Мы живем в эпоху информации. Каждый день нас накрывают ее волны. И мы реагируем на эти волны по-разному. Кто-то из нас привыкает сидеть в Интернете, не выключать телевизор, поглощать все произносимое, не напрягая при этом мозгов и не рефлексируя над собственным сознанием. Кто-то старается ориентироваться в этом потоке, определяет и дозирует свои потребности в информации. Кто-то считает, что должен знать о происходящем в стране и мире достаточно для того, чтобы определить свою гражданскую позицию. А кто-то не хочет знать ничего, кроме того, что касается его самого непосредственно, и спроси такого человека, кто нынче президент США, — он насилу вспомнит.
Разумеется, каждый имеет право как на свой курс в информационном океане, так и на отказ вообще выходить в этот океан. Но информация ведь не просто обрушивается на нас, она внедряется в наше сознание, она реально изменяет нас, она вполне может управлять нами. И наша эпоха — это еще и эпоха профессиональных манипуляций людьми посредством информации. Эта отрасль знания достигла уже невероятно высокого уровня и продолжает расти ввысь и вширь. Манипуляторы используют все реальные потребности человека, здоровые и нездоровые, начиная от стремления к справедливости и кончая обычным праздным любопытством. Грамотно применяемые информационные технологии позволяют переворачивать и разрушать государства, провоцировать войны, подрывать и совершенно размывать общественную нравственность, развращать поколение за поколением. Не будет преувеличением сказать, что информация сегодня становится одним из главных орудий преисподней.
Человек верующий, человек, всего себя предавший Христу, — это человек свободный. Манипулировать святым невозможно. Поправку здесь можно сделать лишь вот какого рода: святость не означает безгрешность и безошибочность, и святого, то есть исполненного благодати Божией человека, тоже можно ввести в заблуждение — когда-то, может быть, даже пользуясь его бесхитростностью и открытостью. Такие эпизоды в истории Церкви есть. Но это именно эпизоды, кончающиеся, как правило, разоблачением обмана. Истинный христианин руководствуется Евангелием и той христианской нравственностью, которая выработана святыми отцами Церкви: он не подвержен настроениям толпы. Он не питается тем, чем ее в данный момент кормят. Но это все про святых, а насколько это про нас? Вопрос излишний…
Тем не менее нам нужно оставаться свободными. Мы не должны быть подвержены деморализующим воздействиям, и добросовестной (то есть моральной) жертвой провокации нам тоже нельзя оказаться. Изолировать себя от информационных воздействий мы в большинстве случаев все-таки не можем, поэтому необходимо выработать технику безопасности, правила самозащиты. О них мы и побеседуем.
Антон Глозман, руководитель информационно-технического отдела Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, выработал для себя два критерия оценки получаемой информации — светский и духовный. Чтобы воспользоваться духовным критерием, нужно помнить, что поставщики тенденциозных новостей постоянно апеллируют к нашим страстям…
Мы должны понять, что ситуация, в которой мы оказались, в некотором смысле уникальна: мы живем в эпоху легкодоступной информации, и это дает нам огромные возможности. Мы можем по своему желанию мгновенно получить доступ к любому нужному нам тексту на любом языке, поговорить с любым человеком, в какой бы стране он ни жил, узнать мнение сотен и тысяч людей по любому поводу, мгновенно получить ответ на любой вопрос. Для сравнения: в эпоху Вселенских Соборов, чтобы обсудить какой-нибудь богословский вопрос, нужно было собираться в одном месте, преодолевая огромные расстояния, или же переписываться в течение нескольких лет. Ты отправил письмо, через год получил ответ, еще через год твой ответ дошел до адресата. А сейчас любой вопрос можно обсудить в режиме реального времени.
