На вопросы читателей газеты «Православная вера» и посетителей портала «Православное Поволжье» отвечает клирик храма святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова священник Василий Куценко.
— Два года назад я воцерковилась. Один священник предложил стать моим духовником. Но на исповедь к нему ходить не получалось, и чаще я исповедовалась у другого священника. Однажды все же я попала на исповедь к первому священнику, но разговор получился с моей стороны очень неискренний, да и я больше привыкла исповедоваться у другого батюшки, тем более многое о своей жизни ему рассказала. Как мне теперь быть: поговорить с первым священником и объяснить ему ситуацию? Не получится ли, что я намеренно отказалась от духовника? Знаю, что прежде всего мы идем в Церкви ко Христу, а не к священнику, но все же меня это очень беспокоит. Ангелина
— Ангелина, если Вы чувствуете, что духовно ближе второй священник, то можно продолжать исповедоваться и советоваться по духовным вопросам у него. Намеренного «отказа от духовника» лично я здесь не вижу. Бывает так, что человек долгое время исповедуется у одного священника, считает его своим духовником, но затем по каким-либо причинам приходится духовника «сменить». Причины могут быть самые разные, например, смена места жительства, когда уже нет возможности регулярно исповедоваться у духовника. Бывают и другие ситуации. В духовной жизни мы прежде всего должны ориентироваться на Евангелие. Если человек чувствует, что советы духовника расходятся с евангельским словом, то духовное окормление у такого священника лучше прекратить.
Конечно, лучше поговорить с первым священником и объяснить ему ситуацию. Ведь главное, что Вы остаетесь в Церкви и продолжаете участвовать в таинствах Исповеди и Причастия. Будет хуже, если из-за смущения по поводу того, к какому священнику ходить, Вы вообще перестанете исповедоваться. И Вы очень правильно написали, что для христианина на первом месте Господь, и именно Он невидимо стоит у исповедального аналоя и принимает исповедь.
— Мне очень тяжело преодолеть некоторые грехи. Я даже давала в храме обещание Богу, что не буду больше грешить. Но все равно грех повторялся. Я исповедовалась, какое-то время было легче, но потом начали приходить мысли об этом грехе, и я снова согрешила. Даже не знаю, как бороться дальше. Чувствую, что обманываю Бога. Что мне делать? Светлана
— Светлана, прежде всего, не нужно отчаиваться и унывать. Давайте вспомним слова апостола Павла: Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 21–24). Как физические болезни нередко требуют долгого лечения, соблюдения определенных правил и приема порой не самых приятных препаратов, так и в духовной жизни: часто мы становимся пленниками своих страстей, и нужен сугубый духовный труд, чтобы разорвать эти узы. И самое важное — это надежда на помощь Божию. Возьмите за правило регулярно исповедоваться и причащаться. Ведь без участия в этих таинствах невозможна духовная жизнь для христианина. Старайтесь более строго себя контролировать — избегать ситуаций, когда может возникнуть соблазн совершить грех. Как можно усерднее и искреннее молитесь. Обязательно добавляйте к молитвенному правилу свои личные слова, которые хотели бы сказать Господу.
И еще, я думаю, не следует давать обещаний. Ведь став христианами, мы уже дали обещание Богу доброй совести (1 Пет. 3, 21). Духовное усердие, искренность покаяния и желание измениться — вот лучший дар Богу, который мы можем принести.
— Можно ли утреннее и вечернее молитвенное правило иногда заменять Иисусовой молитвой? Бывает, что утром не хватает времени остановиться на молитву. А вечером от усталости нет благоговейного состояния и искренности — только вычитка. Чувствую свое лицемерие перед Господом и не могу молиться. Но Иисусову молитву стараюсь читать всякий раз. Ирина
— Ирина, святитель Феофан Затворник благословлял своим духовным чадам сокращать молитвенное правило, если по усталости или другим причинам на него не остается времени. При этом святитель советовал предельно сосредоточиться на тех молитвах, прочитать которые человек в силах. Чтобы не заниматься «вычиткой», можно ограничиться, например, чтением начальных молитв и тропарей «Восставше от сна» утром и начальными молитвами с тропарями «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» вечером, но приложить к этому максимум духовных усилий. Наверное, в какие-то дни можно ограничиться и чтением Иисусовой молитвы. Но, возвращаясь к духовным наставлениям святителя Феофана, следует помнить, что когда есть силы и время, то нужно совершить молитвенное правило полностью.
