Миланский эдикт — указ святого равноапостольного царя Константина, даровавший свободу вероисповедания населению Римской империи, — ознаменовал новую эру в истории христианского мира. Кроме последователей Христа и язычников в империи существовали многочисленные группы вроде бы христиан, чьи верования, однако, очень сильно отличались от веры, которую передали ученикам святые апостолы. В эпоху гонений было невозможно открыто обсудить богословские вопросы, которые накопились за 300 лет существования Церкви Христовой. Поэтому после объявления свободы возникла острая необходимость отделить истинное учение от ложных мнений. Для этого в 325 году по Р. Х. был созван Первый Вселенский Собор, в котором приняли участие 318 епископов со всего мира.
Память святых отцов Первого Вселенского Собора Православная Церковь отмечает в седьмое воскресенье по Пасхе.
Скромное обаяние ереси
Автор новой ереси, которая охватила Римскую империю уже после того, как закончилась эпоха гонений, александрийский пресвитер Арий отличался невероятной харизмой и обаянием. Высокий худой старик с пронзительным взглядом, ученый-диалектик и красноречивый оратор, он был окружен восторженными почитателями. Его идеи отличались приземленной простотой и были этим особенно опасны.
Арий учил, что Господь наш Иисус Христос есть не воплотившийся Бог, а всего лишь одно из творений Бога Отца, как бы «второстепенный Бог», вместе с другим Божественным творением — Святым Духом — исполняющий волю единственного настоящего Бога. Учение ариан получило огромный резонанс потому, что было понятно как малообразованному народу, так и новообращенным христианам из языческой интеллигенции, которые не были готовы воспринять мистическую глубину подлинного христианства.
Еретические заблуждения Ария могли привести к катастрофическим для Церкви последствиям: он фактически уничтожал христианство как религию искупления и низводил ее до уровня еще одного моралистического учения. Святой Александр — епископ Александрийский — запретил Арию проповедовать, но нечестивец только усилил свою «пиар-кампанию». В ход пошли подковерные интриги. Арий был неутомим — неудивительно, что на его сторону встали многие высокопоставленные особы, включая знаменитого историка Евсевия Кесарийского.
Читать далее Екатерина Иванова: Невозможная победа истинной веры →
(28)