Протоиерей Владимир Долгих: Благородство души в способности благодарить, или Несколько слов о лекарстве от уныния

Благодарность говорит о благородстве и широте человеческой души. Умеем ли благодарить по-настоящему или всё время только просим и ропщем? Об этом, думаю, стоит немного сказать несколько слов.


День памяти Святителя Николая Чудотворца в этом году припадает на воскресенье. Естественно, что и священники, и прихожане будут говорить о самом почитаемом в народе святом, дети будут ждать подарки, а в каждой православной семье накроют, пусть хотя и постный, но все-таки праздничный стол. Однако, несмотря на это, на Литургии всё равно читается воскресное Евангелие, размышлениями над которым мне и хотелось бы поделиться.

Молебны. Мы прибегаем к служению их всякий раз, когда нам что-то нужно. На все случаи жизни чинов не напишешь, но просьбы в путешествие, во время болезни или на всякое доброе дело, под которое можно подвести чуть ли не любую житейскую ситуацию, мы «отправляем» Богу регулярно. Всё же в Требнике есть еще и чинопоследование благодарственного молебна, во время исполнения которого положено чтение рассматриваемого нами Евангельского зачала об исцелении десяти прокаженных (Лк. 17:12–19), где благодарным Христу оказался лишь один, да и тот – иноплеменник. Скажем больше, десять процентов благодарных Богу людей – это еще очень много. Ведь нас, православных христиан, реально совсем мало – всего-навсего неизменные 1,5-2% от общего населения страны. Да и то, если каждый из этого малого числа умел быть по-настоящему благодарным, то не только мы, но и мир вокруг нас изменился бы. «Я смею сказать, – слышим мы от свт. Луки Крымского, –  что если в то древнее время нашелся один благодарный из десяти, то в наше едва ли найдется один из тысячи. Ибо это одна из наших тяжких духовных язв».

Вспомним, когда Спаситель входил в «одно селение», прокаженные издалека «громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк. 17:12). Остановимся на этом уточнении. Мы понимаем, что существует связь между духовным и физическим состоянием человека. Иногда бывает и так, что болезнь является следствием совершенных грехов, следствием порочности жизни. Я понимаю, что это не правило, а лишь один из вариантов, но здесь важна не столько «механика», сколько концепция. Если преступление отдаляет человека от Бога, а Бог – источник жизни, то, соответственно, мы отдаляемся от источника жизни, т. е., попросту говоря, двигаемся к противоположному полюсу – смерти, деградации и разрушению. Напомним, как свт. Афанасий Великий говорил, что человек, будучи вызван к жизни из небытия, постоянно стремится вернуться в небытие, как более естественное для себя состояние, но Господь, Силой своей благодати, удерживает его от этого. В результате грехопадения произошел «раскол» между Богом и человеком, оттого и смерть явилась как бы логическим и необходимым следствием этого «раскола». И вот из «юдоли плачевной», в которой мы теперь живем, каждый из нас, как бы издалека, возносит Господу свои просьбы. Добровольное обращение к Богу уже сближает нас с Ним, возникший «раскол» потихоньку «зарастает», но стоит получить просимое, как большинство из нас тут же возвращается в свою «зловонную, но такую теплую лужу».

Попробуем схематично представить действия всех лиц рассматриваемого евангельского отрывка и «примерять» их на себя. Итак, десять прокаженных просят Христа об исцелении – это первый шаг навстречу Богу, который делают многие люди. Затем следует ответное действие уже со стороны Господа – Спаситель повелевает им пойти и показаться священникам, т. е. выполнить необходимое для получения просимого. Все десятеро это исполняют. В этом можно видеть соблюдение заповедей и вообще попытку ведения нравственной и трезвой духовной жизни – следующее усилие со стороны человека. И вот Бог снова отвечает взаимностью – дарует им столь долгожданное исцеление, как по Своему милосердию и любви, часто исполняет наши просьбы. Но с этой точки начинается разделение. Получив здоровье, девятерым из десяти Господь становится не нужен, их движение к Богу так и не вышло за рамки материального мира и сиюминутных нужд. Так многие люди могут исполнять заповеди лишь до тех пор, пока им плохо, но как только наступает облегчение, так они тут же «сливаются». За примерами далеко ходить не надо, я много раз был свидетелем, как во время скорби те, кто называет себя христианами, проливали на коленях слезы, как каждое воскресенье причащались, но при получении просимого их тропа в храм зарастала «густым бурьяном». Но остался все-таки один благодарный иноплеменник. Получив исцеление, он «возвратился, громким голосом прославляя Бога» (Лк. 17:15), – еще один его шаг навстречу своему Спасителю, но только теперь этот шаг делается за границы материального, потому что это шаг не наемника, но сына, сына, обратившегося к Отцу без желания что-то от Него получить, а просто из любви. И Господь возвещает ему о том, к чему стремится каждый христианин: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19). В этой короткой фразе Он дает понять, что хватит ползать, хватит горбатиться, хватит смотреть в пол, хватит страдать – твоя благодарность распрямила тебя, теперь ты в числе спасенных и тебе нечего больше бояться, не о чем больше беспокоиться. «Только что он был скоплением гноя, – читаем мы у свт. Николая Сербского, – а теперь снова стал человеком! Только что он был извергнутым отбросом жизни людской, а теперь – снова достойный член человеческого общества! Только что он был унылой трубой, игравшей одну лишь песню: ‟Нечист, нечист”, а теперь он – радостная труба хвалы и славы Божией».

Этот текст я начал с мысли, что благодарность свидетельствует о благородстве и широте души. Да, именно так, ведь благородство в том и состоит, чтоб суметь выйти за рамки собственного «я», признать, что есть вещи, которыми я не обладаю и которые мне были даны кем-то другим. Благородству чужд эгоизм и самолюбие. Если мы умеем искренне благодарить, то значит, помня о собственных силах, признаем и слабости. Благодарный человек видит гораздо больше, чем неблагодарный. Во взаимоотношениях с Богом это проявляется в способности усматривать Его промыслительную десницу, действующую в нашей жизни. И только представьте, как сильно меняется внутренний настрой человека, который всегда помнит, что о нем заботится могущественный и любящий Бог. В таком случае не страшны ни уныние, ни грусть, ни печаль.

Протоиерей Владимир Долгих


Источник: https://pravlife.org/ru/content/blagorodstvo-dushi-v-sposobnosti-blagodarit-ili-neskolko-slov-o-lekarstve-ot-unyniya

(24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *