Сегодня мы продолжим разговор (начало «Апостол Павел и пастыри») о Первом послании апостола Павла к Тимофею. Ученик апостола Павла Тимофей был епископом крупного города Эфеса. Отношения между учеником и учителем здесь предстают перед нами как отношения между сыном и отцом. Наставления апостола своему духовному воспитаннику очень ярко отображают его любовь и беспокойство об Эфесской Церкви.
Женатые епископы
Судя по тексту послания, святой Тимофей спрашивал апостола Павла о том, какими качествами должны обладать будущие епископы, священники и диаконы. Апостол отвечает: Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен (1 Тим. 3, 2). Если с целомудрием, честностью и страннолюбием, то есть гостеприимством к странникам и путешественникам, все вполне понятно, то слова про мужа одной жены вызывают удивление.
Мы, современные христиане, привыкли, что архипастыри — главы епархий и отдельных Церквей — избираются из числа монахов. Иногда архиереем может стать священник-вдовец. Но апостол Павел прямо говорит, что у епископа может быть жена. Значит ли это, что требования к епископам в разное время церковной истории были различны? Да.
Но сначала давайте выясним, кто же такой епископ вообще. Это слово в переводе с греческого означает «блюститель». Например, епископами в древности могли называть чиновников, контролировавших какую-либо деятельность или территорию. В посланиях апостола Павла епископ — глава церковной общины того или иного города. Важно помнить, что привычные для нас с вами термины в апостольское время не имели четких очертаний. Например, слова «епископ» и «пресвитер» (в переводе с греческого — «старейшина») часто были синонимами (сейчас словом «пресвитер» называют священников).
Но вернемся к главному: начиная с апостольского времени и вплоть до VI века епископы могли избираться из числа женатых христиан. Главным условием было единобрачие. С VI века закрепляется практика избрания епископов исключительно из числа монахов или вдовых священников.
Один из самых известных женатых епископов — святитель Спиридон Тримифунтский (хотя в письменных источниках чаще упоминается дочь святителя, а не его супруга). Другой пример — младший брат святителя Василия Великого, святитель Григорий Нисский. Имя его супруги — Феосевия. Общий друг братьев святитель Григорий Богослов называл Феосевию «похвалой Церкви и украшением Христовым».
Семья и Церковь
Наличию у священнослужителя семьи, судя по тексту послания, придавалось в ранней Церкви большое значение. Апостол Павел спрашивает Тимофея: Кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1 Тим. 3, 5). Ведь христианская община — не что иное, как семья, где все друг другу — духовные братья и сестры.
Епископ становится духовным отцом этой семьи. По мысли апостола Павла, если человек хорошо управлял своей семьей (под «собственным домом» подразумевается и семья, и домашнее хозяйство в целом), воспитал детей в послушании (1 Тим. 3, 4), если его жена — честна, не клеветница, трезва и верна во всем (ср.: 1 Тим. 3, 11), то с помощью Божией он станет настоящим отцом и внимательным управителем для церковной общины.
Думаю, многие помнят, как в послании к эфесским христианам апостол Павел уподобляет брачный союз мужчины и женщины союзу Господа Иисуса Христа и Церкви (см.: Еф. 5, 22–33). При этом сам автор послания не был женат, в отличие от многих других апостолов.
Семейные отношения помогают раскрыться таким человеческим качествам, как терпение, верность, взаимопонимание, забота друг о друге и, самое главное, раскрывают в человеческом сердце любовь. Для апостола несомненно, что не имеющий всего этого человек не может стать достойным служителем Церкви Христовой.
Апостол Павел одинаково критикует тех, кто запрещает христианам вступать в брак, называя их лицемерными лжесловесниками (ср.: 1 Тим. 4, 2), и тех, кто оставляет заботу о своей семье: если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Если мы хотим научиться любить ближних, то начинать нужно с семьи — ведь это самые близкие для нас ближние.
Порядок и молитва
Теперь вернемся ко второй главе послания. Она начинается словами апостола: Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1 Тим. 2, 1). Речь здесь идет об общественной, то есть церковной молитве.
По мысли апостола, церковная община, собираясь на богослужение, может совершать любые молитвы, среди которых выделяются в дальнейшем несколько «категорий»: прошения (по-гречески «просевхас») — просительные молитвы об общих нуждах верующих; моления («энтевксис») — молитвенные просьбы по какому-то конкретному случаю; благодарения («эвхаристиас») — благодарственные молитвы, в том числе евхаристические, во время которых приносится Бескровная Жертва.
Затем апостол касается вопроса о том, кто может возглавлять церковное собрание: Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки (1 Тим. 2, 8). Глава церковной общины — епископ, мужчина, следовательно, он же возглавляет и общую молитву. Хотя здесь апостол, скорее всего, говорит о молитвенном собрании вообще (это может быть, например, семейная молитва).
Чистые руки — символ чистоты человеческих действий и поступков. И это одно из главных условий молитвы — внутренняя духовная чистота. Возможно, здесь содержится ответ на вопрос: может ли Бог не услышать молитву человека? По мнению апостола Павла, не Бог что-то не может, а внутренняя нечистота становится препятствием между Богом и человеком. Еще апостол добавляет, что молиться следует без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8). Примером здесь выступает сам автор послания, который довольно много претерпел от иудеев и язычников, но никогда не испытывал к ним гнева или обиды.
Отсутствие сомнений — это, прежде всего, проявление искренности, человеческого доверия к Богу. Поэтому умение не сомневаться в том, что Господь слышит нас, — важное духовное качество. Мы можем возразить: апостолу Павлу было проще — ему явился Сам Господь. Это так, но и поводов для сомнений у апостола было больше, чем у многих. Несколько раз его чуть не убили — вот когда действительно могла прийти мысль: «Господи, как же так?!». Но что бы ни случилось, апостол Павел всегда шел вперед, неся слово проповеди.
Следуя по тексту главы далее, читаем: Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии (1 Тим. 2, 12). Здесь снова речь о церковном собрании, которое возглавляет епископ. Мы знаем, что сейчас в храмах женщины играют значительную роль. Например, женщина может заниматься катехизацией — готовить верующих к принятию таинства Крещения, то есть как раз-таки учить — основам веры. Или преподавать в воскресной школе, в том числе и Закон Божий. Не противоречит ли современная практика принципам апостола Павла? Вообще, получается довольно интересно: апостол пишет о женатых епископах, а сейчас епископы — исключительно монахи; апостол запрещает женщинам учить в Церкви, а сейчас это вполне обычная ситуация.
На самом деле, апостол Павел говорит именно о богослужении. Женщина не может занимать место учащего главы церковной общины во время службы. Не случайно апостол указывает, что жена не должна властвовать над мужем (1 Тим. 2, 12). Видимо, апостол столкнулся с тем, что ктото из женщин-христианок добивался особого положения внутри общины. Поэтому он и вводит такой запрет.
Возможно, здесь есть взаимосвязь с упомянутыми противниками вступления в брак и разным социальным положением христиан одной общины, но об этом мы поговорим в следующей статье.
Газета «Православная вера», № 07 (699), апрель 2022 г.
(13)