После грехопадения Адама и Евы все их потомки и мы в том числе обречены на всевозможные жизненные тяготы и скорби, которые, в конце концов, оканчиваются смертью. Получается, что поводов для радости совсем нет. Но неужели Господь Бог создал человека, чтобы над ним так жестоко издеваться?
— Это, конечно, не так. Ради спасения человека от греха, проклятия и смерти Господь Сам претерпел страшные крестные страдания и смерть. И всем, кто искренно верует в Него и старается исполнять Его святые заповеди, дарует блаженство и радость в этой жизни и в жизни будущей, вечной.
Согрешая, мы тут же сами себя наказываем: наше тело подвергается всевозможным болезням, а душа впадает в печаль и уныние. Чтобы развеять грусть, неверующие люди придумывают для себя разные увеселения, начиная с музыки, песней и танцев и заканчивая безмерным употреблением спиртного или наркотиков. Но в большинстве случаев от этого печаль ещё более умножается. Речь не идёт о том, что человеку запрещено слушать музыку, петь, танцевать и пить спиртное. Все проблемы начинаются тогда, когда человека, кроме этих вещей, ничто другое не радует: ни его родные и близкие, ни друзья, ни работа. Ты мне родня и друг, пока даёшь деньги или угощаешь вином по поводу и без, когда исполняешь все мои желания. Если же ты не хочешь меня слушать, устраивать для меня пиры или делиться материально, то ты хуже врага. Но разве можно так безрадостно и меркантильно жить?!
Как же обрести подлинную радость жизни?
Первый шаг – это покаяние, то есть осознание своих грехов, неправоты перед Богом и ближними и искреннее желание исправить свою жизнь. Этот шаг любому человеку сделать труднее всего, потому что в силу каких-то достоинств почти невозможно познать и признать свои слабости. У кого-то два высших образования, кто-то занимает ответственный пост, имеет постоянный высокий заработок или очень красив собой. Иной ничем из вышеперечисленного не обладает, при этом ленив и слабоволен. Но лишь через самопознание человек может обрести подлинную радость жизни. Об этом знали еще в дохристианскую эпоху. Nosce te ipsum («Познай самого себя»), – учил древнегреческий философ Сократ. А преподобный Амвросий Оптинский в XIX веке любил говорить своим чадам, которые обращались к нему со всевозможными проблемами и нетерпеливо жаждали сразу достичь бесстрастия и высот богопознания: «Познай самого себя – и хватит с тебя!»
На самопознание нас может настроить внимательная регулярная исповедь, которую лучше всего вести по десяти заповедям Божиим. Нужно без саможаления посмотреть на себя и увидеть, чем я согрешаю против каждой из заповедей. У всякого наберется немалый букет грехов, который не благоухает, а наоборот – распространяет смертоносный запах и делает безрадостной нашу жизнь и жизнь окружающих, а иногда превращает её в кромешный ад. Помните, старцы предсказывали, что в последние времена в монастырях будут жить, как в миру, а в миру – как в аду.
Подойди к пьянице и спроси: «Неужели тебе собутыльники дороже, чем семья? Смотри, твоя жена страдает, дети хотят, чтобы ты был дома, а ты вместо этого пьешь с какими-то проходимцами, которые тебя за стакан продадут». Однако он выбирает их общество, оно ему милее, чем общество любящей жены и детей. Разве в этом есть какое-то наказание Божие? Нет, человек сам стремится в ад, ему любо там, в его жизни нет света Господнего, и он не хочет к нему прийти.
Стоит человеку повернуться лицом к Богу, и сразу, хотя иногда и с материальными потерями, все меняется – человек становится спокойным и жизнерадостным.
Второй шаг – нужно научиться искренне прощать тех, кто нас вольно или невольно обижает. Без такого прощения невозможно отпущение наших грехов, наше собственное покаяние. Господь об этом очень ясно говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). Обычно находится тысяча отговорок, чтобы доказать свою правоту и не простить. Но при всей нашей борьбе за правду мы теряем самое ценное в жизни – радость, и в итоге получается, что мы неправы. Как сказал одному человеку некий мудрец: «У тебя много правды, слишком много правды, но мало милости, а значит, ты неправ». А святой апостол Иаков пишет: «Милость превозносится над судом» (Иак. 2:13).