— У меня проблемы в общении с людьми, даже боюсь предложить кому-то помощь. Друзей нет. Не знаю, что делать. Может быть, дело в гордыне? Как мне преодолеть страх и скованность? Елена
— Здравствуйте, Елена. У апостола Иоанна Богослова есть очень глубокие и важные слова: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение (1 Ин. 4, 18). Действительно, боязнь чего-то доставляет человеку неудобство, неуверенность и страдания. Часто мы можем просто страшиться неизвестности — что будет завтра? Боимся принять важное решение, которого так или иначе нельзя избежать. Господь говорит нам: не бойтесь! Эти слова можно много раз встретить в Евангелии.
Доверие и любовь к Богу — вот главные средства, которые могут помочь человеку преодолеть страх. Но сначала нужно попробовать разобраться, откуда этот страх возник. Ведь причины могут быть самые разные. Конечно, гордыня, если дело действительно в ней, тоже препятствует общению и взаимности. Но я бы посоветовал Вам обсудить это в личной беседе со священником и, если есть такая возможность, с психологом. Священник может помочь в духовной стороне вопроса, психолог — увидеть проблемы, которые могут влиять на Ваше состояние.
— Очень волнует вопрос: прощаются ли душевнобольным людям грехи, совершенные неосознанно, по причине болезни? Сергей
— Сергей, в разрешительной молитве, которую священник читает в конце исповеди, есть такие слова: «…прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Речь идет о прощении всех грехов. Не только тех, которые человек перечислил или вспомнил, но всех вообще. И сам смысл покаяния ни в коем случае не сводится к перечислению грехов перед священником (важно помнить, что перед исповедальным аналоем Сам «Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое»), а в искреннем внутреннем сокрушении о грехах, их осознании и желании измениться. Если человек осознаёт, что у него есть грехи, совершенные неосознанно, и, понимая это, просит прощения у Господа и помощи в духовной жизни, не нужно сомневаться в том, что и такие грехи прощаются.
Есть и еще один важный момент. В пастырской практике принято учитывать возраст, духовное и душевное состояние человека, приходящего на исповедь. Поэтому священник не будет требовать от человека с душевным заболеванием такой же исповеди, как от человека здорового, отдающего отчет в своих поступках.
— У меня очень сложные отношения со свекровью. Сейчас практически не общаюсь с ней. Пыталась говорить с мужем на эту тему, но он или не придает значения, или защищает ее. Понимаю, что в идеале нужно примириться, даже после всего, что она мне сделала, но свекровь не хочет или не может искренне попросить прощения. Да и не знаю, нужно ли вообще восстанавливать отношения. Что мне делать в такой ситуации?
— Плохие отношения между родственниками — не редкость сейчас. Не подумайте, что я пытаюсь свести Вашу ситуацию к обычному «делу житейскому», на которое не стоит обращать внимания. Даже из текста вопроса видны Ваши переживания и желание примириться. Как священник я бы дал такой совет: молитесь за маму Вашего супруга. Ведь в Евангелии Господь именно так и говорит: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 44–45).
И еще очень важно не отвечать обидой на обиду. Господь призывает нас к взаимной любви. И если мы, верующие, потеряем эту любовь, то что же останется другим? Давайте вспомним и другие слова из Евангелия от Матфея: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5, 13).
Восстанавливать отношения или нет — не самый простой вопрос. Думаю, что начать нужно с того, чтобы просто не обижаться на человека и относиться с терпением. Для этого и нужна молитва. Молитва за свекровь и за саму себя. Дай Бог, чтобы в Вашей семье все наладилось и изменилось в лучшую сторону.
Газета «Православная вера», № 02 (694), январь 2022 г.
Иерей Василий Куценко
Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-svyashhenniku.-novye-otvety29012022
(17)