Какой главный вопрос мы должны задать себе в праздник Введения Пресвятой Богородицы?
Отвечает иерей Андрей Чиженко
4 декабря по новому стилю мы празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Святой пророк Захария, будучи по левитской чреде в то время первосвященником, совершает удивительную, из ряда вон выходящую вещь, вводит Деву во Святое святых – место, куда сам он – первосвященник – входил только однажды в год с кровью очистительной жертвы.
И это страшное и величественное действо наполняет душу благоговением. Ведь десятки поколений евреев существовали и очищались-возделывались Богом, как виноградник, чтобы в мир явилась Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим – Пресвятая и Пречистая Матерь Бога, ставшая Матерью всего человечества.
Но не только Дева Мария вошла в алтарь. Нет. Не только Она. Но вместе с Ней вошли во Святое святых и все мы – человечество. Введение Пречистой во Святое святых стало прообразом того, что завеса скоро раздерется надвое, и херувим с огненным мечом отступит от входа в рай, и туда, измученный своим окаянством, преисполненный покаянием, как чаша, переполненная вином, и прощенный, войдет благоразумный разбойник вслед за Христом и длинная-длинная вереница святых людей и праведников. И эта живая ниточка угодников Божиих тянется до сих пор, до нашего времени. И мы тоже можем войти в нее, угодить Богу своей жизнью и попасть во Святое святых мира – Царствие Небесное.
Но для этого мы должны захотеть войти в свой храм. Совершить собственное введение в храм Божий. Ведь Бог уже сделал для нас все возможное на этом пути. Он сотворил нас, Он возродил нас в Таинстве Крещения, соединил с Собою, превратив в богов, в царственное священство, народ избранный. И теперь Всевышний-Первосвященник стоит на вершине ступенек храма наших душ – в глубине сердца и ждет, чтобы и мы, как Пресвятая Богородица, начали свое восхождение вверх – к Нему. И Ангелы Хранители наши святые стоят с возженными свечами окрест и ждут, и умоляют нас сделать этот первый шаг, который приведет каждого к вечному блаженству.
Всмотримся же, братия и сестры, в себя – в храм собственной души: горит ли там на престоле – лампадка молитвы? Совершает ли наша душа, как священник, в нем богослужение? Есть ли в лампадах наших елей добрых дел? Очищен ли храм от житейского мусора Таинствами Церковными, украшен ли он нашим участием в них, сияет ли он золотом икон, облитых благодатью Святого Духа, нашим призыванием Бога на помощь и славословием Ему?
Устрояем ли мы постом и подвигами аскетическими по мере сил из тела своего мощи? Ведь образование святых мощей – это не только результат, но и процесс всей жизни, угодной Богу.
Или же, наоборот, лампадка на престоле давно потухла, елей весь высох, окна выбиты, а потолок провалился, засыпав храм мусором. И в нем вместо святых Ангелов крысы и тараканы поселились.
Вот какой, мне кажется, вопрос должен задать каждый из нас в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В каком состоянии находится мой внутренний храм? Да, внешне большинство из нас красивы, ухожены и благообразны. Но таковы ли мы внутренне? Не наполнены ли мы мерзостью и нечистотами? И, скорее всего, наполнены. Тогда нам нужно с Божьей помощью браться за труд подвижнический по очищению души и тела от скверны.
Как?
Ответ на это дает сама Пресвятая Богородица. Какую жизнь Она вела при Иерусалимском храме? Молитва, труд, пост, участие в богослужениях, добрые дела милосердия. И святой Ангел носил ей пищу.
Над нами же склонился не Ангел, но сам Господь. И каждое воскресение отверзаются Царские врата, и Он появляется, чтобы причастить нас Своих Тела и Крови и соединить нас с Собою, даровать нам жизнь.
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и я в Нем» (Ин. 6:53–56).
Какие великие и ужасные слова! Как они должны побуждать нас к действию – к участию в Таинстве Евхаристии. Они словно царь-колокол, звучащий по всей Вселенной и призывающий верных на Литургию.
Пусть же Господь молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых поможет нам правильно войти в Рождественский пост, сделать первый шаг по дороге к храму – заглянуть внутрь и осознать всю глубину падения, разверзающуюся пропасть греха. Это осознание поможет душе, как маленькой девочке, вспорхнуть и поспешить к Богу – в Его любящие и широко раскрытые объятия!
(176)