На вопросы читателей газеты «Православная вера» и посетителей портала «Православие и современность» отвечает клирик Петропавловского храма г. Саратова священник Василий Куценко.
— Есть ли мне место в Православии, если я не хочу заниматься аскезой, люблю мир, удовольствия, вкусную еду, женскую красоту и прочее? Я верю, что Иисус Христос — это Сын Божий и Бог, и что Православная Церковь — Его дом и единственная спасительная Церковь в мире. Но не могу принять многие положения православной веры, особенно те, что связаны с аскезой, отказом от своей воли, предпочтением духовного плотскому. Можно ли мне быть православным или сперва нужно изменить свое отношение к вере? Никита
— Думаю, лучший ответ на Ваш вопрос дал преподобный Максим Исповедник четырнадцать столетий назад: «Писание не отнимает у нас ничего данного нам от Бога для употребления, но обуздывает неумеренность и исправляет безрассудность. То есть оно не запрещает ни есть, ни рождать детей, ни иметь деньги и правильно их расходовать; но запрещает чревоугодничать, прелюбодействовать и прочее. Не запрещает даже и думать об оном, ибо для того оно и сотворено; но запрещает думать страстно» (Главы о любви, IV, 66). И в следующей главе: «Иное, совершаемое нами для Бога, делается по заповеди, иное не по заповеди, но так сказать, по вольному приношению. По заповеди — когда мы любим Бога и ближнего, любим врагов, не прелюбодействуем, не убиваем и прочее, за что, если мы то нарушаем, подвергаемся осуждению. Не по заповеди, когда храним девство, и ведем безбрачную жизнь, отчуждаемся от всякой собственности, отшельничествуем <…>» (Главы о любви, IV, 67).
Говоря «не по заповеди», преподобный Максим имеет в виду, что нет такой заповеди — девство, уединение, отказ от имущества. Если человек на себя такой подвиг берет, то это его личный выбор, не указанный в Писании, как обязательный для всех.
Читать далее Вопрос священнику. Новые ответы
(36)