Марина Бирюкова: Се, Царь твой грядет

В пятницу шестой — Вербной — седмицы заканчивается Святая Четыредесятница: шесть седмиц без Лазаревой субботы и Вербного воскресенья — это как раз сорок дней. В названные субботу и воскресенье (неделю) пост послабляется, что не удивительно: ведь впереди у нас максимальное духовное и физическое напряжение Страстной седмицы. Четыредесятница призвана подготовить нас к ней.

Вербное воскресенье для нас означает, что скоро уже Пасха, что в храм сегодня все придут с веточками вербы, и священник эти веточки освятит, и радостно будет видеть серебристые капли воды на мохнатых серых шариках. Но это всё внешнее. На самом деле, Вербное воскресенье, Неделя ваий, означает: началось самое главное и самое страшное.

Господь входит в Иерусалим. Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной — так предвидел этот день древний пророк Захария (9, 9).

Ослиные копытца тонут в мягком настиле из пальмовых ветвей и одежд, которые люди спешно срывают с себя и стелют на пути. Люди думают, что Он входит царствовать. А Он входит — умереть на Кресте.

О чрезвычайно кратком временном расстоянии, отделяющем крики «Осанна Сыну Давидову!» (см.: Мф. 21, 9; Мк. 11, 9) от криков «Распни Его!» (см.: Лк. 23, 21) написано уже много. Мы не можем с точностью утверждать, что первое и второе кричали одни и те же люди. Однако, читая о последних Его днях на земле, мы видим и переменчивость настроений иерусалимской толпы, и, что примечательно, ее управляемость — при кажущейся стихийности (см.: Мф. 27, 20 — Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву…). И это должно заставить нас задуматься — и об опасности внешнего управления нами (сейчас-то, в век информационных технологий!), и о переменчивости нашей внутренней «толпы».

Святитель Николая Сербский (Велимирович) писал, что «…Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу. Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа, символизирует собой благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося пришествию Бога — своего Спасителя и Избавителя. Предводители толп народа, ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания и приземленные мысли, которые берут верх над благородной природой человеческой и угнетают ее…».

Насколько мы постоянны в своих «благородных чувствах и возвышенных мыслях»? Знаем ли мы, как много в каждом из нас сопротивного, враждебного им? Не обольщаемся ли мы относительно себя, готовы ли мы к решающим сражениям «невидимой брани»? Что произошло тогда в Иерусалиме — известно, а вот что произойдет в нашем сердце?


Газета «Православная вера» № 05 (601)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/se-car-tvojj-gryadet


(109)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *