Грех исповедан, но продолжает беспокоить совесть: как поступить, нужно ли его исповедовать вторично? В этом вопросе пробует разобраться иерей Андрей Чиженко.
Святые отцы сравнивали грех с сорняком на огороде. А огород, соответственно – с сердцем. Они говорили о том, что борьба с грехом продолжается до смерти человека. Подобно тому, как огород нужно пропалывать постоянно, так же нужно бороться со своими грехами, и в первую очередь частой исповедью.
Здесь, дорогие братья и сестры, хочется сказать, что в священнической практике сталкиваешься с тем, что часто в сознании прихожанина Таинство исповеди неотделимо от Таинства причастия. Человек думает, что ему и на исповедь нужно готовиться также строго, как и для приобщения Святых Христовых Таин, то есть поститься, читать каноны и прочее.
Конечно же, это не так. Все это нужно совершать в процессе подготовки к Таинству причастия; в эту подготовку входит также и Таинство исповеди. Но, если вы хотите исповедаться без причастия, то вам достаточно вспомнить свои грехи, которые мучают душу, и без какой бы то ни было молитвенной и постовой подготовки просто прийти в храм и попросить священника вас исповедовать. Исповедоваться желательно часто – по мере необходимости. Ведь грешим-то мы также часто!
Обычная монашеская практика, например, исповедоваться хотя бы каждую неделю, а если есть потребность, то и чаще.
Вообще святые отцы сравнивали душу часто исповедующегося человека с проточным родником, вода в котором всегда свежая и чистая. А душу человека не исповедующегося – с затхлым болотом с несвежей застойной водой.
Теперь о грехах. Выше мы видели, что святые отцы сравнивали грех с сорняком. Конечно же, есть грехи, которые человек совершил, обжегся и не повторяет более. К примеру, прелюбодеяние, аборт или попытка самоубийства, драка с сильными увечьями, другие тяжелые грехи. Он обжегся, исповедовал этот грех, и с помощью разрешительной молитвы священника Господь снял с него эти грехи. Если человек их не повторял, то данные грехи можно уже не исповедовать. Не будем маловерными, нужно уповать на милосердие Божие и Его всепрощение.
Но, к примеру, если человек не совершал прелюбодеяние, но блудная страсть (он чувствует) еще сильна в нем, то, конечно же, ее нужно исповедовать. Значит, в сердце корень греха остался. И пока он будоражит душу, до тех пор его надо исповедовать. Или, к примеру, человек никого не убил, но осуждал, раздражался и гневался регулярно. Ведь данные страсти – тоже нарушение заповеди «не убий». А мы, к сожалению, их испытываем почти каждый день.
Надо исповедовать не только совершенные дела, но и слова и помыслы, чтобы искоренять грех еще в зародыше, когда он приложился к нашим мыслям или чувствам. Что пишется в 136-м псалме, который еще имеет название «На реках Вавилонских» и часто используется в богослужениях подготовительных недель к Великому посту? Стихи 9 и 10: «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!».
Эти стихи из псалма – призыв для нас к исповеди. Дочь Вавилона – это наше страстное падшее естество, исполненное порока, опустошающее душу, и также бесовские атаки на нас. Младенцы дочери Вавилона – это вражеские, диавольские прилоги, всеваемые сатаной в наше сердце, а также наши личные чувства и мысли, которые сродняются с этими прилогами и начинают расти в нашем сердце сначала младенцами, а потом и крупными зверями. Поэтому страсти нужно искоренять в зародыше. Их нужно разбивать о камень.
Что такое этот камень? Он – Христос. И когда мы припадаем к Нему в Таинстве исповеди и слезами покаяния разбиваем об этот священный камень зародыши своих грехов, то получаем от Господа прощение и исцеление от своих страстей. Получаем блаженство, то есть высшую радость упокоения в Боге.
Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что если мы чувствуем, что грех мысленно и чувственно все еще продолжает ранить нас, то, конечно же, его лучше исповедовать еще раз. Будем также помнить о том, что борьба эта длиться до самой смерти. Только ведь и награда велика! «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).
(70)