Кто идет крестным ходом с молитвой – воин Христов в боевом походе против зла. Один святитель сказал, что крестный ход небо спускает на землю. Мы оставляем житейские дела, порабощаем тело духу и, как ангелы на небе, славословим Бога. Тело трудится ради Бога, тело, которое воскреснет во славе силой Христовой.
Сщмч. Серафим (Чичагов) учил: «Сын Божий, излагая условия и пути спасения, сказал, что кто хочет идти за Ним, т.е. быть Его последователем, учеником, воспользоваться Его заслугами и совершающимся искуплением, должны отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним». Совершая крестный ход, мы вспоминаем свое призвание – нести жизненный крест и радоваться о Господе.
Тесно с житиями отдельных новомучеников переплелся крестный ход. Первый новомученик из священников сщмч. Иоанн Кочуров был умучен именно за проведение крестного хода, будто бы с политическими целями. Он служил в Царском селе, которое вот-вот должны были занять большевики. Вот, что говорит его житие: «…большевики начали артиллерийский обстрел. Началась паника, многие горожане устремились в православные храмы… После молебна состоялся крестный ход… с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани.. … Крестый ход пришлось совершать под артиллерийским обстрелом, и вопреки всех ожиданий он вышел довольно многолюдным. Рыдания и вопли женщин и детей заглушали слова молитвы о мире …Отец Иоанн произнес проповедь, призывая народ к спокойствию в виду грядущих испытаний …проповеди священников были лишены какого-либо политичиского оттенка».
Враги Церкви всегда выступают против Крестных ходов. Не воспринимает темная сила светлой радости веры. 9 мая 1918 года в Перми состоялся торжественный многотысячный крестный ход по городу в честь святого Стефана Пермского во главе с владыкой Андроником. Пелись пасхальные ирмосы, священники призывали верующих к объединению у креста распятого Христа. Через день в духовной консистории чекисты провели обыск и изъяли документы, одновременно в газетах была развернута шумная провокационная кампания со статьями типа «Почему шумят попы», «Защитники мрака» и т.п. Через два месяца владыка был вывезен в лес, где под дулом винтовок вырыл себе могилу, в которой обрел мученический венец.
Крестный ход не митинг и им христиане не пользуются для выражения своих политических взглядов. Крестные ходы по традиции новомучеников не могут иметь политическую окраску. Так, к примеру, исповедник святитель Агафангел (Преображенский) в бытность епископом Виленским и Литовским не поддержал инициативу проведения крайних монархистов торжественного крестного хода к памятнику М. Н. Муравьёву в память 50-летия его управления Северо-Западным краем. Святитель не отказал в молитвах, но ограничился проведением заупокойной службы.
Крестный ход – огромная сила. По мысли сщмч. Андроника Пермского, такая молитва может пробудить уснувшие души и вернуть заблудшие. Еще за несколько лет до кончины, когда его накануне войны отправляли на Омскую кафедру из Новгорода, писал митр. Арсению (Стадницкому): «Буду просить и копии икон Тихвинской, Иверской и Знаменской, чтобы все эти святыни принести в благословение от Новгорода и разнести по разным городам епархии. Пусть и там будет Святая Русь, пусть около сих святынь собираются все — непременно крестными ходами, чтобы ими всколыхнуть все русские благочестивые сердца и в сектантство уходящие главнейше потому, что нет там ни церквей, ни священства. На крестных ходах и вести всякую церковную пропаганду, будить, привлекать внимание к святыням, от которых, несомненно, еще не отстало сердце переселенцев тамошних. Если же поможет Господь взбудоражить там такое течение, то после того можно будет и более уверенно и спокойно идти в поход на все сектантство и вытеснять его из насиженных мест».
Действительно, крестный ход будет будоражить уснувшее. Плевелы сразу показывают злобу, а пшеница начинает приносить плод.
