27 марта в нынешнем году Православная Церковь празднует Крестопоклонную неделю.
Она всегда празднуется посредине поста. Из алтаря во время воскресного всенощного бдения износится Крест, чтобы верующие могли преклониться перед ним и лобызать его и укрепляться с Божьей помощью дальше проходить спасительно Святую Четыредесятницу.
Приникнем же и мы к великой тайне Страстей Господних – всеисцеляющих и оживотворяющих нас. В данной статье это хочется сделать вот каким способом…
…В церковной гимнографии есть духовное произведение под названием «Канон Честному Кресту». Это молитвословие читается на повечерии в четверг накануне пятницы – дня смерти Спасителя, когда особо поминаются Его страдания. Оканчивается этот канон прекрасной молитвой. Там есть удивительные строки соединения Бога и человека через спасительные Страсти Христовы.
Разберем с Божьей помощью эти строки. К примеру, там говорится о том, чтобы Господь, Которого привязали к столпу и бичевали римские воины, разрешил нас от наших грехов. И чтобы Он терновым венцом увенчанный вынул терния-занозы грехов из наших душ. И чтобы Христос, Которого били по главе тростию, сокрушил голову змия, уязвляющего нас жалом греха. Его перед казнью облекли в багряные одежды, и мы просим Бога, чтобы Он облек нас в светлые покаянные одежды, дабы мы могли войти в рай. Спасителя распяли вместе с разбойниками, и мы в молитве умоляем Господа, чтобы Он Своим Крестом прогнал разбойников-бесов, пытающихся причинить вред нашим душам.
Также в этой молитве есть такие великие и поучительные слова о том, что, подобно тому, как Господа нашего Иисуса Христа пригвоздили ко Кресту гвоздями, чтобы и Он пригвоздил наше сердце к заповедям Божиим, чтобы мы исполняли их. Спасителя вознесли на Кресте над миром. И мы молим Бога о том, чтобы Он вознес наши мысли к небу, чтобы мы помышляли прежде всего о духовном. Богочеловека напоили желчью и оцтом, а мы просим Возлюбленного Спасителя о том, чтобы Он усладил нас любовию Своей и напоил нас, жаждущих, из потока сладости Своей (мне думается, что слова эти прежде всего касаются Таинства Причастия). Далее в молитве чувствуется великое удивление от того, что Всемогущий Бог изволил быть Пригвожденным к грешникам – к роду человеческому. Изволил соединиться со всеми нами. И в молитве испрашивается, чтобы Господь удержал наши ноги от стезей лукавых да грешных. И чтобы Он, Приклонивший голову на Кресте, всегда приклонялся к нам как Отец наш и слышал наши молитвы. Чтобы Господь наш Иисус Христос, прощавший во время распятия Своих мучителей, помог и нам любить врагов наших и прощать их.
И, наконец, чтобы Сын Человеческий, предавший во время Своей смерти дух Свой в руки Богу Отцу, принял и наши души во время нашей смерти, провел бы сквозь мытарства и ввел бы в рай, как кающегося разбойника. И, Снятый со Креста и Положенный во Гроб, чтобы Спаситель вселился в гробы сердец наших.
Припадем же к Честному и Животворящему Кресту, чтобы все это спасительное, и прекрасное, и блаженное случилось с нами! Чтобы и мы, потерпев свое крестоношение, исцелились Крестом Господним и соединились с Возлюбленным Богом.
(31)