Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых праотец (проповеди)

13 \ 26 декабря в 2021 году

Утр. — Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. Лит. — Кол., 257 зач., III, 4-11 (Недели 29-й)Лк., 76 зач., XIV, 16-24 (Недели 28-й). Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 106 зач., XXI, 12-19.

Неделя Святых Праотец

Се­го­дня – «Неде­ля свя­тых праотец (пра­от­цов)». Празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся в пред­по­след­нее вос­кре­се­нье пе­ред Рож­де­ством Хри­сто­вым, по­это­му фик­си­ро­ван­ной да­ты у него нет. В это вос­кре­се­нье за бо­го­слу­же­ни­ем Пра­во­слав­ная Цер­ковь вос­по­ми­на­ет всех древ­них ро­до­на­чаль­ни­ков (по-гре­че­ски пат­ри­ар­хов) бо­го­из­бран­но­го на­ро­да и их по­том­ков – от Ада­ма до Иоси­фа Об­руч­ни­ка, «юри­ди­че­ско­го» от­ца Мес­сии. Здесь пред на­ми сим­во­ли­че­ски пред­ста­ёт вся ис­то­рия до­хри­сти­ан­ско­го че­ло­ве­че­ства! В бес­ко­неч­ном пе­речне имён осо­бо вы­де­ля­ют­ся вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки – лю­ди «про­по­ве­дав­шие Хри­ста», то есть го­то­вив­шие лю­дей к при­ня­тию Мес­сии, впро­чем, как и все биб­лей­ские пра­вед­ни­ки, движи­мые мес­си­ан­ским ожи­да­ни­ем.

Апо­столь­ское и еван­гель­ское ли­тур­гий­ные чте­ния на пер­вый взгляд не име­ют пря­мо­го от­но­ше­ния к те­ме бу­ду­ще­го празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва. Это не со­всем так: они сим­во­ли­че­ски, но до­ста­точ­но яс­но ука­зы­ва­ют, ка­ки­ми ка­че­ства­ми долж­ны об­ла­дать хри­сти­ане, же­ла­ю­щие до­стой­но встре­тить рож­да­ю­ще­го­ся Бо­гом­ла­ден­ца.

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Кол.3:4-11 – За­ча­ло 257)

[Пре­об­ра­же­ние в но­во­го че­ло­ве­ка]

[Бра­тья,] ко­гда бу­дет яв­лен Хри­стос, жизнь ва­ша, то­гда бу­де­те яв­ле­ны и вы с Ним во сла­ве.

Итак, умерт­ви­те по­ро­ки, дей­ству­ю­щие в чле­нах ва­ше­го зем­но­го те­ла: блуд, нечи­сто­ту, страсть[1], дур­ные вле­че­ния и ко­ры­сто­лю­бие[2], ко­то­рое есть идо­ло­слу­же­ние, – за это при­хо­дит гнев Бо­жий. В них и вы неко­гда пре­бы­ва­ли[3], ко­гда так жи­ли. Те­перь же со­вле­ки­те[4] с се­бя всё [это]: гнев, ярость, зло­бу, ху­лу, сквер­но­сло­вие [ис­хо­дя­щее из] ва­ших уст. Не лги­те же друг дру­гу вы, со­влёк­шие с се­бя вет­хо­го че­ло­ве­ка с его де­ла­ми, и об­лёк­ши­е­ся в но­во­го, об­нов­ля­е­мо­го (или: пре­об­ра­жа­е­мо­го) для выс­ше­го зна­ния, по об­ра­зу[5] Со­тво­рив­ше­го его. Здесь уже нет ни эл­ли­на и иудея, ни об­ре­за­ния и необ­ре­за­ния, ни вар­ва­ра, ски­фа, ра­ба, сво­бод­но­го; но всё и во всех (или: во всём) – Хри­стос.


При­ме­ча­ния к апо­столь­ско­му чте­нию

[1] Греч. патхос, в позд­нем про­из­но­ше­нии пафос – озна­ча­ет всё, что че­ло­век пре­тер­пе­ва­ет или ис­пы­ты­ва­ет; здесь име­ют­ся в ви­ду необуз­дан­ные стра­сти, некон­тро­ли­ру­е­мые аф­фек­ты.

[2] Греч. плео­нексиа – букв. «при­об­ре­те­ние из­лиш­ков» (сверх необ­хо­ди­мо­го для жиз­ни), без­удерж­ное на­ко­пи­тель­ство; жад­ность.

[3] Букв. «в ко­то­рых и вы неко­гда хо­ди­ли», т. е. бы­ли в пле­ну у этих дур­ных на­клон­но­стей.

[4] Греч. апо-титхе­ми – сла­гать, остав­лять, сни­мать (одеж­ду) и др. Здесь об­раз­ное вы­ра­же­ние: апо­стол Па­вел пред­ла­га­ет сбро­сить с се­бя вет­хо­за­вет­ную «одеж­ду злых чувств» и на­деть одеж­ду чи­сто­ты, ко­то­рую да­ро­вал всем нам Хри­стос, – т. е. пе­ре­ме­нить свое со­зна­ние, внут­ренне стать но­вым че­ло­ве­ком; об этом он и го­во­рит да­лее.

[5] Т. е. по об­ра­зу Хри­ста, Ко­то­рый есть ис­тин­ный Об­раз Бо­жий; здесь че­ло­ве­че­ско­му гнози­су (зна­нию) про­ти­во­по­став­ля­ет­ся эпигно­сис (выс­шее зна­ние) во Хри­сте. В этом но­вом со­сто­я­нии че­ло­ве­ку от­кры­ва­ет­ся чу­до еди­не­ния всех лю­дей во Хри­сте (Но­вом Ада­ме; см. 1Кор.15:45-49) и упразд­не­ние раз­де­ле­ний по эт­ни­че­ско­му или со­ци­аль­но­му при­зна­ку.


Юрий Ру­бан

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Лк.14:16-24 – За­ча­ло 76)

[Прит­ча о зва­ных на ве­че­рю]

[Рас­ска­зал Гос­подь прит­чу:] «Некто устра­и­вал ве­ли­кий пир и со­звал мно­же­ство го­стей. А ко­гда при­шел час пи­ра, по­слал он слу­гу ска­зать го­стям: «При­хо­ди­те, всё уже го­то­во». И при­ня­лись го­сти, все как один, от­го­ва­ри­вать­ся. Пер­вый ска­зал ему: «Я ку­пил по­ле, и мне необ­хо­ди­мо пой­ти осмот­реть его; уж ты из­ви­ни ме­ня!» И дру­гой ска­зал: «Я ку­пил пять упря­жек во­лов и пой­ду по­смот­рю, ка­ко­вы они в де­ле; уж ты из­ви­ни ме­ня!» Ещё один ска­зал: «Я же­нюсь и по­то­му прид­ти не мо­гу!» И слу­га, вер­нув­шись, до­ло­жил всё это сво­е­му гос­по­ди­ну. То­гда хо­зя­ин до­ма, при­дя в гнев, ска­зал сво­е­му слу­ге: «Сту­пай сей­час же в го­род, на ули­цы и в за­ко­ул­ки, и при­ве­ди сю­да убо­гих, и ка­лек, и слеп­цов, и хро­мых!» И ска­зал слу­га: «Гос­по­дин мой, при­ка­за­ние твоё ис­пол­не­но, и ме­сто ещё есть». И гос­по­дин ска­зал слу­ге: «Вый­ди на до­ро­ги и к из­го­ро­дям и си­лой за­ставь лю­дей вой­ти, чтобы дом мой на­пол­нил­ся. Го­во­рю же вам, что ни­кто из тех, кто был зван, не бу­дет вку­шать за мо­им пир­ше­ством, [ибо мно­го зва­ных, но ма­ло из­бран­ных(*)]»».


(*) При­ме­ча­ние. В на­уч­ном из­да­нии гре­че­ско­го тек­ста Но­во­го За­ве­та и в пе­ре­во­де под ре­дак­ци­ей епи­ско­па Кас­си­а­на (Без­об­ра­зо­ва) эти сло­ва (в квад­рат­ных скоб­ках) от­сут­ству­ют; они чи­та­ют­ся в Еван­ге­лии от Мат­фея (Мф.22:14) и во­шли в эту прит­чу яв­но «по ана­ло­гии».


Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний (Блум)

Прит­ча о зва­ных на ве­че­рю

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

Се­го­дняш­нее еван­гель­ское чте­ние за­вер­ша­ет­ся очень страш­ны­ми сло­ва­ми: «Мно­го зва­ных, но ма­ло из­бран­ных!» По­че­му?

Гос­подь, со­тво­рив­ший наш мир для то­го, чтобы по­де­лить­ся с ним веч­ной, Бо­же­ствен­ной ра­до­стью, встре­ча­ет­ся, од­на­ко, в этом ми­ре с хо­лод­ным от­ка­зом. Он при­зы­ва­ет всех – но из­бра­ние за­ви­сит от нас. Он всех со­тво­рил лю­бо­вью для ра­до­сти и веч­ной жиз­ни – но мы долж­ны от­ве­тить лю­бо­вью на лю­бовь и вой­ти в ту ра­дость, ко­то­рую нам пред­ла­га­ет Гос­подь. При этом кар­ти­на, от­кры­ва­ю­ща­я­ся нам в Еван­ге­лии, – очень про­ста и очень точ­но опи­сы­ва­ет все со­сто­я­ния на­шей ду­ши, все при­чи­ны, по ко­то­рым нам нет вре­ме­ни на Бо­га и нет ин­те­ре­са к Веч­но­сти.

Гос­подь при­го­то­вил пир ве­ры, пир веч­но­сти, пир люб­ви, и по­сы­ла­ет сво­е­го слу­гу за те­ми, ко­го Он дав­но пре­ду­пре­дил, что бу­дет та­кой пир и что они долж­ны быть к нему го­то­вы.

Но один от­ве­ча­ет: «Я ку­пил кло­чок зем­ли, на­до мне его обо­зреть, на­до мне им овла­деть; ведь зем­ля – моя ро­ди­на; на зем­ле я ро­дил­ся, на зем­ле жи­ву, в зем­лю же ля­гу ко­стьми, как мне не по­за­бо­тить­ся о том, чтобы хоть ка­кой-то кло­чок этой зем­ли был мой? Небо – Бо­жие, а зем­ля пусть бу­дет моя…» Раз­ве и мы не так по­сту­па­ем, раз­ве не ста­ра­ем­ся уко­ре­нить­ся на зем­ле так, чтобы уже ни­что нас не по­ко­ле­ба­ло, обес­пе­чить се­бя зем­лей и на зем­ле? И ду­ма­ем, что вот-вот обес­пе­чим се­бя; что при­дет вре­мя, ко­гда всё зем­ное бу­дет сде­ла­но, а то­гда уже бу­дет вре­мя по­ду­мать о Бо­ге.

Дру­гой зва­ный от­ве­тил: «Я ку­пил пять пар во­лов, на­до их ис­пы­тать». У нас есть за­да­ние на зем­ле, у нас есть ра­бо­та, мы не мо­жем оста­вать­ся без де­ла; ма­ло при­над­ле­жать зем­ле – на­до при­не­сти плод, на­до за со­бой оста­вить след. Нам неко­гда пи­ро­вать в Цар­стве Бо­жи­ем, оно слиш­ком ра­но при­хо­дит со сво­им при­зы­вом к веч­ной жиз­ни, к со­зер­ца­нию Бо­га, к ра­до­сти вза­им­ной люб­ви, – на­до на зем­ле что-то ещё за­кон­чить… А ко­гда все бу­дет сде­ла­но, ко­гда оста­нут­ся для Бо­га толь­ко жал­кие остат­ки че­ло­ве­че­ско­го ума, те­ла, сил, спо­соб­но­стей, – то­гда уж пусть Он Се­бе бе­рет то, чтооста­нет­ся от зем­ли. А сей­час де­ло идет о зем­ле – род­ной, сво­ей, ко­то­рая при­но­сит плод, на ко­то­рой на­до оста­вить веч­ный след… Как буд­то что-ни­будь оста­нет­ся от нас через од­но-дру­гое де­ся­ти­ле­тие по­сле на­шей смер­ти!

И к тре­тье­му по­сы­ла­ет Гос­подь, а он Ему от­ве­ча­ет: «В мою жизнь во­шла зем­ная лю­бовь, я же­нил­ся, – неуже­ли мне от­ры­вать­ся от этой люб­ви, чтобы всту­пить в цар­ство дру­гой люб­ви?.. Да, ко­неч­но, небес­ная лю­бовь про­стор­ней, глуб­же охва­ты­ва­ет всех… Но я не хо­чу этой все­объ­ем­лю­щей люб­ви, я хо­чу лич­ной лас­ки! Я хо­чу од­но­го че­ло­ве­ка лю­бить так, чтобы ни­кто и ни­что на зем­ле не зна­чи­ло бы столь­ко, сколь­ко зна­чит для ме­ня этот че­ло­век. Мне недо­суг те­перь всту­пать в веч­ные чер­то­ги: там лю­бовь без­гра­нич­ная, все­объ­ем­лю­щая, веч­ная, Бо­жия, – а здесь лю­бовь по мас­шта­бу мо­е­го че­ло­ве­че­ско­го серд­ца. По­это­му оставь ме­ня, Гос­по­ди, на­сла­дить­ся мо­ей зем­ной лю­бо­вью, а ко­гда ни­че­го боль­ше не оста­нет­ся, то­гда при­ми ме­ня в чер­то­ги Тво­ей люб­ви…»

Так мы и по­сту­па­ем: мы се­бе на зем­ле на­хо­дим труд та­кой неот­лож­ный, что для Бо­жье­го де­ла, для жиз­ни с Бо­гом вре­ме­ни нет. И мы та­кую лю­бовь на­хо­дим се­бе на зем­ле, что до Бо­жьей люб­ви нам нет де­ла. «Вот при­дёт смерть – то­гда успе­ем», – это всё тот же от­вет на Бо­жью лю­бовь.

Хри­стос го­во­рит: «При­идите ко Мне, все труж­да­ю­щи­е­ся и обре­ме­нен­ные, и Я упо­кою вас…». То есть дам вам всё, дам лю­бовь: встре­ти­тесь вы, лю­ди Бо­жии, ли­цом к ли­цу, – не так, как на зем­ле, ту­ман­но друг дру­га ви­дя, не по­ни­мая друг дру­га, недо­уме­вая, раня один дру­го­го. Вста­не­те в Цар­стве Бо­жи­ем – и всё бу­дет про­зрач­но: и по­ни­ма­ние ума, и веде­ние серд­ца, и стрем­ле­ние во­ли, и лю­бовь; всё бу­дет, как хру­сталь, яс­но… А мы от­ве­ча­ем: «Нет, Гос­по­ди, на это бу­дет своё вре­мя: дай ис­чер­пать зем­лю, на ко­то­рой мы жи­вем…». И чер­па­ем, и жи­вём, и кон­ча­ет­ся тем, что, по сло­ву Бо­жию, дав нам всё, что она толь­ко мог­ла дать, зем­ля об­рат­но бе­рет всё, что она са­ма да­ла и что Гос­подь дал: «Ты – зем­ля, и в зем­лю отой­дёшь…». И то­гда куп­лен­ное по­ле ока­зы­ва­ет­ся мо­гиль­ным по­лем; то­гда труд, ко­то­рый ото­рвал нас от Бо­га, от жи­вых от­но­ше­ний с людь­ми, от жи­во­го об­ще­ния с Бо­гом, рас­се­и­ва­ет­ся да­же и в па­мя­ти лю­дей; то­гда зем­ная лю­бовь, ко­то­рая ка­за­лась та­кой ве­ли­кой, пред­станет нам в веч­но­сти уз­кой тю­рем­ной ке­льей… И ра­ди все­го это­го мы ска­за­ли Бо­гу: «Нет! Не Те­бя, Гос­по­ди, – а зем­лю, труд, зем­ную лю­бовь мы хо­тим пе­ре­жить до кон­ца!»