Накануне мученической кончины крестный ход возглавил Одесский святой сщмч. Гермоген (Долганев). Отметим, что это был архиерей, который все время своего служения благословлял духовенству организовывать массовые крестные ходы. Так с крестным ходом и соединилась с ним слава мученика. Утром 28 апреля 1918 года владыка служил литургию в Тобольском соборе, после возглавил крестный ход. Из кремля он двинулся в подгорную часть Тобольска. Здесь служились молебны «о спасении погибающей родины». В крестном ходе участвовало все городское духовенство и масса народа. Их сопровождали красногвардейцы. Немедленно по окончании крестного хода епископ был арестован, а ночью вывезен из Тобольска. Расстреляли и умучили за крестный ход, который совершался о мире и любви.
Не любят злые силы шествий с крестами и иконами. И через злых людей нападают на верующих и смеются над крестными ходами. Высмеять – оружие лукавого. Пребывать в молитве и благословлять проклинающих – оружие христианина.
Свт. Николай Сербский, человек, глубоко чтивший подвиг новомучеников и исповедников нашей Церкви, говорил о тех, кто насмехается над крестным ходом так: «А если кто-то насмехается над крестным ходом, разве это важно? Человек, лишенный Духа Божия, так же насмехается и над храмом, и над теми, кто молится в храме, и над молитвой, и над верой вообще. Разве насмешки могут устрашить крестоносцев, воюющих против невидимых сатанинских сил, куда более страшных, чем эти несчастные насмешники? И, наконец, те, кто насмехается над святыней, насмехаются над собственным счастьем».
Приведем еще несколько строк из сочинения «Письма архиерея к иереям» сщмч. Андроника. Епископ видел большую пользу паломничества и крестного хода ко святыням. «Влияние на народ таких народных торжественных богомолений весьма велико и несомненно. Особенно, если такие богомоления устраиваются вовремя, с предварительной подготовкой, с личным воодушевлением священника. Нужно пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызвать народ на это. Засуха, ненастье затяжное, мор скота, червь напал на хлеб и т.п. — все это дает священнику повод обратиться к душе своих прихожан, чтобы возбудить в них дух сокрушения, искание Божьего заступления, желание молиться Ему и Его угодникам. Концом этого и будет нарочитое богомоление, поднятие икон в деревне, крестный ход вокруг села или на поле и т. п. Тут и место проповеди, и общенародному пению, и обещание на трезвость, и усердие на общее доброе дело и т. п. Вовремя устроенное, все это будет иметь весьма важное значение и надолго сохранится с благоговением в народной памяти».
Знали наши предки силу крестного хода, знали, что он приносит утешение и отраду в дни, когда перемены и разруха. В первые дни первой мировой войны киевское духовенство служило молебны и устраивало крестные ходы, молясь о даровании победы. В житии сщмч. Никодима (Кроткова) узнаем, что несмотря на тяготы военного времени, в 1915 г., он, будучи в это время Киевским викарием, принимал основное участие в организации и проведении величественного крестного хода в честь 900-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира.
Киевский святитель священномученик Владимир (Богоявленский) считал крестный ход лучшим средством расположить и подготовить душу к трезвой жизни с Богом. В 1913 года в день усекновения главы св. Иоанна Крестителя в Исаакиевский собор Петербурга прибывал многолюдный крестный ход для молебнов и торжественного проведения дня трезвости. Во время первой мировой войны святитель не раз участвовал во всенародных молебнах «об одолении супостатов». Первый молебен состоялся 17 авг. 1914 г. на Исаакиевской пл., куда сошлись крестные ходы из всех церквей города.
Слезы, молитва и труд ради Господа – составляют основу духовной жизни. Всем этим переполнена суть православных крестных ходов. Приведем еще одну мысль свт. Николая Сербского: «Соборная молитва никогда не оставалась без добрых плодов, особенно когда молитва носила покаянный характер и выражала преданность воле Божией. Народ знает духовную пользу крестных ходов и потому так любит их. Если бы они множество раз не пролили дождь на иссохшие нивы, не притупили косу смерти во время эпидемий, не вернули мир во время смут, разве народ любил бы так крестные ходы и разве носил бы так ревностно кресты по городам и селам?»
Мы верим, что Господь, видя наше покаяние, усердие и слезы, дарует молитвами новомучеников мир и спасение.
Иерей Андрей Гавриленко
Источник: https://pravlife.org/ru/content/novomucheniki-o-krestnom-hode
(37)