Но доступность информации — это еще и колоссальный вызов! Те сложности, с которыми мы сталкиваемся, не могли себе представить даже фантасты середины XX века. Мы еще не научились их преодолевать, даже не умеем вовремя их распознать. Нам кажется, что усталость, угнетенное состояние, потеря душевного равновесия, которые возникают после прочтения ленты новостей или просмотра очередного новостного выпуска, — это безобидные мелочи. А между тем эти мелочи отнюдь не безобидны.
Одна из серьезнейших проблем информационной эры — это катастрофически упавшее доверие к источникам информации. Информационное поле сегодня перенасыщено. Мы даже не захлебываемся в информационном потоке, а вязнем в информационном болоте. Каждую кочку, на которую мы собираемся наступить, нужно прощупывать, каждый факт — проверять на достоверность, каждое суждение мысленно «тестировать» на соответствие здравому смыслу. Это не так просто осуществить на практике.
Не нужно сбрасывать со счетов и то, что «информационный бум» создают в том числе и профессионалы. Скажем прямо — это профессионалы в области дезинформации.
Информационное поле сегодня забито продуктами PR-технологий. Прикасаясь к источнику информации, мы автоматически «открываем» свое сознание для влияния многих манипуляторов, которые пытаются «растянуть» его во все стороны. Травматичной информации очень много. Здесь можно вспомнить и информационные кампании против Церкви, и освещение политических процессов в Сирии и на Украине, и многое другое.
Тот, кто воспринимает информацию некритично, рискует получить психологическую травму. А как же научиться воспринимать ее критично?
Я для себя выработал два критерия, которые помогают мне не обмануться: светский и духовный.
Во-первых, доверять мы можем тем источникам информации, которые не наносят нам духовного вреда. Погружаясь в поток негативной информации, мы не только получаем искаженное представление о действительности, но и зачастую вовлекаемся в яростную борьбу, напрочь утрачивая такую христианскую добродетель, как трезвение. Может быть, идея наша сама по себе хороша, и борьба наша за справедливость правильная, вот только, отдавая свое сердце этой правильной идее, мы попадаем в плен к собственным страстям. А если человеком руководят страсти, то ни к чему хорошему это привести не может.
Нужно понимать, что в подавляющем большинстве случаев новостные порталы апеллируют именно к нашим страстям и через страсти управляют нашим сознанием. Человеком, который не привык контролировать свои желания и свою волю, кто склонен отпускать свои мысли на «вольное плавание», кто легко предается гневу, раздражению, зависти и не имеет опыта противостояния этим порокам, управлять довольно легко. Человеком, трезво относящимся к себе, свободным от гордости и самомнения, привыкшим отслеживать и с Божией помощью останавливать недолжные движения своей души, управлять значительно сложнее.
Чтобы вовремя понять, что поток новостей тебя «тащит» куда-то не туда, нужно внимательно следить за своими помыслами. Даже чтение развлекательных новостей может нас немного расхолодить: нам уже и молиться труднее, и в храм идти не хочется. А представьте себе, что с нами будет после ночи, проведенной за чтением статей по какой-нибудь острой проблематике, а потом еще и яростных споров с оппонентами. Понятно, что от нас уйдут и желание молиться, и желание ходить в храм, и желание помогать ближнему. Можно, конечно, посоветовать вообще забыть, что такое Интернет, и вовсе не смотреть телевизор, а читать только «Добротолюбие». Но очень маловероятно, что кто-либо из наших современников этим советом воспользуется.
Помните, преподобный Серафим сравнивает христианина с купцом, который вкладывает деньги в то, что приносит ему наибольший духовный «доход»? Если большую пользу приносит тебе пост — нужно больше поститься, если молитва — больше молиться, если милостыня — подавать милостыню.
Мне кажется, эту же логику, только, если так можно сказать, с обратным знаком можно использовать и в том случае, если мы хотим защитить свою душу от негативного влияния информационного пространства. Нужно понять, какие новостные темы, сайты, блоги, форумы приносят тебе наибольший духовный вред. Вот эти-то информационные ресурсы и нужно отсечь, вычеркнуть из своей жизни, не потому что они плохи сами по себе, а потому что их тематика опасна лично для нас.
И второй критерий — светский. Те из нас, кто еще был воспитан в советское время, помнят такой прием, как чтение между строк. Правды в СМИ тогда было, мягко говоря, немного. Но любой советский гражданин, открыв газету «Правда» и прочитав передовицу, мог примерно понять, что же происходит на самом деле и о чем на самом деле побоялся сказать автор, писавший эту статью. Мне кажется, этот прием может помочь нам и сегодня. Читая тот или иной материал, я пытаюсь не цепляться сердцем за текст как таковой, а рассуждать, принимая во внимание не только то, что автор сказал, но и для какой аудитории он это сказал, что он хотел сказать, чего он не хотел сказать, кому это выгодно, для чего это написано, сказано, сделано и т. д.
Чтение между строк — это важный навык, который может помочь нам сохранить душевное равновесие. Впрочем, не стоит чрезмерно увлекаться расшифровкой неких скрытых смыслов.
Я всегда стараюсь следовать древнеримскому правилу, которое гласит: выслушай и другую сторону («audiatur et altera pars»). Этих сторон в каждом конкретном случае может быть не одна, а больше. Нужно пытаться понять разные точки зрения, даже те, которые нам неприятны. Нельзя сбрасывать со счетов даже те материалы, которые нам могут показаться откровенно пропагандистскими, потому что если их читать в трезвом состоянии ума, то и они могут помочь понять противоположную точку зрения. В них тоже могут быть рациональные аргументы.
Нужно понимать, что все, что пишут в СМИ, будь они «наши» или «не наши» — это в той или иной мере пропаганда. Ни один из источников информации я не рассматриваю как «рупор правды», которому нужно доверять безоговорочно. К тому же мнения и оценки постоянно меняются. Сегодня по телевизору нам говорят одно, а завтра — другое. И колебаться вместе с «официальной линией» той или иной партии или общественного движения — занятие, недостойное христианина.
Но я стараюсь не впадать и в противоположную крайность, которая заключается в том, чтобы всех подозревать во лжи и никому не доверять. Это тоже не по-христиански. У меня есть такие люди, мнению которых я доверяю, помня при этом, что непогрешимых людей нет.
И конечно, православный христианин не должен забывать, что все это — земное и ни к чему не следует прилепляться сердцем.
Иерей Андрей Солодко, клирик Архиерейского подворья — храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского:
— Господь говорит нам: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 22). Святые отцы, толкователи Евангелия под оком понимают человеческий ум, который является светильником для нашей души. От того, насколько наш ум чист или, наоборот, поврежден, зависит наше духовное состояние. А ум получает повреждение в том числе и через вредную информацию. Человек пропускает через себя все, что он увидел или услышал, каждая деталь откладывается где-то в глубоких тайниках его памяти и влияет на его личность. Даже то, что мы вроде бы благополучно забыли, может вдруг всплыть в виде помыслов.
Преподобный Серафим Саровский за неделю прочитывал весь Новый Завет. Он говорил, что наш ум должен как бы «плавать» в Священном Писании, и только тогда мы сможем им руководствоваться. А в чем «плавает» наш ум сегодня?
Средства массовой информации — это оружие. Их широко использовали и Гитлер, и большевики. Это оружие используют и сегодня коммерческие организации, политические силы, секты. Все они прекрасно знают: если человеку каждый день говорить, что белое — это черное, а черное — это белое, то рано или поздно он усомнится в очевидном, дрогнет и, может быть, даже поступится своими принципами. Мы все в той или иной степени зависим от чужого мнения. И если человек с устоявшимися убеждениями, чья личность уже сформирована, может сопротивляться внешнему воздействию, то молодежь, например, совершенно не защищена от вредоносного потока информации.