Ма­ло из­бран­ных не по­то­му, что Бог стро­го вы­би­ра­ет, не по­то­му, что Он ма­ло ко­го на­хо­дит до­стой­ным Се­бя; а по­то­му, что ма­ло кто на­хо­дит Бо­га до­стой­ным то­го, чтобы по­сту­пить­ся клоч­ком зем­ли, ча­сом тру­да, мгно­ве­ни­ем лас­ки… Мно­го при­зван­ных, – то есть все мы при­зва­ны, но кто же из нас от­зо­вёт­ся? А ведь до­ста­точ­но на лю­бовь от­ве­тить лю­бо­вью, чтобы вой­ти в пир веч­но­сти, в жизнь веч­ную. Неуже­ли мы не от­ве­тим на Бо­жию лю­бовь од­ним лишь сло­вом: «Люб­лю Те­бя, Гос­по­ди!» Аминь.

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

Неделя 28-я. О утраченной возможности 

Лк.14:16-24.

Однажды, когда Господь Иисус Христос был на обеде «у одного из начальников фарисейских», «некто из возлежащих с Ним» «благочестиво» вздохнул: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!». Господь же по этому поводу рассказал притчу, как «один человек сделал большой ужин». Сначала он позвал желанных и достойных. Но они «все, как бы сговорившись», стали «извиняться», ссылаясь на важные, неотложные дела. Зачем им куда-то идти: у них и так все есть, они независимы и самодостаточны, у них и свой ужин не хуже. И теперь хозяин велит собрать действительно нуждающихся – «нищих, увечных, хромых и слепых», которые сразу согласились, и «наполнился дом» его.

Ну а что ожидает тех, кто отказался придти? На первый взгляд – ничего особенного: просто, как сказал хозяин, «никто из тех званных не вкусит моего ужина». И всего-то. А Матфей излагает эту притчу более сурово. У него на вечерю звал не кто-нибудь, а царь. И званные не просто отказались, но оскорбили и убили посланников. Царь же на это «разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их». А тот, кто оказался на пиру не в брачной одежде, был связан и выброшен «во тьму внешнюю», где «плач и скрежет зубов».

И Матфей не противоречит Луке. Просто вот это и означает – не вкусить вечери Господней, не вкусить хлеба в Царствии Божием. Ведь и сотворил нас Бог для того, чтобы мы разделили с Ним трапезу Его радости, были бы причастниками Его блаженной жизни. Принявший приглашение Владыки воскликнет: Благодарю «Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его в прощение грехов»!

А мы-то гадаем, в чем смысл жизни, и в чем наше назначение! Мы думаем, что есть нечто большее, чем собственно сама жизнь. Только не эту жизнь, полную страданий и смерти, дал нам Бог. Эту жизнь мы сами себе придумали, и поэтому в ней, действительно, все не то и не так. И когда мы вдруг это поймем, то поймем, и какая печаль таится в этих словах: «Сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит Моего ужина»…

Это звучит страшнее, чем у Матфея. Как иногда человек к концу жизни вдруг осознает: «а счастье было так возможно, так близко»!.. Но с чем сравнить эту утрату: не вкусить ужина Господня. Оскорбить и убить его посланников; отвергнуть Его любовь, Его простоту, Его крестный труд, затраченный для твоего утешения!

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Неделя 28. Притча о званных на вечерю

Выслушайте слова св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные им в его великом Апокалипсисе: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» (Апок. 19, 6–9).

Блаженны званные на брачную вечерю Агнца.

Об этой брачной вечере сказал Господь свою великую притчу о званных на вечерю, которую слышали вы в нынешнем евангельском чтении.

Евангелист Лука говорит, что некоторый человек устроил вечерю великую, а апостол Матфей иначе говорит о том же самом: «Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего…» (Мф. 22, 2).

Вот то, что говорит Матфей, чрезвычайно близко подходит к словам апостола Иоанна Богослова, которые читал я вам сейчас в Апокалипсисе.

Эта вечеря была именно брачный пир Сына Божия, а Сам Бог Отец устроил эту великую вечерю. Что же дальше слышим мы?

Были заколоты тельцы, овны, все было приготовлено для брачного пира Сына Божия, Которого скрыл Лука под видом некоторого человека.

И когда все было готово, когда настало время ужина, послал он раба сказать званным: «Идите, ибо уже все готово».

Заранее были приглашены, были заранее званы на брачный пир некоторые избранные.

Кто были эти избранные, кого первых звал Господь на брачную вечерю Сына Своего?

Это были вожди народа израильского, это были учители его – первосвященники, книжники, фарисеи, члены синедриона, старейшины народа – их в первую очередь звал Господь на пир Свой.

Он даже не ограничился однократным приглашением: когда все было готово к пиру, Он опять послал раба сказать, что все готово, идите, идите на пир.

И как ответили эти избранные, эти вожди народа израильского?

«И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти и посмотреть ее; прошу тебя, извини меня».

А по-славянски сказано гораздо лучше: «Молю тя, имей мя отречена», – отрекаюсь от твоей вечери.

Он купил землю и поэтому считал совсем неинтересным брачный пир Христов, вечерю Сына Божия. Ему дороже была земля, купленная им, ибо только на земное возложил он все свое упование, только к земному обратил сердце свое, только к земным благам направлены все стремления его, все помыслы, а потому не хочет он никакой вечери в царстве Божием, она ему неинтересна, важнее та земля, которую купил.

«Другой сказал: Я купил пять пар волов и иду испытать их; молю тя имей мя отречена».

Он купил пять пар волов, значит, не был бедным человеком: он был богат, и из-за этих пяти пар волов отказался от вечери в царстве Божием.

О, окаянный любостяжатель! О несчастный, привязанный всем сердцем только к богатству, только к благам земным.

Знаем, знаем мы, что кто вступит раз на путь любостяжания, никогда не сходит с него, ибо любостяжание всецело овладевает сердцем человека, делает сердце это ничем ненасытимым, ибо чем больше приобретает человек, тем больше разгорается его страсть к приобретениям, тем ненасытимее хочет он новых богатств.

«Третий сказал: я женился; и потому не могу прийти».

Первые два все-таки извинялись, а этот даже не извинился, он просто и грубо говорит: не нужна мне твоя вечеря. Я женился, мне предстоят брачные утехи, которые мне гораздо дороже твоей вечери. Имей мя отречена.

Опять человек, преданный всем сердцем земному.

«И возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место».

Кто эти слепые, хромые, нищие и убогие, которых собирал хозяин вечери по улицам города?

Это те, о которых говорит апостол Павел в послании Коринфянам: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и униженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1Кор. 1, 27–29).

Это были нищие и телом, и духом, это были смиренные, простые люди, которые не кичились своей мудростью, ибо книжной мудрости не имели, были необразованными людьми.

А ведь вы же знаете, что Своих святых апостолов Господь Иисус Христос избрал именно из таких, из ничего не знающих от науки, от мудрости человеческой, простых рыбарей. Потом еще 70 избрал.

Они из тех, которые ходили за Ним, а ходили толпы людей, совсем иначе настроенных, чем вожди израильские, ненавидевшие Христа из зависти к Нему.

Это были люди простые, хотя и грешные, и тяжко грешные, как мытари и блудницы, но которые омывали слезами своими ноги Его и отирали их распущенными волосами.

Это были не мудрые, не знатные – это были униженные.

Они чувствовали сердцем своим, хотя и грешным, но сохранившим чуткость, святость Господа Иисуса, чувствовали огромный контраст между Христом, Святейшим святых, и самими собой, сосудами греха и нечистоты.

И эта святость Христова привлекала к Нему их – всех этих хромых, спотыкающихся на греховных путях своих; всех этих слепых, ничего не видевших в сердце своем, что надлежало бы видеть, в чем надлежало покаяться.

Это они – нищие, хромые, слепые, убогие – это они обратили сердца свои к Спасителю нашему, их собрал раб господина по улицам города. Но осталось еще место.

И тогда «господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14, 17–24).

Кого это велел Он искать по дорогам загородним, по проселочным путям, по изгородям?

Это язычники, среди которых с такой быстротой распространилось евангельское слово, это язычники, жившие далеко, далеко от Иерусалима, это язычники той великой империи Римской, которая покорила себе весь тогдашний мир. Это они, покоренные в течение трех веков проповедью о Христе, это они, пролившие в этом процессе своего познания Христа так много крови, мученики Христовы – это они, темные язычники, блуждавшие по перепутьям.

Это их призвал Господь.

Знаете вы, что Евангелие Христово в течение трех веков покорило себе весь тогдашний языческий мир. Вот кем наполнилась горница, уготованная для пира.

Св. Матфей прибавляет еще нечто важное, о чем умолчал Лука: «Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте в тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22, 11–13).

А это кто: одетый не в брачную одежду? Это один из тех, которых немало даже среди нынешних христиан, один из тех, кто не понимает, что «царство Божие силой берется, и употребляющие усилия восхищают его».

Это тот, который полагал, что получив отпущение и прощение грехов в таинстве крещения, уже чист; это один из ханжей, которые думают, что только одним внешним соблюдением обрядов, одной внешней набожностью можно заслужить царствие Божие.

Не хотят видеть той грязи, которой так много в сердцах их, не хотят сознавать, что одеты в грязное рубище, зловонное рубище, сотканное из их грехов, и все-таки смеют лезть на вечерю Христову.

О как нужно их изгнать, не терпеть присутствия их! Как допустить их к участию в вечере великой?! В царстве Божием место только святым и более никому.

Ну что же, скажем ли, что притча Христова относится только к тем древним людям, врагам Христовым, вождям народа израильского, и нечестивым книжникам и фарисеям?

Не скажем, не скажем: слова Христовы вечны, имеют они вечное и непрестающее значение и в наши дни, и для нас, живущих почти через две тысячи лет, имеют глубокое значение. Ибо подлинно, разве не все люди, которых Он искупил Божественною Кровью Своею, призваны на вечерю в царстве Божием?

А многие ли откликаются на призыв?

О как их мало, как мало!

О Господи! Как страшно, что вечеря Христова уничижается!

Огромное, огромное множество людей так поступают: им нет дела до царства Небесного, они не верят в вечную загробную жизнь, не верят в Бога и в Царствие Его вечное; они идут своим путем, отвергши путь Христов.

Что же, пусть идут – их воля, но пусть смотрят, куда придут. Увидят, увидят, поймут, что отвергли, над чем смеялись и издевались.

Но в роде человеческом далеко не все таковы.

Из числа отвергших вечерю Христову есть много, очень много таких, которые веруют в Бога, которые любят Христа и хотели бы войти в Царство Небесное.

Но на вечерю они не идут, но Христу, зовущему на вечерю, отвечают: «Имей мя отречена».

Почему, почему вы не идете?! Они смущенно отвечают: как нам идти, ведь над нами будут смеяться, будут издеваться. Можем ли мы идти против течения, можем ли не жить той жизнью, которой все живут? Можем ли выдаваться из среды людей мира сего? Ведь зависим от них во многих отношениях, боимся потерять то, что имеем, если пойдем против них.

И не хотят идти против течения… И плывут по течению…

Плыви, плыви, смотри только, куда приплывешь – в полном отчаянии приплывешь.

Ты боялся насмешек и издевательств людей мира сего, а не боялся ли ты слов Самого Господа и Бога нашего Иисуса Христа: «Кто постыдится Меня пред человеки, постыжусь того и Аз пред Отцом Моим Небесным».

Этого не боишься, это для тебя меньшее значение имеет, чем насмешки людей мира сего? Это не побуждает ли тебя плыть против течения?

Не в нашей власти таких удержать, но в нашей власти осознать ужас отречения от царства Небесного, от вечери Христовой.

Нам нужно сознавать, что заслужим мы отречение от нас Самого Господа Иисуса Христа, если посмеем Ему сказать: «имей мя отречена», если не решимся плыть против течения, если выше всего не будем ставить заповеди Христовы, не боясь того, что скажут о нас люди мира сего.

О как бы я хотел, чтобы среди вас, малого моего стада, не нашлось ни одного, кто заслужил бы осуждение от Христа, зовущего на вечную Свою вечерю, чтобы не оказался никто изгнанным с вечери Христовой за то, что пролез туда в грязной, зловонной одежде греха.

Жизнь коротка, все скоро умрем, так подумаем же о том, что оставшиеся дни наши надо употребить на то, чтобы очистить сердца свои и стать достойными участниками великой и вечной вечери Христовой.

Всех нас да сподобит этой радости Господь и Бог наш Иисус Христос!

30 декабря 1951 г.

Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского)

Неделя 29-я по Пятидесятнице

(Лк. 14:16–24).

Слышали мы сегодня Евангельское чтение о званных на вечерю. Один из фарисейских начальников пригласил Иисуса «вкусить хлеба», имея при этом главную цель «наблюдать за Ним». Видя как званные на вечерю, с обычным мелочным честолюбием, опережая друг друга, занимали первые, наиболее почетные места за столом, Спаситель говорит им о необходимости скромности и смирения, отмечает, что расчетливое гостеприимство не имеет никакого нравственного значения, а расчетливая благотворительность есть не что иное, как замаскированное самолюбие и тщеславие.

Один из гостей, желая загладить неприятность впечатления от исходящих из уст Христа наставлений, сказал: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием». И в ответ на это замечание Христос сказал притчу о званных на вечерю, сказал с целью показать им, что «вкушение хлеба в Царстве Божием» требует условий , которых не захотели бы принять именно те, кто были в полной уверенности, что Царство Божие принадлежит только им.

Некий человек устроил вечерю-пир и разослал множество приглашений, но, когда наступило время вечери, все званные, как бы сговорившись, отказались явиться; каждый сослался на свою занятость – одни заняты были хозяйством, другие – своими личными и семейными делами. Законны были причины отказавшихся прийти на вечерю; их грех и безумие заключались в том, что они временные жизненные заботы превратили в цель всей своей жизни. Тогда, разгневанный на непочтительных и неотзывчивых званных, хозяин послал слугу своего по улицам и переулкам и велел позвать нищих, увечных, слепых. Исполнив волю хозяина, слуга сказал: «еще есть место», и послал его хозяин позвать странников и бесприютных у изгородей и при дорогах.

Слушая эту притчу, пригласивший Христа фарисей и его многочисленные гости понимали, что Христос изобразил в притче их характер, их облик духовный. Нравственное положение притчи было ясно для всех присутствовавших. Преданное миру сердце, всецело поглощенное хозяйственными хлопотами, накоплением богатства или просто чувственностью самодовольной жизни, – несовместимо со стремлением к Царству Небесному. Язычники и обществом отверженные, блудницы и мытари, придорожные рабочие и нищие могут оказаться в Царствии Небесном скорее, чем книжники с их кичливой ученостью и фарисеи со своей показной набожностью.

«Много званных, но мало избранных». Этими словами закончил Христос притчу. Не принадлежностью к тому или иному народу определяется достоинство человека в глазах Божиих. Все мы, дорогие братья и сестры, призваны к участию в славе Божией, но будем ли мы в числе избранных – зависит от нас, ибо достоинство человека и народа в глазах Божиих определяется верой – принятием Мессии-Христа, как Спасителя мира и твоего личнаго Спасителя, – состоянием сердца и степенью волевого усилия к любви к Богу и ближнему. Аминь.

Проповедь протоиерея Василия Михайловского

Неделя двадцать девятая по Пятидесятнице

Кол. III, 4–11

4. Братия, когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

6. за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

7. в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

9. не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

10. и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

11. где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.


Отчего и ныне мало христиан, живущих вполне по-христиански? Оттого, во-первых, что мало христиане ценят любовь к нам Спасителя нашего; во-вторых, оттого, что мало думают о загробной жизни, живут здесь беспечно, нерадиво или полагаясь на милосердие и долготерпение Божие, или на свое минутное, последнее перед смертью покаяние.

По причине такой беспечности людской и св. апостолу приходилось пробуждать колоссян к доброй жизни мыслию о загробной, и для истинных христиан славной, вечной жизни.

Гл. III, ст. 4. Братия, когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь, или должны явиться, во славе, если Христос жил в вас и вы жили христианским учением.

