Ныне все чаще приходится слышать, мол, не надо строго поститься, главное – не мяса не есть, а ближнего. Люди, немного знакомые с историей Церкви, в своих рассуждениях о бесполезности поста идут еще дальше и говорят, что многодневные посты придумали монахи, следовательно, мирянам, которые в большинстве загружены физическим трудом, так много поститься нельзя.
На первый взгляд, аргументация людей, придерживающихся либеральных взглядов на пост, довольно убедительная. Разве не бывает так, что человек усердно постится, тщательно изучает, присутствует ли молоко в составе печенья, которым его угощают, но в то же время может быть грубым и невоздержанным по отношению к домашним и коллегам по работе, часами просиживать в интернете, рассматривая неприличные изображения.
Действительно, в монастыре, где все братья добровольно подчинены определенному Уставу, поститься намного легче, чем в мирских условиях. Напротив, в больших семьях не все могут и хотят соблюдать постный устав, а потому на хозяйку дома во время поста при готовке пищи ложится двойная нагрузка: нужно приготовить пищу и постную, и скоромную, что существенно увеличивает время труда и количество затрат. Также непросто поститься тем людям, которые каждый день выполняют тяжелую физическую работу или серьезно болеют.
Как определиться? Большинство все-таки выбирает для себя легкий путь, сводя пост к минимуму, или совсем не постится. Известно, что западные христиане почти полностью упразднили телесный пост и главный упор делают на его духовную составляющую. При этом они оправдывают себя словами святого пророка Исаии: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:6–8).
Невозможно не согласиться со святым Исаией, который почти за тысячелетие в точности пророчествовал о рождении, страдании и воскресении Христа Спасителя. Проблема лишь в том, что очень часто каждый из нас вместе со святым апостолом Павлом может признаться: «Закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:14–24).
В то же время вместо того чтобы, подобно апостолу, раскаяться в своей греховности и приложить все усилия для искоренения её, мы склонны по-всякому оправдывать себя и обвинять в своих неудачах других людей – домашних, соседей, начальников, политиков и т. д. В результате получается, как в басне И. Крылова «Лебедь, щука и рак» – «воз и ныне там», то есть не происходит никакого духовного роста, ибо мы неправильно определили цель своей жизни: вместо концентрирования всех сил души – воли, сердца и чувства – на изменении себя мы пытаемся трансформировать окружающий нас мир.
Если при таком бедственном духовном положении мы игнорируем пост, то окончательно загоняем себя в тупик, из которого нет никакого выхода. Как свидетельствует опыт многих поколений христиан, лишь пост способен нас окрылить и помочь нам подняться над всеми проблемами, чтобы с высоты духа нелицемерно и правильно оценить свои возможности, выделить и укрепить в нашей жизни необходимое и отбросить второстепенное. То есть пост помогает посмотреть на себя как бы со стороны и правильно оценить ситуацию.
Еще пост дает возможность снять с лица маску, которую мы надеваем в зависимости от ситуации и окружающих нас людей. То мы притворяемся милосердными, то строгими, то образованными; то мы вынужденно улыбаемся и высказываем свое одобрение, а в душе таим злобу и ненависть. Пост позволяет стать самим собой и, кроме того, открывает для нас перспективу не казаться, а быть по-настоящему добрыми, искренними, щедрыми, любящими и любимыми.
Тот, кто отказывается от поста, пресекает возможность правильного духовного роста и обрекает на жалкое, преисполненное бесконечных дрязг со своими ближними существование.
Неумеренные плотские удовольствия могут утешить лишь временно, ибо они стремительно сокращают нашу земную жизнь и обрекают на мучения в жизни будущей. Воздержание же душевных и телесных чувств при кратковременной скорби и неудобствах дарует нам возможность насладиться подлинной духовной радостью в этой жизни и перенести её в жизнь вечную. Грядущий Рождественский пост, если мы проведем его нелицемерно, поможет нам подготовить ясли нашей души, хоть и скудные добродетелями, для вмещения самого дорогого – Христа.
Источник: http://pravlife.org/content/dlya-chego-nuzhno-postitsya
(94)