Святые ведь неслучайно уходили от мира в затвор и брали на себя подвиг молчания, то есть информационной изоляции. И нам сейчас информационный пост необходим как никогда.
В чем он может заключаться? Понятно, что у многих с Интернетом связана работа и учеба, и совершенно отказаться от Интернета люди не могут. Но и от пищи в пост мы отказываемся не полностью: мы принимаем ее в умеренном количестве и следим, чтобы она не была скоромной. Информационный пост должен быть таким же. Не нужно отказываться от того, что необходимо по работе и по учебе, но отключить на время поста социальные сети — это вполне реально. А освободившееся время можно посвятить молитве и чтению Священного Писания и святых отцов. Вот тогда у человека появится тот стержень, который позволит ему не путать белое и черное.
Конечно, я отдаю предпочтение информационным источникам, связанным с Православной Церковью, таким как pravoslavie.ru, patriarchia.ru. Что касается светских СМИ — для меня важно, чтобы новость подавалась в нейтральном ключе. Если брать авторские материалы, то тут степень моего доверия зависит от того, как автор излагает свою точку зрения: навязывает он ее или просто делится своими размышлениями; допускает ли он возможность другой точки зрения, помнит ли о том, что мы все люди и можем ошибаться? Если в человеке чувствуется смирение, то ему можно доверять.
Оксана Гаркавенко, старший преподаватель Саратовской православной духовной семинарии, кандидат филологических наук:
— Мой главный критерий — здравый смысл. Когда мне стараются внушить, что черное — это белое, и наоборот, возникает естественная реакция отторжения. Не люблю, когда мною пытаются манипулировать. Что я понимаю под такими попытками, поясню на конкретном примере из недавнего прошлого.
Многим памятна история с певуньями и плясуньями из группы, непристойное название которой невозможно произнести ни по-английски, ни в русском переводе. Тогда многие СМИ последовательно называли этих особ не иначе как девушками, а то и девочками. Нужды нет, что иным из «девочек» было под тридцать, и все они отличились бурными биографиями с весьма скабрезными подробностями (кто-нибудь, кстати, слышал, чтобы 23–30‑летних парней, обвиняемых в злостном хулиганстве, называли «юношами» и «мальчиками»?). Между тем слова «девушка», «девочка» вызывают вполне определенный пласт ассоциаций: черемуха, романы Тургенева, первая любовь… И вот столь трепетные, воздушные создания — в КПЗ среди грубых ментов; ужас-ужас! Это я и называю попыткой манипуляции. К счастью, как справедливо заметил Иосиф Бродский, зло — плохой стилист, что проявилось и в данном случае, и в случаях гораздо более серьезных.
Вот событие уже довольно давнее, но ключевое для понимания многих нынешних, ознаменовавшее собою наступление (дерзну перефразировать чеканную формулировку Ахматовой) «настоящего XXI века». В 1999 году страны НАТО бомбили Сербию. Напомню, если кто забыл, что операция по целенаправленному стиранию с лица земли сербских жилых кварталов, роддомов, школ называлась «Милосердный ангел». Трудно придумать название более ханжеское и циничное — зло действительно очень плохой стилист, но тем самым оно и саморазоблачается.
Что же касается конкретных источников информации — сайтов, газет и т. д., предпочитаю пользоваться разными, чтобы иметь представление как о разных точках зрения, так и о тенденциях манипулирования. Думаю, что главное — верить своим, а не чужим глазам; не поддаваться стадности, в том числе интеллигентской, которая нередко проявляется в следовании омертвелым стереотипам многолетней давности, в «фанатизме, глухом к голосу жизни» (Солженицын). И, разумеется, помнить евангельские слова о волках хищных в овечьей шкуре: по плодам их узнаете их (Мф. 7, 16).
Источники:
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ni-k-chemu-ne-prileplyatsya-serdcem
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/hristianin-v-potoke-informacii
(85)