Но для того, чтобы облечься славою, быть в общении с Богом света и разумов, нужно быть и самому человеку светлым, чистым и поэтому отвергнуть всякую нечистоту, истребить в сердце своем всякую скверну. Об этом и св. апостол увещевает:

(ст. 5) итак, умертвите земные члены ваши, действующие в вас силы и страсти: блуд, нечистоту, любострастие, злую похоть, т. е. свирепеющую наклонность ко злу и любостяжание, т. е. страсть наживать так или иначе все больше до забвения о Боге, о ближних, о смерти и загробной участи. Такая страсть делается в человеке идолом, истуканом, которому он кланяется, повинуется. Любостяжание есть идолопоклонство.

Ст. 6. За такие грехи гнев Божий, кара Господня и бывает, и грядет на сынов противления, на людей, не повинующихся слову Господню, не послушных увещаниям истины и живущих в свое удовольствие. Эта кара бывает еще и здесь, на земле. Известно по опыту: кто чем согрешает, тот тем и мучится (Прем. XI, 17). И каждая сильная страсть в человеке производит в нем и страшные болезни, например у пьяницы слабеет рассудок, изменяется с тем крепость составных частей, дряхлеет все тело. Блуд и нечистота отражаются исхуданием тела, ослаблением потомства и другими глубокими и упорными болезнями, губящими целые селения, округи и даже государства. Сознаются тогда блудники в своих увлечениях, да поздно. Болезнь их разъедает, совесть грызет, мучит. И человек становится для народонаселения не только бесполезным, но даже вредным членом общества.

Ст. 7. В этих грехах повинны были и обращались и колоссяне, пока были язычниками; в них вы некогда обращались, когда жили между ними, говорит им апостол. А в христианстве колоссяне должны были бросить старые скверны, привычки и стать чистыми душами.

Ст. 8. Теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие и сквернословие уст ваших. Гнев, ярость, злоба – эти страсти возбуждаются и поддерживаются или самолюбием, или винопийством. Злоречие же и сквернословие бывает помимо самолюбия и без винопийства. Слово св. апостола о срамословии как будто именно для нас, русских, написано и увековечено. Он просит отложить, удалить сквернословие от уст наших. И нигде так не выражаются блудно в брани, как у нас, русских. И кажется, сквернословием у нас заражен воздух. Пройдите где-нибудь даже не в особенно людном месте посреди простонародья, и вы во всякое время дня и ночи услышите иногда бессознательные блудные речи. Говорит он их и трезвый, и пьяный; и в гневе, и по любезности товарищеской; или так себе, бессознательно, безучастно к своему слову, а только по подражанию другим, старшим, от которых издавна слыхал. Ругает блудными словами и животных, и бревно, и камень, причинивший ему боль. И бывает, что невозможно пройти порядочной чете без того, чтобы не осквернить слуха от блудных слов. К сожалению, такое блудодейное сквернословие не чуждо бывает уст и в лицах, стоящих по развитию выше простолюдина. Со стороны, пожалуй, можно подумать, что как будто бы уж развратнее нас, русских, и нет на свете. Крайне жаль, что доселе на эти слововыражения простонародья не обращено строгого педагогического внимания. Говорят, что в некоторых странах есть закон, по которому за каждое сквернословие налагается денежный штраф; сначала небольшой, потом больший, далее более строгий. И оттого там нет такого сквернословия, какое бывает у нас. Небесполезно бы ввести штраф и у нас, в России. Правду говорит пословица: не бей человека кнутом, а бей его рублем. Но, православные, повинные в сквернословии, выслушайте, поймите и образумьтесь. Что вы говорите, когда ругаетесь по-матерну? Вы во зло употребляете священное для детей имя матери чужой и чрез это имя обнаруживаете притязание на чужую личность, на животных, на деревья, камни и свои ремесленные орудия, которые произвели в вас боль. Разумно ли? Не бессмысленно ли, не безнравственно ли это? Не позор ли вашему сыновнему чувству, вашему христианскому имени? Пожалуйста, вникните в ваши блудные словоизвержения. Ах, как желательно было бы видеть в вас отвращение к прежним ругательствам и даже слышать от вас предостережение другим от подобных грубых, бессмысленных и безнравственных слов. Вы, друг друга удерживая от сквернословия, приучитесь взвешивать свои речи, обдумывать их; и даже чувство гнева может тогда выражаться более умеренно. А уже в этом большая польза для общества. Человек, осторожный в слове, бывает осторожен и в действиях.

Итак, братия, отложите же сквернословие уст ваших; не заражайте им нежного слуха ваших детей и чужих малюток. Искренно жаль бывает видеть мальчика лет двенадцати-тринадцати, сквернословящего как совершеннолетний, бывалый.

Отложите также, братия и сестры, вообще злоречие. Сплетни, пересуды, завистливые речи, страсть видеть и рассказывать про других только дурное – довольно развиты в христианском обществе. Злоречием занимаются иногда от нечего делать, для препровождения времени в гостях; там, переливая из пустого в порожнее, задевают честь или жизнь соседа, знакомого, родного и пробавляются часок-другой рассказами о неудачах и ошибках ближнего. Потом стоустая молва увеличивает или еще более оттеняет бывший разговор, из мухи делает слона, кладет темное пятно на семейную или служебную жизнь человека и таким образом нередко вредит даже благоденствию ближнего.

Поймите же, как нужно быть осторожными в речи своей. А потому лучше в собраниях больше слушать, да меньше говорить. И слушая про темные стороны и черты ближнего, полезнее не услаждаться рассказами про недостатки другого, а сожалеть о них. Вот по всем этим побуждениям св. апостол Павел не раз увещевал своих учеников-христиан разных стран дорожить своим словом и в речи с другими иметь в виду назидательность. Он говорит: сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам (Еф. V, 4). Никакое гнилое (скверное, блудное) слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф. IV, 29).

Ст. 9. Так не говорите лжи друг другу и друг на друга. Это вот что значит: не дозволяйте ни злоречия, ни неправды про других ни в обыкновенном разговоре, ни в шутку, ради красного словца, ни в местах служебных; не ябедничайте, не клевещите на товарища или даже подчиненного. Напротив, если вы и знаете горькую правду про темные черты ближнего, но если вас не обязывает долг сообщить про нее, то не нужно и рассказывать даже правды такой. Если же долг службы заставляет сказать правду про слабости другого, то делать это нужно осторожно, без самохвальства, без услаждения падением другого; а если можете, так рассказывайте с извинением его слабостей, с сожалением о них. Так нужно действовать всем христианам, потому что:

(ст. 10) христиане в крещении совлеклись ветхого человека, т. е. сбросили сильную наклонность ко злу, злоречию, доставшуюся нам издревле от праотца Адама, так сказать, сняли со своей души ветхую, старую, невзрачную одежду лжи и прочих скверн и облеклись в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего, Искупившего его. Это вот что значит: в крещении мы отказались от скверной старины прародительской, сочетались со Христом, приняли Его веру, учение и крестились. Душа наша обновилась, получила в таинствах большие, чем прежде, силы к добру и к знанию, и постепенно она развивается, или должна развиваться, в познании только истины, а не лжи. Следовательно, пока человек дорожит своим христианским званием, любит Христа, до тех пор он и старается подражать Ему, усвоять Его учение и любить истину, любить добро, в ком бы он ни видел оное. Потому что как Христос есть Спаситель всего мира, пролил кровь Свою за грехи всех людей и любит человека всякой народности, будет ли то грек или скиф, варвар или римлянин, иудей или не иудей – точно так же и каждый христианин любит и должен любить ближнего в каждом человеке. Так как:

(ст. 11) в истинном христианстве нет различия между еллином, т. е. язычником, и иудеем, ничего не значит обряд обрезания или необрезания; нет предпочтения свободному пред рабом, равно приемлются варвар и скиф. Все люди, соединившись одною верою в Искупителя, – братья между собою, дети одного Отца, наследники одного Царствия; все доброе в них Своею благодатиею содевает и во всех их царит Христос. Он наша Сила, Он наш Бог и Господь. К кому же нам идти? Он имеет глаголы Живота вечного.

Так подорожите же, христиане, своим почетным положением в мире; пощадите свои уста, освященные таинствами; уважьте чужой слух и сердце и не оскорбляйте их сквернословием и злоречием. Разве мало разговоров можно иметь дельных, приятных, безобидных! В беседе и в отношениях к ближним имейте в пример Самого Господа нашего Иисуса Христа, по образу Которого мы и должны, постоянно и постепенно, все больше и больше обновляться и приготовляться для славы, назначенной нам в тот день, когда явится на Страшный суд Христос – Жизнь наша.

