Сергей Комаров: Православная вера – вера миссионерская

Сергей Комаров

ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА – ВЕРА МИССИОНЕРСКАЯ

Беседа на апостольское чтение Недели Пятидесятницы

Когда ребенок рождается на свет Божий, его легкие, бывшие до момента рождения как бы в слипшемся состоянии, раскрываются, набирают воздух и начинают дышать. Первый глоток воздуха через раскрывшиеся легкие знаменует начало жизни новой человеческой личности. Подобно этому и Церковь, день рождения которой мы сегодня празднуем, получила свое бытие через дыхание Святого Духа. Как и человек, начав дышать однажды, во все дни своего существования дышит непрестанно, так и дыхание Духа Божьего в Церкви со дня Пятидесятницы не прекращается.

Церковь дышит Духом, дышит полной грудью. Иногда тело Церкви может страдать от различных духовных болезней, но, имея такое дыхание, она бессмертна, как бессмертен и Дух, ее наполняющий. Церковь – это и есть жизнь Святого Духа в людях. Приняв в этот день Духа Божьего, она приняла вечную жизнь. Величие празднуемого ныне события имеет вселенский масштаб. Пятидесятница – это высший, кульминационный момент в духовной жизни планеты. В этот день небо соединилось с землей, Новый Завет вступил в полнокровную жизнь. В мире людей восстановилось утраченное грехопадением Царство Отца и Сына и Святого Духа.

Апостольское зачало праздника Пятидесятницы читается из второй главы Книги Деяний. Кстати, это уникальный случай в богослужении, когда о событии двунадесятого праздника рассказывает не евангельское чтение, но апостольское.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1). «Все они» – это первая Иерусалимская община учеников. В день еврейской Пятидесятницы они, как и все иудеи в Иерусалиме, праздновали дарование евреям закона. Почему же Святой Дух сошел именно в тот день? Потому что здесь «истина заменяет образ», говорит Златоуст. Задержимся немного на образе, это поможет нам понять суть самой истины.

Ветхозаветный закон, данный Богом Моисею в пятидесятый день после исхода из Египта, можно условно разделить на нравственный и обрядовый. Нравственный, выраженный в десяти известных заповедях, был прославлен Христом и получил новое, духовное содержание. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17), – говорит Господь. Одно из значений слова «исполнить» – наполнить новым содержанием; восполнить тем, чего не хватало. Отныне закон спускается в глубину сердца человеческого. Теперь тот, кто гневается, становится виновным в заповеди «не убий»; смотрящий на женщину с вожделением – в заповеди «не прелюбодействуй». Для исполнения этого закона уже не только внешне, но и сердцем, и был дан Святой Дух, и не случайно в тот же самый день. Именно с этого момента и начинается христианская духовная жизнь. В Духе, а не по закону.

Обрядовая же часть закона, насчитывающая 613 заповедей (евр. «мицвот»), сошествием Духа была отменена, сделалась ненужной. «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом… Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:18, 22–23), – говорит именно об этой части закона апостол Павел. Поэтому-то и пришел Дух в день еврейской Пятидесятницы, чтобы образ заменить  истиной.

«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Замечательна эта последняя деталь: «на каждом из них». Дух сошел на все собрание, но к каждому человеку отдельно. Этот факт указывает на начало эры личностного богообщения. В Ветхом Завете Бог общался с людьми на уровне целого народа, через пророков и первосвященников. Христианская же Церковь  – это собрание личностей, получивших обетование: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). В Церкви сочетаются в нужной мере индивидуализм и коллективизм, личностность и соборность. Господь любит и ведет к спасению каждого человека, но – в Церкви. А Церковь есть единый организм, состоящий из личностей, возрастающих в Духе.
«И исполнились все Духа Святого», – продолжает апостол. Но разве раньше не действовал Святой Дух в истории? Конечно же, действовал, и даже никогда не переставал действовать.

Прежде всего, Дух Святой является источником всякой жизни на земле. Травинка не вырастет и птица не пролетит без действия Духа Святого в мире. Как и говорится в известном песнопении: «Святым Духом всяка душа живится». Жизнь на земле невозможна без непрестанного действия Духа в твари.