Посыплется множество возражений, что так невозможно жить; если будешь всем прощать, то останешься гол как сокол. Действительно, большинство из нас, имеющих слабую веру, вряд ли могут понести такую меру прощения. Но, по крайней мере, к этому нужно стремиться и учиться поначалу прощать хотя бы в мелочах, иначе печать обиды отразится на нашем лице и там никогда не появятся проблески радости.
Третий шаг – это приучение себя к творению добра не только по долгу профессии или службы, но к бескорыстному милосердию в свое свободное время. Это один из самых деятельных способов привлечь в свою жизнь Христа. Господь всегда дает всесильную помощь тем, кто бескорыстно помогает другим. При этом бывает двойная радость: радуются те люди, которым мы помогли, и мы сами, естественно, радуемся, что смогли их поддержать.
Ныне безвозмездная помощь постепенно становится редкостью. На первом месте у большинства находится выгода. Стоит проявить хоть немного бескорыстия и милосердия в отношении других – и сразу нашу жизнь освятит радостью Сам Христос.
Четвертый шаг к радости – отвыкнуть от недоброй привычки постоянно осуждать других людей, даже тех, которые действительно заслужили осуждение. К этому нас тоже призывает Христос Спаситель: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1–2). Почему еще нельзя судить других людей? На этот вопрос отвечает преподобный старец Порфирий Кавсокаливит: «Кого мы называем мытарями и блудницами, для Бога – пойманные воры, тогда как я и вы все – мы воры, но не пойманные. Задержанный и униженный вор, всем известная, покрытая позором блудница, смирившаяся и покаявшаяся, – намного выше нас, имеющих доброе имя, но живущих никому не ведомой и сомнительной жизнью».
Опять же многие возразят: «Так что, пусть зло процветает, если никого нельзя судить?» Нет, конечно, со злом надо бороться, но приемы борьбы бывают разные. Когда мы боремся с ним физически или через словесную брань, то зло, как правило, имеет тенденцию еще более распространяться. Как показывает жизнь, не всегда клин клином вышибают. Святой апостол Павел призывает: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:18–21). Почему дается такой совет? В жизни все так Богом премудро устроено, что самую большую радость человек испытывает не тогда, когда он побеждает других, а когда побеждает самого себя, собственную лень, нерадение, грехи и страсти. Все христиане имеют возможность в этом убедиться, когда на исповеди не других обвиняют в личных проблемах, а искренне каются в своих грехах.
Пятая ступень к радости – это молитва. Некоторые идут на молитву в храм, как на каторгу. Дома нас одолевает лень, и, чтобы не молиться, мы находим себе множество всяких дел. Если же и стоим на молитве, то ум постоянно рассеивается на второстепенные предметы. У кого нет опыта молитвы, тот с недоумением спросит: «Какая на молитве может быть радость?» Но на самом деле именно она-то и дает великое утешение. Ведь молитва – это не какой-то психологический аутотренинг, как думают люди неверующие, а невидимая связь с источником нашей жизни – Богом. Лишь в беседе с Ним мы можем почерпнуть вдохновение на все наши обычные дела. С молитвой любое дело, пусть даже самое трудное, идет легко. И наоборот, без нее самое простое дело становится невыносимо сложным. Вот почему так важно читать дома утренние и вечерние молитвы, не забывать о молитве перед едой и после еды, перед началом важного дела. Особенно необходимо в каждый воскресный и праздничный день приходить в храм Божий. Здесь благодаря совместной молитве с другими людьми усиливается и наша молитва многократно. И, пожалуй, почти невозможно увидеть человека, который бы выходил из храма после богослужения со скорбным лицом. Одним из важных плодов молитвы является несказанная радость, которая несравнима с тем, что может нам дать этот мир со всеми его увеселительными учреждениями.
(79)