Проповедь митрополита Сурожского Антония

Воскресенье святых праотцев (1)

Среди святых, память которых мы совершаем за две недели до Рождества Христова, мне хочется обратить ваше внимание на имена святого пророка Даниила и тех трех отроков, которые были брошены в пещь огненную за их отказ поклониться идолам.

О пророке Данииле хочу сказать только одно: он был брошен на растерзание диким зверям за то, что отказался хоть один день остаться без молитвы; он отказался спасти свою жизнь ценой того, что столько людей и так легко делают изо дня в день: не поклониться Богу, не восхвалить Его имя, не выразить Ему свою преданность, не вознести заступническую молитву печальника о людях перед Престолом Божиим он счел невозможным даже ради того, чтобы спасти свою жизнь. Над этим нам стоит задуматься…

Об отроках, которые были брошены в пещь огненную, я хочу сказать две вещи: первое – они тоже оказались готовы скорее быть сожженными заживо, чем поклониться идолу, статуе царя, образу земной власти, и по приказу отступить от Бога для того, чтобы служить другим ценностям – земным. Разве не именно это делаем мы изо дня в день, подчиняясь всякому повелению, служа всем земным ценностям, предпочитая безопасную жизнь опасности быть Божиим человеком?

А второе: каждому откровению о святости людской, о величии человеческого духа, о безграничной преданности Богу людей, подобных нам, всегда сопутствует некое откровение о Самом Боге. И вот эти три отрока отказались поклониться идолу и были брошены в пещь огненную, так страшно разжженную, что она издали обжигала подходящих к ней; и царь-мучитель решил посмотреть, как они страдают; и он подошел как можно ближе к этой пещи; и обратился он к своим советникам: Не трех ли людей в цепях бросили мы в эту печь? Каким же это образом я вижу там четырех, движущихся свободно, и один из них – Сын Божий?.. В ответ на верность этих трех отроков Христос Спаситель сошел к ним еще до Воплощения, в сиянии Своего Божества, и в образе человеческом освободил их от уз, спас от смерти и прославил их перед лицом царя-мучителя и его клевретов.

Вот что нам говорит о Боге это событие: там, где горит страдание, там, где пламенеет искушение, там, где ужас смерти охватывает людей – Бог в их среде, не чужой, не призывающий их, как бы извне, к терпению, которого Он Сам не проявил бы, не спасающий извне, без участия в их страдании. Наш Бог сошел в нашу среду, Он приобщился всему, что составляет человеческую судьбу; огненное искушение и испытание Он пережил и устоял; и среди огненного испытания Он дает свободу тем, которые остаются с Ним. В самые глубины человеческого ада Он сошел, и там возвестил свободу и победу Божию, и новую жизнь людям.

Разве пред таким Богом можно не поклониться? Разве можно Ему отказаться служить? Разве можно предпочесть какие-либо другие ценности, чем ценности Божии, Христовы на земле, и отдаться другой власти, чем власти Христовой?

Подумаем и об этом: идет на нас день Рождества Христова – как мы Его примем? В этот день Он сходит на землю, вступает в ограничение твари, вступает в уродство падшего мира, углубляется в ад греха, оставаясь безгрешным, – и все по любви к нам…

Найдется ли в нас великодушие ответить любовью на любовь, найдется ли в нас мужество, как у Даниила и отроков еврейских и несметного числа святых, ответить на Его призыв стать Божиими людьми? Когда мы вглядываемся в списки святых, как поражают такие слова: святой такой-то – с женой и двумя детьми; такой-то – с братом и таким-то числом друзей… И эти друзья, и эти братья, и эти жены насчитываются тысячами и тысячами; они были, как мы, хрупки, они тоже боялись боли, они тоже хотели жить. Но они предпочли верность любви предательству – предательству в малом, и поэтому оказались способными быть верными во многом.

Начнем и мы с малого: будем верны Богу во всем том, что доступно нашим малым силам, и вырастем мы в меру тех людей, которые во многом оказались верны и вошли в радость, в славу Господа своего. Аминь.

Проповедь митрополита Сурожского Антония

Воскресенье святых праотцев (2)

В преддверии Рождества Христова, когда мы ожидаем увидеть воочию воплощение Сына Божия, как трогательно и как вдумчиво Церковь вспоминает всех тех, которые свою плоть, свою жизнь дали, чтобы родился Спаситель.

Сегодня праздник предков Господних. Каждый из нас несет в своем теле, в своей душе все прошлое человеческого рода: и Христос, приобщившийся человечеству, не явился новым человеком, которого бы заново сотворил Бог. Он воспринял Свою человечность от тысячелетней, может быть, многомиллионной годами истории человеческого рода. В Его теле, в Его человечестве жили все те, которые жили когда-то на земле до Него.

Таким же образом в нашем теле, в нашей душе живет все прошлое человечества. И Христос соединился с человеческим родом, не избрав в нем праведников или только святых, достойных встречи с Богом, – для которой слов нет, так она изумительна, так она превосходит всякое воображение; в Нем живет человечество и праведное, и грешное.

В ряду имен, которые мы сегодня слышали и из которых некоторые памятны нам своей святостью, есть имена, памятные Ветхому Завету грехом. Но это все были люди, которые пробивались через грех, пробивались через человеческую немощь, через потемненность сердца, через восстание плоти, через бушевание истории и жизни вокруг них, пробивались к Богу, искали света, искали правды, искали святости, даже если не хватало сил осуществить свою мечту.

И с ними поистине был Бог, Который ни от какого грешника не отходит, Которого не пугает никакая неправда, Который может казаться нам далеким, только когда мы холодностью, безразличием не хотим Его знать… Но и тогда Он не отходит. Он остается таким же близким, хотя и скорбно, крестно близким к нам.

И вот, вспоминая сегодня все прошлое человечества, всех этих людей, которые из тысячелетия в тысячелетие соткали плоть и человечество Христа, вспомним их благоговейной, благодарной мыслью; и вспомним всех тех, которые были нашими предками, знаемых нами и незнаемых, тех, о которых радуется сердце, или тех, которых, может быть, стыдится наша гордыня, – вспомним всех.

Своей человеческой святостью Христос оправдал всех тех, кто был плотью и кровью Его, – и каждый из нас призван подвигом жизни, творением и борьбой, через победы и поражения, идя к Богоотданности, идя к святости, то есть посвященности всего себя Богу, не только себя спасти, оправдать не только свое временное существование на земле, но оправдать жизнь тысячелетий, живущих в нашей плоти и в нашей душе.

И всякий, кто пробивается к святости, всякий, кто делается храмом Святого Духа, кто действительно так соединяется со Христом, что становится частицей Его святейшего, пречистого Тела, всякий, кто делается сыном или дочерью Живого Бога, спасает, оправдывает, прославляет, осмысливает жизнь и судьбу всех тех, чьим наследником он является в своем человечестве.

Поэтому вдумаемся в это родословие Христа, вглядимся в эти имена: это все были живые люди, люди плоти и крови, трепетные перед жизнью, порой измученные, а порой – ликующие и торжествующие, и все они живут в чуде Христовой человечности и Христова человечества.

И в нас живет прошлое. Христос все прошлое этой родословной так освятил, что все без остатка стали своими, родными Богу, родными в самом сильном смысле слова. И мы можем своей жизнью, трудом, подвигом, устремленностью к Богу, тоской по Нему, борьбой за Него, за Его победу в нас, осмыслить и оправдать все прошлое нашего рода и его принести Богу как дар, и став сами Ему родными, сделать Ему родными также и тех, которые порой Его не знали, а порой, зная, от Него отступали грехом, неверностью сердца и жизни.

Как это дивно, какое это может дать нам вдохновение к жизни! Не для себя мы живем, даже не только для ближнего, для любимых, даже не для врагов, а для всего человечества, а за ним – для всей судьбы вселенной. Слава Богу, что Он так нам верит и такую великую и дивную судьбу вверяет нам! Аминь.

Проповедь епископа Виссариона (Нечаева)

Вера ветхозаветных праотцев во Христа и приготовление к ней язычников. Поучение в неделю праотцев

Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый церковь… Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас (Тропарь).

