Как научиться правильно верить на примере житий Пресвятой Богородицы, святых Давида, Иосифа и Иакова?

Иерей Андрей Чиженко


Один из египетских преподобных когда-то сказал о том, что мы часто ошибочно думаем, что оправдываемся делами добрыми или осуждаемся злыми. Т. е. за некие заслуги Господь вводит человека в рай, а за некие проступки низвергает в ад.

Фредерик Лейтон. Царь Давид. 1868

Это не совсем так, резюмирует преподобный. Бог смотрит на главное: верил ли человек в Него либо отвергал Его. Вот главный критерий в очах Всевышнего.

Но это не декларативный постулат-утверждение типа: «Я верую – значит спасен». Подобный манифест приводит к узости мышления, к духовной лени и расслабленности, к потере бдительности и отвержению работы над собой. Он часто становится питательной средой для гордыни и различных духовных заболеваний.

Не о такой вере мы говорим…

Мы говорим о вере святых пророка и царя Давида, праведного Иосифа Обручника, апостола Иакова, брата Господнего, память которых празднуем вместе с Собором Пресвятой Богородицы на второй день Рождества Христова – 8 января по новому стилю.

Что же это за вера? «Осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», – отвечает нам святой первоверховный апостол Павел (Евр. 11:1). Что значит «осуществление ожидаемого»? Мы верим Священным Писанию и Преданию, верим в догматы и каноны Православной Церкви. Верим в то, что одни библейские события уже исполнились, другие должны исполниться не без нашего участия. И это «осуществление ожидаемого» является фундаментом нашей жизни, строя нашей жизни. Оно питает нашу жизнь, как вода питает корни и все существо растения. Животворная влага. Что же такое «уверенность в невидимом»? Мы верим, что только по своей греховности и дебелости (как говорят святые отцы) не видим духовного мира, который в энное количество раз больше и пространнее мира материального. Из него-то и  начинается все материальное. Подобно тому, как Церковь земная начинается из Церкви небесной. Подобно тому, как до существования создания мира было Слово, Которым мир сотворен. Почему в Православной Церкви такой огромный акцент делается на молитве? И почему столько, например, частных треб на различные аспекты личной жизни человека существует? Потому что в православии ВСЕ начинается с молитвы. Она дверь между мирами – видимым и невидимым. Она невидимо призывает благодать Святого Духа, которая видимо действует и животворит весь мир. И еще одно…

Мы верим, что когда-то невидимое снова станет для нас видимым и всеобъемлющим. Это пока сквозь тусклое стекло и гадательно, но вскоре – лицом к лицу мы будем видеть Ожидаемого, в Которого веруем, или Неожидаемого, в Которого не веруем, Бога. Все Его увидят, не будет такого человека на земле, который не увидит.

Святой апостол Иаков, память которого мы ныне празднуем, писал: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Значит ли это, что мы оправдываемся добрыми делами или осуждаемся злыми? Значит ли это, что здесь действует сухой арифметический юридизм? Но как же тогда слова святого Божественного Павла: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.

А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:

«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.

Блажен человек, которому Господь не вменит греха.

Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.

Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.

И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.

Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры» (Рим. 4:1–13).

Как же тогда сочетаются эти, на первый взгляд, два диаметрально противоположных отрывка из Священного Писания – апостола Иакова и апостола Павла?

Они не противоречат, но дополняют друг друга. Мало того, вера и дела (в том смысле, в котором их подразумевает Священное Писание, а именно созидание в себе христианских добродетелей на основе заповедей Божиих) практически одно и то же. Вернее сказать, добрые дела проистекают от веры. Они ее детища, ее сотворения. Они органически с нею связаны. Потому что тот, кто верит, тот любит, а тот, кто любит, стремится угодить Любимому, соединиться с Ним. Любимый становится словно бы центром его внутренней вселенной, смыслом его бытия. Человек верой своей впустил в себя Бога. Он устроил сам из себя храм в душе. И Святой Дух пришел и поселился в нем. И творит его руками (фигурально, но в то же время и буквально) добрые дела созидания в микрокосме духа человеческого и в макрокосме мира. И тогда уже истинно в самом человеке сбываются слова главной молитвы христианства «Да будет воля Твоя, а не моя».

Вспомним слова Господа: «…если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: ‟перейди отсюда тудаˮ, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас…» (Мф. 17:20). Вспомним исцеление кровоточивой женщины. Толпы народа теснились и прикасались к Нему. Но только одна прикоснулась с верой, и Он почувствовал, как сила излилась из Него в эту бедную женщину и исцелила ее. А Ирод, к которому отослал Спасителя Понтий Пилат, был удостоен страшного молчания. Почему? Не верил Христу! Не верил Богу! Воспринимал Его как фокусника. И ждал от Него зрелища. Вот в чем дело. Почти перед всеми исцелениями Господь спрашивал у человека: «Веруешь ли Ты, что могу это сделать?» И если слышал «Верую», то исцелял.

Почему ученики не могли исцелить бесноватого отрока? Во-первых, потому что еще не осознали в полной мере, что Учитель их – Бог. Но и, с другой стороны, потому, что отец отрока не верил. Тогда Спаситель спросил у родителя: «Веришь ли, что Я могу это сделать?» И отец возопил: «Помоги моему неверию!» Мальчик был исцелен.

Воистину «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

Исходя из всего вышесказанного, мы не можем воспринимать веру как декларацию или манифест, как идею. Часто за ними оправдание собственной лени и прикрытие грехов.

Вера – это работа. Вера – это тяжкий труд. Вера – это изменение себя. И в том великие примеры тех святых, чьи памяти мы празднуем во второй день Рождества Христова. Они Его родственники и соратники.

В первую очередь это Дева Мария. Богоизбранная Отроковица безоговорочно поверила в тот непростой удивительнейший факт, что Она понесет от Святого Духа, родит Бога и останется Девой. Интеллектуал Симеон – великий переводчик Ветхого Завета – не поверил! Первый в Израиле священник Захария не поверил, что пожилая женщина забеременеет и родит сына. А Она безоговорочно поверила. Сразу и навсегда. «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Вспомним святого пророка и царя Давида. Какие великие скорби почти всю жизнь преследовали его! Но он не отчаивался, но полностью вверял себя в руки Божии, зная, что Господь спасет его.

Или праведный Иосиф Обручник. Представим его скорбь и искушения, которые даже отображены в иконографии Рождества Христова. Сидит Иосиф в тяжелом мучительном раздумье, а над ним стоит диавол в виде старичка в некрасивой одежде. О чем дума Иосифа? Взял Деву, оказалась беременной. Что делать? Как быть? Но святой Иосиф безоговорочно поверил Ангелу, что Мария беременна Богомладенцем. И принял на себя до последнего своего вздоха защиту Христа и Ее.

Святой апостол Иаков, брат Господень. После смерти Иосифа сыновья его отказывали Господу в наследстве. Только один Иаков разделил с Богом часть своего наследства. Почему? Он знал, Кто перед ним. Он верил Ему.

Закончить же наши размышления хочется прекрасными и святыми словами святого первоверховного апостола Павла: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:32–40).

Какие величественные и радостные для нас слова! Святые нас ждут! Каждому из нас также уготовано место в Царствии Небесном. Почему? Потому что в Рождестве Христовом каждый из нас «уже не раб, но сын» (Гал. 4:7).

Нужно только поверить в Бога…


Источник: http://pravlife.org/content/kak-nauchitsya-pravilno-verit-na-primere-zhitiy-presvyatoy-bogorodicy-svyatyh-davida-iosifa

(146)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *