Рассказывает протоиерей Владимир Пучков.
Елеосвящение, или Соборование, – Таинство, хорошо известное как верующим, так и не очень церковным людям. Конечно, не оно одно. Нецерковный обыватель, как правило, старается крестить своих детей, не отказывается, когда ему предлагают стать крёстным. Он может венчаться, если того захочет жена или настоят близкие. Обыватель нередко имеет привычку раз в год исповедоваться и причащаться. И тем не менее с пониманием того, что есть то или иное Таинство, да и Таинство вообще, проблемы нередко просматриваются даже у церковных людей. Например, на предварительных беседах с родителями и крёстными ответом на вопрос, зачем нужно крещение, чаще всего тишина. А относительно содержимого евхаристической чаши даже те, кто изредка причащается, могут такого порассказать, что непонятно, в силу чего они считаются православными.
На этом фоне отношение к соборованию выглядит более-менее адекватным. О том, что цель данного Таинства заключается в исцелении человека, неплохо осведомлены все, кто в течение Великого поста стремится собороваться. Правда, исцеление нередко понимается в весьма узком ключе. С одной стороны, это и понятно: так или иначе, редко или часто, серьёзно или не очень, а болеем мы все. О чём же другом думать, когда нездоров? Тем более что в данном конкретном случае о том же заботится и Церковь, несмотря на то, что нынче, не в пример девяностым годам прошлого века, большинство как прихожан, так и захожан успело привыкнуть к мысли о том, что вера и церковность – это не про здоровье и благополучие. Ни то, ни другое, конечно, неплохо, просто вера – о другом. При этом сведение Соборования исключительно к избавлению от недугов было бы профанацией Таинства.
Во-первых, тот факт, что принятие Таинства никак не гарантирует больному выздоровления, не вызывает абсолютно никаких недоумений в церковной среде. Во-вторых, в Церкви нет никаких ограничений на участие в Елеосвящении здоровых людей (аргумент, что абсолютно здоровых людей не бывает в принципе, я здесь не то чтобы рассматривать, а даже упоминать не стану, поскольку принятие его на веру до такой степени размывает рамки таких понятий, как болезнь и здоровье, что дальнейший разговор становится бессмысленным).
Итак, что следует подразумевать под исцелением? Ни для кого не секрет, что грехопадение человека лишило как его самого, так и мир в целом первозданной целостности. Явственнее всего отсутствие целостности проявляется в том, как в существовании мира проявляется цикличность жизни. В процессе творения Бог заложил в первозданную материю некий жизненный потенциал. «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2), – говорит нам Писание. По мысли святителя Василия Великого, слово «носился» означает здесь «согревал и оживотворял». Таким образом, будучи заложенным изначально, этот потенциал призван обеспечивать цикличность жизни в мире. Смерть, вошедшая в мир вследствие грехопадения Адама, будучи невластной над цикличностью жизни, всё же извратила первозданную гармонию, став частью жизненного цикла. Так жизнь стала причиной смерти: съедает ли волк козу, уничтожает ли человек лесонасаждения, умирает ли сам человек, например, от инфекции, вызываемой вирусом – формой жизни или онкологии (раковые клетки являются собственными клетками организма), так или иначе жизнь уничтожается жизнью. Как ни парадоксально, жизнью будет даже тление, поскольку разложение является деятельностью гнилостных бактерий – опять-таки формы жизни. Жизнь фактически находится в конфликте с жизнью.
На уровне человеческого естества отсутствие целостности замечательно выражает апостол Павел в Послании к Римлянам: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Таким образом, лишённый естественной целостности как на уровне собственного естества, так и на уровне мира в целом, человек превратился в страдающее существо. И его страдание, никак не будучи необходимым, стало вместе с тем неизбежным. И проявляется оно, помимо всего прочего, в болезни. Однако простое излечение, пусть даже от серьёзного недуга, пусть даже свершившееся чудом, не может не быть временным, поскольку «смерть и время царят на земле». Следовательно, Церковь не видит цели Таинства Елеосвящения только в телесном исцелении. Потому что исцеляется человек, не избавляясь от страдания, а преображаясь в нём. Зачастую ведь только страдание и нужно для того, чтобы человек сумел остановиться в той гонке, в которую он превращает собственную жизнь. Перестал спешить, изменил приоритеты, снизил градус суеты, сумел раскрыть себя в Боге. Правильно воспринятое страдание способно полностью изменить, преобразить человека. И когда, посредством страдания, человек побеждает в себе зло, превозмогает грех, он одерживает победу, посильно приближаясь к той первозданной целостности, которая была утрачена прародителями. Освятить эту победу, это преображение и призвано Таинство Елеосвящения. И это освящение совершается независимо от того, выздоровел ли человек от конкретной болезни или нет. Это освящение одинаково актуально и важно как для больного, так и для здорового телом.
В этом заключается подлинное исцеление человека, исцеление, как понимает его Церковь. К такому исцелению призван человек, и именно оно является целью Таинства Елеосвящения. В этом важность и значимость Соборования. Без преувеличения – главное чудо Таинства.
Хотим напомнить вам, что в Киево-Печерской Лавре началось совершение соборования, по ссылке вы можете узнать расписание совершения Таинства Соборования в 2021 году.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/tainstvo-eleosvyashcheniya-soborovaniya-v-chem-ego-smysl
Другие материалы на сайте о соборовании (елеосвящении) смотрите в рубрике Церковь и таинства → Елеосвящение.
(46)