Бесплотных (ангелов) ты прославляешь неизреченную любовь, в Церковь первородных (Евр.12:23) со святыми водворяясь, о нас, живущих на земле, возносишь молитвы к Создателю всех и Спасителю, да подаст мир всему миру, Церквям на земле твердость и единство всех, почитающих Сына Божия, пришедшего во плоти, во святом Теле Христа Иисуса, которое есть Церковь Бога Живого, во спасение рода человеческого.
Кондак праведному Иоанну Русскому
глас 8
В честне́й па́мяти твое́й, свя́те,/ весели́тся о тебе́ Росси́я,/ во благоче́стии тя воспита́вшая,/ и целе́бным моще́м твои́м ра́дуется Аси́я,/ иде́же у́зкий путь проше́д страда́льческаго пле́на и по́стнических подвиго́в,/ сосу́д че́стен яви́лся еси́ Бо́жия благода́ти,/ ея́же проси́ и нам, чти́телем твои́м, да зове́м ти:// ра́дуйся, Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те.
Перевод: В день почитаемой памяти твоей, святой, радуется о тебе Россия, воспитавшая тебя в благочестии, и целебным мощам твоим радуется Азия, где ты прошел узкий путь (Мф.7:14) страдальческого плена и постнических подвигов, ты явился почтенным сосудом Божией благодати, ее же проси и нам, почитающим тебя, да взываем к тебе: «Радуйся, Иоанн, одноименный с благодатью».
Ин кондак праведному Иоанну Русскому
глас 4
Ны́не приспе́ па́мять сла́вных, свя́те о́тче, дел твои́х,/ веселя́ще благочести́выя ду́ши,// ве́рно чту́щия тя, Иоа́нне.
Перевод: Сегодня настал день памяти прославляемых, отче, дел твоих, радующий благочестивые души, с верою почитающих тебя, Иоанн.
Ин кондак праведному Иоанну Русскому
глас 4
Ева́нгельския любве́ служи́теля,/ пра́вды Бо́жия ревни́теля,/ чистоты́ душе́вныя и теле́сныя храни́теля,/ ве́ру Христо́ву испове́давша в страда́ниих,/ пра́веднаго Иоа́нна ублажа́ем и почита́ем днесь,/ и житие́м его́ назида́ющеся, пое́м:// ра́дуйся, моли́твенниче наш, от Бо́га просла́вленный.
Перевод: Евангельской любви служителя, правды Божией ревнителя, чистоты душевной и телесной хранителя, веру Христову исповедавшего в страданиях, праведного Иоанна прославляем и почитаем сегодня, и жизнью его назидаясь, воспеваем: «Радуйся, молитвенник наш, прославленный Богом».
Молитва праведному Иоанну Русскому
О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, святы́й пра́ведный Иоа́нне Русский, просия́вый в земли́ Асси́и равноа́нгельным житие́м твои́м, ре́вностию о Го́споде и по́двигами во испове́дании ве́ры Христо́вы, гра́да Неопрокопио́на и всея́ земли́ Элла́ды пресве́тлое украше́ние, богохрани́мей стране́ на́шей, лю́дем ея́ и во все́м ми́ре живу́щим правосла́вным христиа́ном по́моще и кре́пкое заступле́ние! Благодари́м Го́спода, ди́внаго во святы́х Свои́х, в ве́ре и́стинней непоколеби́мо тя́ утверди́вшаго, в стоя́нии за испове́дание ея́ укрепи́вшаго и до́брое сконча́ние по́двига многотру́днаго дарова́вшаго, последи́ же мно́гая и вели́кая чудеса́ на́м яви́вшаго чрез многоцеле́бную ра́ку моще́й твои́х. Ны́не, предстоя́ Небе́сному Царю́, испроси́ у Него́ изба́вити вся́ гра́ды и ве́си страны́ на́шея и земли́ Элла́ды от гла́да, тру́са, мра́за, огня́, смертоно́сных боле́зней, от наше́ствий иноплеме́нных и междоусо́бных бра́ней. Помози́ все́м путеше́ствующим, боля́щим, в заточе́нии су́щим, в ско́рбех и гоне́ниих за святу́ю ве́ру Правосла́вную терпя́щим. Соедини́ все́х правосла́вных люде́й любо́вию ко Христу́ Бо́гу на́шему и Це́ркви Его́ Святе́й, да́руй на́м ду́х любве́ и ми́ра к бра́тскому едине́нию все́х ве́рных. Умоли́ Го́спода, да пода́ст на́м ду́х покая́ния и сокруше́ния о гресе́х на́ших и всеси́льною Свое́ю благода́тию да помо́жет и укрепи́т в борьбе́ со страстьми́ и похотьми́, да да́рует на́м ду́х смире́ния и кро́тости, ду́х братолю́бия и незло́бия, ду́х ре́вности по Бо́зе и спасе́нии бли́жних. Помяни́ и на́с, гре́шных, моля́щихся тебе́: стра́ждущих и боля́щих исцели́, скорбя́щих уте́ши, бе́дствующим ско́рую по́мощь пода́й, все́м же чту́щим и лю́бящим тя́ испроси́ христиа́нскую кончи́ну живота́ безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну и до́браго отве́та на Стра́шнем Суди́щи Христо́ве. Бу́ди на́м помо́щник и покрови́тель во спасе́ние, да твои́ми моли́твами сподо́бимся в ны́нешнем и бу́дущем ве́це прославля́ти в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая праведному Иоанну Русскому
О, святы́й новоявле́нный уго́дниче Бо́жий Иоа́нне Ру́сский! По́двигом до́брым подвиза́яся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, е́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́й Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша, раб Бо́жиих (имена), и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́зней диа́вольских, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Источники:
http://лучик-света.рф/?p=33988
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-russkij
(265)