12 июля по новому стилю — память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. День, когда Церковь празднует память святого, — это, как правило, день его перехода в вечную жизнь, окончания жизни земной. Исследователи не могут прийти к единому мнению в вопросе установления точной даты кончины святых апостолов: по одной из версий, святые Петр и Павел восприняли мученический венец в один день, по другой — в один день, но с разницей в год. Перенесение мощей святых апостолов, состоявшееся 29 июня (12 июля) 258 года в Риме, окончательно закрепило совместное празднование их памяти. Если придерживаться церковного предания, то этот год — юбилейный: ровно 1950 лет минуло с тех пор, как кровь святых апостолов Петра и Павла оросила землю «вечного» Рима — Нового Вавилона. Это потом в нем воссияет свет христианской веры, а тогда пылали огнем заживо сжигаемые вместо факелов члены первых христианских общин — на потеху безумному императору Нерону.
Святые мученики Флор и Лавр, Киприан и Иустина, благоверные князья Борис и Глеб, просветители славян равноапостольные Кирилл и Мефодий… Эти святые объединены друг с другом не только памятной датой в церковном календаре, не только совместным иконографическим изображением, не только общими трудами, подвигами и, зачастую, обстоятельствами кончины. В сознании церковного человека образы этих святых так тесно связаны друг с другом, что уже и неразделимы: где благоверный князь Муромский Петр, там и благоверная супруга его, княгиня Феврония; обращаемся ли в молитве к мученику Гурию — тут же поминаем мучеников Самона и Авива. Так ли обстоит дело с почитанием святых апостолов Петра и Павла? И да, и нет.
Человеку, решившему впервые познакомиться с жизнеописаниями этих угодников Божиих, сразу станут очевидны различия между ними. Симон Петр — неискушенный в науках и грамоте рыбак родом из Вифсаиды, что в провинциальной Галилее. Это человек простой, семейный, работящий, но при этом любящий и боящийся Бога. Призванный в самом начале служения Христа вместе с братом Андреем, он буквально горел верой и готов был пожертвовать ради Спасителя всем, даже жизнью, хотя и после призвания оставался рыбаком, мужем, отцом. Читать далее Священник Алексий Стрижов: Домостроители Церкви Божией
(200)