Сегодняшнее Воскресенье называется неделей праотцев, т.е. ветхозаветных праведников, живших до закона Моисеева и по законе до Христа, начиная с Адама до Иосифа обручника. Почему память их совершается за несколько дней до праздника Рождества Христова? Потому, что от них произошел по плоти Христос. Он есть потомок избранной части человечества, в которой сохранялась истинная вера, каковы были члены патриархальной Церкви, существовавшей до избрания Авраама, затем члены рода Авраамова от Исаака и Иакова, наконец члены послезаконной Церкви от Моисея до Христа, родившегося от Пресвятой Девы Марии, произшедшей от колена Иудина. Всех этих праотцев Господь оправдал верою в Него, как Искупителя, имеющего принести жертву за согрешивших людей. Эта вера началась с Адама. За преслушание заповеди, данной в раю, он изгнан из рая и приговорен с потомками, наследовавшими от него грех, к смерти, но вместе утешен был обетованием о Семени жены, имеющем стереть главу змия (Быт. 3:15), т.е. об Искупителе, который родится от жены без участия мужа и победит диавола, разрушит царство его – царство лжи и суеверий. Вера в грядущего Искупителя поддерживаема была в Ветхом завете многими другими обетованиями и пророчествами, например, обетованием Аврааму: «о семени твоем благословятся вси языцы земнии» (Быт. 22, 18), – пророчеством патриарха Иакова о неоскудении правителей от Иуды до времени пришествия Примирителя (Быт. 49, 10). Не исчисляя других пророчеств, укажем на прообразования относящиеся ко Христу и Его Церкви. Так, например, прообразовательное значение имели кровавые жертвы. Кровь тельцов, агнцев, козлов, птиц сама по себе не могла умилостивлять Бога, но имела только то значение, что предызображала жертвенную кровь Христову и что как приносимые в жертву животные неповинны были в грехах людских, так и Христос непричастен был лично ни к какому греху и пострадал за наши грехи, так что Его страдания и смерть явились умилостивительною за нас жертвою, как страдания и смерть существа невинного и притом Богочеловека, следственно имели бесконечную цену пред правосудием Божиим. Должно полагать, что ветхозаветные праотцы не чужды были веры в спасительную силу жертвы Христовой и получили оправдание и достигли мира с Богом только этою верою, а отнюдь не делами закона, ибо «от дел закона, – по слову апостола, – не оправдится всяка плоть» (Рим. 3, 20). Это потому, что никто не мог исполнить всего, что написано в законе, следственно никто не мог избежать проклятия, произнесенного против всякого, кто чего-нибудь содержащегося в законе не исполнил.

Ветхозаветные праотцы не только сами верою прияли от Христа оправдание и спасение, но еще чрез них Христос «от язык предобручил Церковь». Во времена ветхозаветные предметом особенных попечений Господа Бога был избранный народ; он один входил в состав Церкви. Язычники были чужды ее, но и они от вечности предназначены были к тому, чтобы быть членами ее, вступить в тесный союз со Христом вкупе с избранным народом. В этом именно смысле и надобно понимать предобручение Христа с язычниками. Что язычники были предобручены Христу в том смысле, что намечены были для союза со Христом и Его Церковью, это ясно видно из многочисленных ветхозаветных пророчеств о призвании к Церкви язычников. Не исчисляя сих пророчеств, скажем только, что Христос в одном из них назван «Чаянием языков» (Быт. 49, 10). Не все, конечно языки, по крайней мере, отдельные избранные лица из среды их нетерпеливо чаяли или ожидали Христа. Их-то в ближайшем смысле можем назвать предобрученными Христу. Они были, так сказать, зародышами Церкви из язычников.

Сказано, что Христос предобручил от язык Церковь «теми», т.е. праотцами, ветхозаветными праведниками. Как понимать это? Разве праотцы имели какое-нибудь участие в деле спасения язычников, или призвании их к Церкви Христовой? Имели. Участие их в сем деле состояло не в том только, что от них произошел по плоти Христос, предмет чаяния язычников, введший их в состав своей Церкви, но также в том, что они разливали свет истины в среде языческой. Этот свет, хотя в слабой степени, сиял среди языческого мрака и постепенно ослаблял его. Благочестивые патриархи, прежде чем явился в лице Авраама родоначальник избранного народа, назначенного для хранения истинной веры, были проповедниками и исповедниками ее в окружавшем их мире языческом. Члены избранного народа до Моисея и от Моисея до Христа входили в разнообразные сношения с язычниками и чрез сие знакомили их с своею верою, хотя не показывали намеренной ревности к ее распространению. Чем ближе было время Рождества Христова, тем больше язычники знакомились с истинною верою, сближаясь с рассеянными в среде их хранителями ее, Евреями. Пророк Даниил, живя в Вавилонском плену, когда рассказал Навуходоносору и растолковал виденный им и забытый сон о судьбе царства Вавилонского и трех последующих за ним царств, привел этого царя идолопоклонника к убеждению, что Бог Даниилов есть истинный Бог, достойный прославления во всех областях его царства, о чем оповестил всех подданных. Навуходоносор так полюбил Даниила, что поставил его во главе общества мудрецов Халдейских (Дан. 2:48–49). Нет сомнения, что он воспользовался своим положением для просвещения истинною верою всех, на кого простиралось его влияние. В среде язычников явились люди, которые научились веровать не только в истинного Бога, но и в грядущего Христа Спасителя и ожидали Его пришествия на землю. К числу таковых принадлежали волхвы, или Халдейские мудрецы, пришедшие поклониться новорожденному Христу, о рождении которого узнали по необычайной звезде, приведшей их в Вифлеем. По выражению митрополита Филарета, они были останком Церкви Данииловой.

Вот и мы, братие, в лице предков были язычниками, чужды были союза со Христом и Его Церковию; но и нас, когда мы жили в язычестве, Христос не лишал Своей милости, как и всех древних язычников. Подобно им мы были предобручены Христу задолго до принятия христианства. Оно озарило нас своим светом спустя десять столетий по Рождестве Христовом. До тех пор всю Русскую землю покрывал мрак язычества. Но уже вскоре по Вознесении Христовом мелькнул слабый свет среди этого мрака. На горах Киевских явился св. апостол Андрей Первозванный и водрузил на них крест, сказав при сем: «на сих горах воссияет благодать Божия». На это событие можно смотреть как на предобручение Русского народа Христу, как на некоторый зародыш Церкви Христовой. Спустя десять веков совершилось полное единение со Христом предобрученной Ему Церкви. Христос вступил в такое отношение к ней, которое можно сравнить с отношением мужа к жене. Муж и жена составляют одну плоть. Так и Церковь Христова есть тело Христа. Муж есть глава жены: так и Христос – глава Церкви. Она должна покоряться ему, как жене свойственно покоряться власти мужа. Любовь, связующая мужа и жену, есть образ взаимной любви Христа и Церкви. При такой близости Христа и Церкви возможны однако грехи, подобные грехам в отношениях супружеских. Главный из этих грехов есть супружеская неверность. Церковь в лице истинно верующих чад своих всегда сохраняет верность Христу. Они свято соблюдают данное ими при крещении обязательство принадлежать одному Христу, служить Ему неизменно верой и правдой, как своему Царю и Богу. Не всеми однако это обязательство соблюдается. В отношении к Нему является нечто подобное супружеской неверности. Душа, сочетавшаяся Христу, отдает себя во власть диаволу, от которого отреклась. Ветхозаветный союз избранного народа с истинным Богом нередко так же был нарушаем отступлением от Бога и уклонением в идолопоклонство. Этот грех, т.е. грех неверности истинному Богу, называем был в ветхом завете блужением, и виновные в сем грехе наказуемы были смертью подобно тому, как обрекаемы были на смерть нарушители супружеской верности. В мире христианском нет, за исключением редких случаев, отступления в идолопоклонство. Но если, по слову Христа Спасителя, непокоряющийся Церкви есть «язычник» (Матф. 18, 17), т.е. нехристь, то подобных нехристей не мало в христианском мире, каковы еретики, раскольники и вообще презирающие Церковь. Есть христиане, для которых чрево служит Богом и корыстолюбие обращается в идолослужение. Стало быть, таковые грешники заслуживают такого же обвинения в блужении, какое навлекали на себя в ветхом завете отступники от Бога. Никому не дай Бог навлечь на себя такое обвинение. От сей опасности будем предостерегать себя памятованием обручения со Христом, залогом чего служит для каждого из нас печать дара Духа Святого в таинстве миропомазания. Если же верность Христа нарушена, обязательство соблюдать ее пренебрежено, поспешим восстановить ее посредством покаяния, в надежде, что Отец небесный с кающимся грешником поступит так же милосердно, как милосердно поступил с блудным сыном евангельской притчи его родной отец, обрадовавшийся его раскаянию и возвращению в отеческий дом (Лк. 15:11–32).

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Свв. мученики: Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест

(В чем состоит блаженство праведников?)

I.

Свв. муч. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, ныне прославляемые, претерпели мучение в царствование Диоклитиана. В предместьи города Константинополя существовал монастырь, называемый Олимп; в нем устроена была церковь во имя пяти мучеников. Во время пения утрени было обыкновение читать историю пяти мучеников, но однажды иноки сказали: «оставим чтение, для кого мы будем читать: никого нет из города». Тогда вошли в церковь два неизвестные человека, один из них развернул книгу и начал чтение. Когда он дочитал до того места, где сказано было: «Евстратий обут был в сапоги с железными гвоздями», то обратился к инокам и сказал: «ничтожны страдания мои в сравнении с той наградой, какую я получил от Бога», и после этого стал невидим. Очевидно, то был св. муч. Евстратий, явившийся для вразумления иноков. Извещенные об этом чуде царь и патриарх прославили Бога.

II.

Бог щедро награждает верных рабов Своих: за временные и скоропреходящия страдания св. мучеников Он награждает их вечным и величайшим блаженством на небе.

Разсмотрим же, братия, в чем состоит это блаженство св. мучеников, истинных рабов Христовых, и вообще всех праведных людей, живших на земле добродетельно, свято, чисто, любивших Бога и ближних своих.

а) Праведники наследуют уготованное им царство от сложения мира (Матф. 25, 34), – царство, которое называется так же царством небесным (Матф. 5, 3. 10), царством Божиим (Марк. 9. 47), царством Отца (Матф. 13, 43), царством Господа Иисуса Христа (2Петр. 1, 11); называется еще градом Бога живого (Евр. 12, 22), домом Отца (Иоан. 14, 2).

б) В этом царстве, граде, доме Божием первым источником блаженства для праведников будет постоянное их сопребывание, сожительство с Самим Богом и Господом Иисусом Христом, и постоянное соучастие в Божественной славе, сколько то возможно для твари. «Иду», говорил Спаситель ученикам Своим пред Своим отшествием из мира, «уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе: да, идеже есмь Аз, и вы будете» (Иоан. 14, 1–3). В Апокалипсисе Господь засвидетельствовал: «побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его» (- 3, 21). Тогда праведники явятся действительно «наследницы убо Богу, снаследницы же Христу» (Рим. 8, 17).

в) Пребывая постоянно с Господом в царствии небесном, праведники удостоятся зреть Триипостасного лицем к лицу: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Матф. 5, 8). И в этом лицезрении Всесовершенного будут непрестанно обретать:

аа) «Полное удовлетворение для своего ума, жаждущого истины: видим ныне» (Бога), говорит св. апостол, «якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу: ныне разумею отчасти, тогда же познаю, якоже и познан бых» (1Кор. 13, 12). «Тогда упразднится» (-10) «вера» и настанет одно непосредственное «видение» (2Кор. 5, 7).

бб) «Полное удовлетворение для своей воли, жаждущей добра: блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» (Матф. 5, 6). По мере того, как праведники более и более будут созерцать и постигать умом своим совершенства Всесовершеннаго, они более и более будут воспламеняться к Нему любовию, которая, по слову апостола, «николиже отпадает» (1 «Кор. 13, 8), более и более усовершаться в безусловном повиновении Его святейшей воле и в нравственном уподоблении Ему: «возлюбленнии», говорил св. Иоанн Богослов, «ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко»«егда явится, подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть» (1Иоан. 3, 2. 3).

вв) «Полное удовлетворение для своего сердца, жаждущого блаженства». Ибо чрез самую любовь свою удостоятся ближайшого общения и единения с Богом, источником блаженства: «Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1Иоан. 4, 16). Тогда-то исполнятся на них во всей силе слова Спасителя: «да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе»«да и тии в Нас едино будут… Аз в них, и Ты во Мне, да будут совершени во едино» (Иоан. 17, 21. 23).

г) Блаженному состоянию праведников по душе будет соответствовать в царствии небесном состояние их по телу. Кроме того, что их тела возстанут для будущей жизни «нетленными, славными» или светоносными, «сильными, духовными» они будут изъяты от всех нужд жизни настоящей. «Не взалчут ктому», говорит тайнозритель о святых на небеси, «ниже вжаждут, не имат же пасти на них солнце, ниже всяк зной» (Апок. 7,16). «И отъимет Бог всяку слезу от очию их, и смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому» (Апок. 21, 4).

Св. Тихон Задонский так изображает состояние блаженной жизни. «В горнем Иерусалиме, говорит он, нет страха от иноплеменников, нет боязни от врагов, нет опасности от болезни, смерти, глада, хлада, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол; не слышится там жалобы, удалилися отсюда плач, печаль и воздыхание, нет попечения о пище, питии, одежде, о доме и домашних; нет там бури и непогоды, но всегда благоприятное ведро; нет утра, вечера, ночи, но всегда день; нет осени и зимы, но всегда прекрасная и благорастворенная весна и лето; не слышится, не видится, не чувствуется там ничего, разве благоприятное, веселое и любезное. Там жители всегда бдят, но никогда не утруждаются, всегда живут, но смерти не чают; там житие без труда, радость без печали, здравие без немощи, богатство без потери, честь без опасности и страха, удовольствие без оскудения, блаженство без бедствия; там день без ночи, ведро без непогоды, солнце без облаков, свет без тьмы, сияние без мглы, нет там стараго, слепого, хромого, разслабленнаго, безобразнаго, но все в цветущей юности, красной доброте и возрасте мужа совершенна, в мере возраста исполнения Христова; там никто ни обидит, ни обиждется, ни ненавидит, ни ненавидимым бывает, ни гневается, ни досаждает, ни озлобляется, ни озлобляем бывает; никто иному не завидит; всякий доволен тем, что имеет, потому что более того, что имеет, не желает; тем утешается блаженством, которое выше не восходит; тою славою и честию венчается, которой более не ищет». (Твор. ч. IX, стр. 108).

д) Ко всему этому присовокупится ближайшее, блаженнейшее соотношение праведников между собою и с ангелами. Ибо все не только приступят, но и действительно приобщатся «к граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам ангелов, торжеству, и церкви первородных, на небесех написанных» (Евр. 12, 22. 23); все «возлягут со Авраамом, и Исааком, и Иаковом в царствии небеснем» (Матф. 8, 11); все «едино будут» (Иоан. 17, 21), будучи связаны между собою узами чистейшей взаимной любви, как дети одного общого Отца, Который будет «всяческая во всех» (1Кор. 15, 25).

«В том преславном и блаженнейшем гражданстве, учит святитель Тихон Задонский, совершеннейшая тишина, мир, любовь, между блаженными гражданами, друг о друге радость, утеха и веселие: потому что друг друга любят, как себя, и друг о друге радуются как о себе: ибо друг друга видят в блаженстве, как и себя» («Творен. св. Тихона, еп. воронеж.» ч. IX, стр. 108–109).

е) Вообще же блаженное состояние праведников на небеси будет таково, что ныне мы ни представить, ни изобразить его не можем: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1Кор. 2, 9; снес. 1Иоан. 3, 2).

III.

Да сподобит же Господь нас. по молитвам Божией Матери, св. апостолов и всех святых Своих наследовать это блаженство праведников! (Сост. свящ. Гр. Дьяченко по «Рук. к изуч. хр. догмат. Богосл.» Макария с дополн. из «Твор. св. Тихона. Задонскаго»).


Источник: https://azbyka.ru/days/2021-12-26

(561)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *