Кризис семейных ценностей
Следует признать, что кризис семейных ценностей, который поразил современное общество, коснулся и жизни духовенства. Конечно, не в той мере, как это произошло в миру, но тем не менее очевидно, что кризисные отношения существуют и в некоторых семьях священнослужителей. Как правящий архиерей города Москвы я получаю соответствующую информацию, и если сравнить с тем, что было 10–20 лет назад, то, конечно, мы наблюдаем отрицательную динамику в плане сохранения священнических семей, общей атмосферы в этих семьях.
Мы живем в условиях тотального распространения нравственно сомнительных представлений об отношениях между мужчиной и женщиной, навязываемых через средства массовой информации, через интернет, социальные сети, глянцевые журналы, телешоу и так далее. А ведь семьи духовенства не живут в изоляции, поэтому все то, что касается любого человека, его разума и сердца, касается и семей священнослужителей.
Наши предки могли передавать семейные ценности от отца к сыну, от матери к дочери. Этому способствовал общинный строй жизни. Родитель, говоря ребенку о браке и семье, не был вынужден конкурировать с всепроникающей иной точкой зрения, которая сегодня присутствует в так называемой популярной культуре. В наши дни мы живем в условиях полной информационной открытости, непрестанной борьбы идей, а значит, снижения значения любого авторитета.
Защитить подрастающее поколение от пропаганды так называемой свободной любви практически невозможно. Включаете телевизор, идете в кинотеатр – везде эта тема достаточно красочно представлена, что, несомненно, влияет на сознание, на ум, на душевное состояние молодежи. Но, конечно, можно учиться противостоять всему этому и опровергать словом и опытом те ложные обещания, которые дает молодым людям популярная культура, открыто заявляющая об отсталости традиционных представлений о семейных ценностях. Можно и нужно говорить о целомудрии, и я хотел бы поблагодарить новое руководство «Спаса» за то, что оно стало более чувствительным к актуальной тематике. Мне удалось посмотреть некоторые программы на нашем телеканале, в которых тема целомудрия была представлена достаточно убедительно. Конечно, одной-двумя программами исчерпать эту очень важную тему невозможно, но тот факт, что она обсуждается на телевидении в альтернативном по отношению к массовой культуре ключе, – это уже положительное явление.
Целостность семьи – это поле непрестанных усилий
Семейная нравственность, в том числе в священнических семьях, – это не данность. Целостность семьи – это поле непрестанных усилий, направленных на укрепление брачного союза. Возможно, в прошлые времена заключение брака можно было рассматривать как единожды сделанное приобретение, не требующее никакого внимания. Женился, вышла замуж – и как будто дальше можно особенно не беспокоиться. Развод не одобрялся обществом, раздел имущества был невероятно сложным, людям оставалось только жить вместе. Иногда терпеть друг друга, но формально браки сохранялись.
Сегодня, как вы знаете, это далеко не так. Некоторые упрекают нас в том, что семейные идеалы прошлого – это фанатизм и что Церковь проповедует нечто безнадежно устарелое. Но это совсем не так: нам известны и священники, и миряне, у которых семья – это действительно малая Церковь. Однако эта Церковь созидается благословенными Богом трудами. Она не созидается просто потому, что один из супругов является священнослужителем, а другой воспитан в христианском духе. Этого мало, потому что каждый день супружеской жизни может бросить вызов семейным отношениям, в том числе ввиду негативного влияния на семейные отношения извне.
Подготовка семинаристов к семейной жизни
Священнику нельзя оправдывать свое неучастие в семейной жизни пастырской нагрузкой. Что бы ни происходило, семья должна занимать в жизни каждого женатого священника значимое место. Потому что семейная жизнь священника, тем более в сельской местности, где жизнь каждого – на виду, имеет совершенно особое значение. Это непременно должна быть жизнь, с которой люди хотели бы брать пример.
Вот почему подготовка семинаристов к семейной жизни – это не только залог благополучия их семей. Семья священника всегда – образец для окружающих, особенно там, где священник живет в окружении людей и где нет такого отчуждения между ними, как это имеет место в мегаполисах. В мегаполисе можно спрятаться в своей квартире, и даже сосед по лестничной площадке не будет ничего знать. А вот в сельском приходе все всё знают и, взирая на священника, на матушку, стремятся видеть в их отношениях пример.
Вот почему подготовка к семейной жизни должна быть в центре нашего внимания, особенно когда мы говорим о воспитании семинаристов, об их подготовке к пастырскому служению.
Нет такой сложности в семейной жизни, в отношениях между супругами, которая не может быть предотвращена или преодолена любовью и вниманием друг ко другу. Казалось бы, аксиома, но женатые люди знают, что эта аксиома не всегда с легкостью осуществляется. Ибо любовь – это чувство, которое требует постоянного возгревания. Эти слова касаются не только христианской любви – они имеют отношение и к семейным отношениям. Поэтому еще раз хотел бы сказать, что для нас очень важно воспитывать наших семинаристов таким образом, чтобы они выходили из семинарии хотя бы теоретически готовыми к тому, как строить семейные отношения.
Забота архиереев
Семьи священников должны быть в центре внимания и правящих архиереев. Архиерей не должен вмешиваться в жизнь священнослужителей, но он должен быть добрым отцом, советчиком, человеком, который может прийти на помощь, когда жизнь семейная подвергается испытанию. К сожалению, не всегда так бывает, и, даже имея контакты с духовенством, архиереи не всегда знают, что происходит в семьях священнослужителей. Когда я был митрополитом Смоленским, я очень любил проводить встречи духовенства вместе с матушками. Считал, что это очень важно. Во-первых, у меня открывалась возможность увидеть их отношения, на матушек посмотреть. Ведь священника ты видишь более или менее часто, а все, что касается его семейной жизни, остается сокрытым. Думаю, эти встречи производили положительное впечатление и на духовенство. Поэтому я бы обратился ко всем правящим архиереям с призывом ни в коем случае не исключать из области своей архипастырской ответственности заботу о семейном благополучии духовенства.
Эти слова я хотел бы предложить в качестве вступления к нашей работе – с тем чтобы каждый из нас смог немножко подумать на эту тему. Принимая во внимание, что эти слова услышат многие, надеюсь, что и наши правящие архиереи задумаются и, может быть, обратят большее внимание в своей непростой повестке дня на взаимодействие с семьями священников и на архипастырскую заботу о благополучии этих семей.
Из слова на заседании
Высшего Церковного Совета
Русской Православной Церкви,
Москва, 20 марта 2019 года
Светотворный пост
Второе воскресенье Великого поста на языке церковного устава именуется Неделей светотворных постов. Светотворный пост – это пост, который творит свет. Даже сегодня, после всего, что было в истории Церкви в связи с этой темой, трудно, если вообще возможно, понять, как пост может творить свет. Но есть духовный опыт многих людей, который особым образом был явлен в XIV веке на Горе Афон. Там возникло целое движение иноков, которые молитвой и постом углублялись в духовную жизнь настолько, что весь мир оставался где-то на периферии, и достигали такого состояния, что становились словно источники некоего света. В Церкви возникло движение, участники которого стремились не только понять, но и разъяснить людям, что свет, который зажигается в сердце человека через молитву, пост, совершение добрых дел, свет, который отображается в лице человека, в его глазах, – это не простой свет, но явление Божественной благодати. Свет есть синоним Божественной благодати, есть видимое выражение Божественной благодати. Более того, свет является свидетельством присутствия Божественного начала в человеке.
Божественная благодать
Что же может сильнее, чем Божественная благодать, действующая в нас, укрепить нашу веру? Да ничего! Никакие аргументы не убеждают современных людей, особенно в сфере религиозной жизни. Но личный опыт человека, который почувствовал действие благодати в своем сердце, является сильнейшим доказательством присутствия Бога в нашей жизни. Еще раз скажу об опыте богоносных отцов, в XIV веке сформулировавших эту очень правильную богословскую мысль, ставшую практически догматом. Отцы не просто сформулировали эту мысль, но и защитили ее от попрания еретиками. Это событие мы сегодня и празднуем – утверждение простой и одновременно сложной богословской идеи о том, что Божественная благодать присутствует в нашей жизни и может проявлять себя в жизни человека и в жизни человеческого общества.
Из слова после Литургии
в храме благоверного князя Александра Невского
в Александровке г. Москвы 24 марта 2019 года,
в Неделю 2-ю Великого поста,
день памяти святителя Григория Паламы
Источник: http://www.pravoslavie.ru/120116.html
(76)