Тот же Святой Дух вдохновлял пророков, оставивших нам Писание Ветхого Завета. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым», – говорит апостол Петр (2 Пет. 1:21). Однако действие Духа в пророках и вождях еврейского народа имело вполне конкретную цель – возвещение Божией воли богоизбранному народу. Ради народа говорил Бог в человеке, но не ради той или иной личности. Да и самого понятия личности тогда не существовало.

Поэтому, по сравнению с Новым Заветом, эти действия были все-таки более внешнего характера. До новозаветной Пятидесятницы в принципе не могло быть таких святых, как Григорий Богослов, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама – тайнозрителей Святой Троицы. Их опыт богообщения есть следствие яркого озарения сердца человеческого Святым Духом, открывающим человеку Отца и Сына, насколько он может вместить. В день Пятидесятницы Дух сошел глубоко внутрь человеческой души, преображая всю человеческую природу, делая ее храмом Божьим. Дух наполнил человека Своим присутствием настолько, насколько это вообще может вместить природа твари. В Ветхом Завете такого быть не могло.

«И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Мы подошли к самому главному! Самое первое действие только что сошедшего Духа Святого состояло в том, что доселе молчащие апостолы разомкнули уста и возвестили миру о великих делах Божиих. Церковь с самого начала была рождена как Церковь говорящая, благовествующая. Получив Духа, апостолы вышли на проповедь. В первый же день существования Церкви после проповеди Петра крестилось не менее трех тысяч человек! Вспомним, что языки пламени сошли не только на 12 апостолов, но на все собрание, числом около 120 человек. Это была вся христианская община на тот момент, вся Церковь. И она заговорила, эта Церковь! Заговорила, потому что сердца наполнились Духом. «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34) – сказано в Писании. Дух, сойдя в сердце каждого ученика, сделал всех их проповедниками слова Божьего.

Посмотрите, как красива эта Церковь! Церковь, исполненная Духа, изливающая любовь, благовествующая! Но здесь возникает вопрос. А мы, имеем ли мы того же Духа? Да, имеем. Мы получили Его в Крещении и Миропомазании, и ежегодно Его дыхание обновляет нас в день Пятидесятницы. Но тогда рождается и следующий вопрос.

Почему же мы так мало благовествуем, почему замкнуты наши уста? От какой болезни онемел наш язык, какая сила повесила железный замок на уста наши? Какая Снежная Королева заковала сердца наши в лед? Почему мы молчим о своей вере, молчим о Христе? Разве уже проповедано Евангелие во всех народах? Неужели нам нечего сказать о Христе? Неужели нет у нас ни малейшего желания делиться главной радостью своей жизни с другими? Или Христос Воскресший перестал быть для нас такой радостью?

Наше молчание о Христе – это настоящая беда, христиане. Темная и тяжелая немота все более и более овладевает нами. Церковь наша уже заснула однажды – тяжелыми ранами гонений она была разбужена. И мы снова дремлем. Разбудит ли нас Господь снова или в этот раз мы уже уснем навеки?

Приняв Духа Святого в день Пятидесятницы, ученики разошлись по всему миру с проповедью. Что же будем делать мы после праздника? Братья и сестры! Господь пока еще дает нам возможность стать настоящими христианами – знающими и любящими свою веру, и свидетельствующими о ней. Еще можно очнуться от спячки, отогнать сонную дремоту и осознать себя не только последователями отечественной традиции православия, но и носителями веры апостольской – веры миссионерствующей и благовествующей. Для этого и наполняется Церковь Духом Святым – не только для нашего личного спасения, но и для продолжения нами евангельского благовествования.

Закончим же наше размышление о нынешнем апостольском чтении на этой мысли. Пусть сегодняшний праздник, который справедливо называют днем рождения Церкви, поможет нам осознать себя членами Церкви живой, проповедующей. Такую Церковь не одолеют врата адские; такая Церковь есть Святая Соборная и Апостольская; в такую Церковь мы веруем, и такой Церковью мы обязаны быть.


Источник: http://pravlife.org/ru/content/pravoslavnaya-vera-vera-missionerskaya

(124)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *