Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
Один из самых почитаемых русских святых XIX столетия, в миру – Дмитрий Александрович Брянчанинов, родился в 1807 году на Вологодчине в дворянской семье. Будучи с юных лет склонным к духовным трудам, он, тем не менее, уступил отцу, поступив в Военное инженерное училище.
В период учебы юный Брянчанинов бывает на великосветских приемах, знакомится с Пушкиным и Жуковским, Крыловым и Гнедичем. Многие восхищаются его литературными опытами, и даже император Николай I обращает внимание на подающего надежды воспитанника военного училища. Однако в итоге Брянчанинов оставит офицерскую службу и посвятит жизнь Церкви.
В церковной иерархии святитель Игнатий занял высшую ступень, став в 1857 году епископом Кавказским. Однако он всегда тяготился высокими должностями, а потому после 4 лет епископского служения ушел на покой. Главным делом его жизни стало возвращение русским людям святоотеческого наследия, адаптированного для современного читателя.
В своем творчестве Игнатий (Брянчанинов) настаивал: христианство – не гуманистическое учение. Важнейшая составляющая православной веры – жесткая, бескомпромиссная борьба с грехами, освобождение от которых является подлинной (а не либеральной) свободой. В этой бескомпромиссности святитель был готов противостоять любым современным ему авторитетам. Единственный критерий истинности он видел в Священном Писании и Предании Православной Церкви, утверждая:
«Каждый шаг в невидимой борьбе нашей ознаменован подвигом, ознаменован страданием, окроплен потом усиленного насилия над собою… Вот тот тесный и прискорбный путь, устланный тернием, по которому ведет грешника к примирению с Богом молитвенный плач пред Богом».
За годы служения святитель Игнатий (Брянчанинов) написал десятки богословских трудов, однако сфера его интересов не ограничивалась только этим. Он очень много говорил и писал о жизни современного ему мира, в том числе – и о геополитике. Решительно обличая наших так называемых «западных партнеров» и предсказывая возрождение величества России, потрясенного в годы Крымской войны:
«Европейские народы всегда завидовали России и всегда старались сделать ей зло. Естественно, что и на будущие века они будут следовать той же системе. Но не стоит этого бояться».
«Вся Малая Азия может подняться… против врагов человечества Англичан и временных их союзников… влияние России на Востоке, потрясенное на минуту… восстанавливается в новом величии, в новой грозе, грозе благотворной».
«Мы не удивимся, если… увидим Германию, вместе с Россиею идущею на Париж, расторгающею злокачественный союз, и потом всю Европу, устремленную для обуздания Англичан — этих бесчеловечных и злохитрых Карфагенян».
Читая эти слова, ловишь себя на мысли, что святитель Игнатий, отошедший ко Господу в 1867 году, написал их не полтора столетия назад, а буквально сегодня. А это значит, что та борьба, на которую, вооружившись молитвой, аскезой и наследием святых отцов, поднялся владыка, продолжается.
(131)