День памяти: 8 апреля
Святитель Келестин (Целестин), папа Римский (422–432). Что нам говорит это имя? Скорее всего, ничего. Завидев его в календаре, мы просто перевернули бы страничку и продолжили заниматься своими делами.
Я прекрасно понимаю, что информация обо всех святых в голове попросту не уместится, да и не нужно это, но на свт. Целестине все-таки хотел бы остановиться, причина тому – его важное участие в деле осуждения Нестория. Конечно, есть такой видный противник ереси, столп и главный вдохновитель Третьего Вселенского Собора, как свт. Кирилл Александрийский, но и роль свт. Целестина не стоит недооценивать – все-таки как-никак кафедра апостола Петра.
О том, как будущий Римский Папа рос, воспитывался, получал образование и пр. я вам не расскажу, да и никто не расскажет, ведь этих сведений попросту не сохранилось. Конечно, если хорошенько порыться в интернете, то можно кое-что найти, но достоверность этой информации будет весьма сомнительной, а верить легендам не стоит: за ними может потеряться реальный образ святого. У западных христиан есть такой источник, как Liber Pontificalis – сборник жизнеописаний Римских Пап, первая редакция которого была составлена в 30-х годах VI века, т. е. через сто лет после смерти свт. Целестина. Так вот, согласно помещенным там сведениям, будущий святитель происходил из итальянского региона под названием Кампания – передняя часть «голени» Апеннинского «сапожка». Отца его звали Приск. Скорее всего, духовное воспитание Целестин получил у Папы Иннокентия I, в одном из посланий назвавшего его «своим сыном». Был знаком будущий понтифик со свт. Амвросием Медиоланским и состоял в переписке с Блаж. Августином – это, в принципе, всё, что нам известно о Целестине до его избрания на Римский престол.
В 422 году умирает Папа Бонифаций I и на его место избирают Целестина. Блаж. Августин писал, что, в отличие от предшественника, выборы Целестина прошли мирно и не спровоцировали беспорядков в Риме. Сразу после восшествия на престол святитель довольно ревностно берется за борьбу против раскольников новациан, названных так по имени своего основателя, и восстает против Папы Корнилия, допускавшего возвращение в Церковь бывших отступников от веры, но раскаявшихся в этом. Немало средств он тратил на восстановление разрушенных и строительство новых храмов.
Свт. Целестин был последовательным сторонником привилегий римского епископа. Он считал, что понтифик имеет право принимать судебные апелляции от любых священнослужителей других Церквей. В связи с этим возникла пара тяжб с представителями Карфагенской Церкви, которые отстаивали свое право решать внутренние вопросы собственными силами.
Интересный эпизод жизни свт. Целестина связан с галльскими христианами. Как известно, Церковь Галлии имела свои особенности развития, в виду чего, признавая первенство Рима, обладала широкой автономией. Центральное место в ней занимал епископ города Арелат, ныне Арль, во Франции. Еще в самом начале V века Папа Зосима наделил его обширными правами. Тогда епископом Арелатским был Патрокл. Так вот, предшественник Целестина Бонифаций захотел ограничить полномочия Патрокла. Так случилось, что бороться с ним долго не пришлось, потому что Патрокла убили по приказанию военачальника Флавия Констанция Феликса. После него на Арелатскую епископию восходят свт. Гонорат и свт. Иларий, делавшие все для возвышения своей кафедры. При предоставлении административных должностей и возведении в епископский сан они больше всего отдавали предпочтение выходцам из родного им Леринского монастыря. Однажды свт. Гонорат приютил у себя некоего Даниила, бежавшего с востока, предположительно по некоторым обвинениям нравственного характера. Так вот, Папа Целестин требовал выдать его для суда в Рим. Свт. Гонорат не только отказывается подчиниться, но возводит этого Даниила в епископы. Какие мысли были тогда в голове у святителя, мы не знаем, но самое интересное не в этом.
После происшедшего случая Папа Целестин пишет послание епископату Вьеннской и Нарбонской областей с призывом галльских иерархов устранить вкравшиеся в их практику злоупотребления, а именно возведение на кафедры клириков не служивших в вверяемой им области и монахов. Он также выступал против ношения епископами монашеских одеяний и против запрета на предсмертное покаяние. Мы видим здесь практики совершенно противоположные принятым у нас сегодня. Больше всего недоумений, пожалуй, вызвал запрет на покаяние перед смертью. Обоснован он был тем, что смертельно больной или старый человек уже не может выполнить епитимии. Мы настолько привыкли, что «покаяние» дается нам очень легко – достаточно просто перечислить грехи возле исповедального аналоя – что указанный запрет кажется чем-то «диким», хотя в нем есть своя логика и своя правда. Тогда Папе Целестину не удалось полностью преодолеть сопротивление галльского епископата, но он и в других областях (в особенности Италии) хорошо потрудился для наведения и совершенствования церковной дисциплины.
Немало свт. Целестин сделал для противодействия ереси пелагианства, явившейся, как мы знаем, первым серьезным вероучительным кризисом западного христианства. Напомним, что Пелагий отрицал доктрину первородного греха и придерживался того мнения, что он никак не влияет на человека, способного свободно выбирать добро или зло без помощи Бога. Таким образом, падение Адама было «плохим примером», а Искупительный подвиг Христа – «примером хорошим», и не более. Итак, свт. Целестин изгнал из Италии Целестия – ученика и последователя Пелагия. Другой пелагианин – Агрикола – занес семена ереси в Британию. Для противодействия ему Папа Целестин снаряжает миссию во главе с Германом, епископом Автиссиодурским, которая благополучно вернула британцев к чистоте веры.
Наконец, стоит сказать о противодействии свт. Целестина ереси Константинопольского Патриарха Нестория, активно сопротивлявшегося союзу своих основных противников – собственно Папы Римского и свт. Кирилла Александрийского. Несторий принял у себя четырех беглых с Запада пелагианских епископов и написал свт. Целестину два письма, где пытался узнать сведения об их жизни, а также изложил свои доктринальные взгляды, попутно обвиняя своих противников в арианстве. Для выяснения подробностей возникших догматических разногласий Папа пишет обращение к свт. Кириллу. В ответном письме тот указывает, что Несторий является упорным еретиком, погрязшим в гордыне и чванстве и отрицающим Божественную природу Спасителя. В Рим было доставлено не только обращение свт. Кирилла, но и составленная им подборка цитат из проповедей Нестория с противоположным изложением православного вероучения на основании трудов святых отцов в латинском переводе. Все эти документы диакон Лев (впоследствии свт. Лев Великий) передал для анализа прп. Иоанну Кассиану, который и сделал вывод о несомненности еретических взглядов Константинопольского Патриарха.
В августе 430 года Папа Целестин созывает в Риме Собор, который осуждает Нестория, если тот в течение десяти дней после извещения письменно не отречется от своих взглядов. Свт. Кирилл был проинформирован о постановлениях Собора, также ему поручалось и дальше активно действовать против Нестория. Интересно, что император Феодосий II не признал решений Римского Собора и выступил за созыв Вселенского Собора для решения возникшей проблемы. Этот Собор состоялся в Эфесе в 431 году. Его результаты нам хорошо известны. Отметим лишь тот факт, что свт. Целестин отослал на него своих легатов в лице епископов Проекта и Аркадия, а также пресвитера Филиппа. Участников Собора он призвал к терпению и умеренности, чтоб еретики имели возможность покаяния.
В марте 432 года свт. Целестин отправил послания участникам Третьего Вселенского Собора, императору Феодосию, а также новоизбранному Константинопольскому Патриарху Максимиану, в которых поздравил всех с победой над ересью и призвал к содействию церковного мира. Это было практически последнее его деяние, в скором времени святитель скончался.
Таков был Папа Римский Целестин – маленький человек, совершивший немало добрых дел и оставивший свой значительный след в церковной истории и в борьбе за чистоту нашей веры.
(39)