Верность Преданию есть верность творческая. Источник Предания – Божье откровение и творчество человека. Во Христе истина дана сразу и вся, но человек может выбирать формы для её выражения. Это – соработничество.
осподь даёт человеку содержание и Сам предлагает нам найти форму. Он видит в человеке не пассивного воспринимателя истин, а зовёт нас к сотворчеству.
Пример: Господь даёт молитвенный дух, но как разно он выражается в разных молитвах.
Это можно сравнить с разными стихами великих авторов, которые не схожи во всём, кроме гениальности, высоты и единого живящего их духа. Каждый духовный человек выражает Предание своим неповторимым, лишь ему одному присущим образом.
Святой Иустин Сербский говорит, что каждый верный христианин является важной частью Предания, ведь живёт он в Том же Духе Святом, в Котором жили и апостолы. У каждого человека разная мера благодати, зависящая от его труда перенесённых скорбей, жизни для других и любви. Каждый человек выражает образ Божий по-своему, а потому Предание бесконечно разнообразно, и это тот случай, когда мы можем благодарно повторить латинскую поговорку «Да здравствует разница!».
Святой Иустин Сербский: «Предание – Христос и вся Его Богочеловеческая жизнь, реализованная в каждом члене Церкви Духом Святым через святые таинства и святые добродетели… Предание богочеловечески едино и богочеловечески неделимо. Дух Святой через всех и через каждого из них (святых) благовествует одну и ту же истину Спасителя».
При всём видимом различии людских путей к Богу всех живущих Преданием напояет один и тот же дух.
Иоанн Дамаскин говорит: «Мы не изменяем вечных границ, установленных отцами, а храним Предание таким, каким получили его». Это значит, что мысль православного человека не должна сходить с пути истины, завещанного нам Христом. Но внутри самого пути мы должны обратиться к словам старца Иоанна Миронова, однажды сказавшего: «Евангелие у нас одно, а исцеление все получают по-разному». Обратим внимание и на слова Иоанна Златоуста: к Богу ведёт столько путей, сколько существует людей. Конечно, все эти пути только в пределах верного православного духовного пути. Поэтому дороги, по которым к Богу приходили святые отцы, порою столь разнообразны, что, бывало, это даже рождало непонимание одного отца другим. Хотя, конечно, такое непонимание случалось довольно редко.
Предание есть Дух Святой, живущий в Церкви. Поэтому основная форма выражения Предания есть человек, приобщающийся к благодати Господней.
Как пишет патролог Каллист Уэр, Предание имеет также и формы своего выражения на земле. К ним он причисляет: «книги Библии, Символ веры, постановления Вселенских соборов и писания св. отцов, каноны, богослужебные книги, святые иконы. Иначе говоря, это вся система вероучения, церковного управления, культа, духовности и искусства, выработанная Православием на протяжении веков».
Однако, митрополит Каллист делает важную оговорку: «Не всё воспринятое из прошлого равноценно, и не все непременно истинно. Как заметил один из епископов на Карфагенском соборе 257 г., «Господь сказал: Я есмь истина. Он не сказал: Я есмь обычай». Есть разница между преданием и традициями: многие унаследованные от прошлого традиции имеют человеческую и случайную природу. Это благочестивые (или неблагочестивые) мнения, но не истинная часть предания – основания христианской вести».
Рассмотрим по порядку те внешние формы, в которых выражается Предание. Внешние в данном случае означают именно форму выражения, а не отрыв от содержания и не внутреннюю пустоту, чего, конечно же, никогда не бывает в Предании.
Библия
Каллист Уэр: «Библия – это Писание народа: его нельзя рассматривать как нечто стоящее над Церковью, ибо оно живет и понимается внутри Церкви (вот почему не следует разделять Писание и Предание). Именно от Церкви в конечном счете получает Библия свой авторитет, ибо именно Церковь изначально решала, какие книги принадлежат к священному Писанию; и только Церковь вправе авторитетно толковать Священное Писание».
Почему так? По единству Духа, напояющего Церковь и Писание. Духовный опыт Церкви и опыт, зафиксированный в Писании, – это единый опыт. Православие рассматривает Библию как словесную икону Христа.
Писание, по святому Симеону Новому Богослову, – часть Предания. Писание не есть основа религиозной веры, оно само основано на религиозном опыте и отражает этот опыт.
Святой Симеон Новый Богослов говорил: «Только то чтение полезно, которое сопровождается исполнением прочитанного»; «Во время чтения необходимо вглядываться в себя, рассматривая и изучая душу свою как в зеркале».
Библия – это послание, адресованное каждому читателю непосредственно и персонально. Святые отцы верили в живое присутствие Христа в Писании.
Каждое слово Евангелия обращено к нам лично. Христос пришел спасти всех – но не все хотят, чтоб Он их спасал. Это те, кому хватает для счастья животной жизни, и Бог ждёт особого момента, направляя их жизнь так, чтоб дать им шанс услышать то, что Он говорит. Поэтому Христос не сразу пришёл спасать, а через несколько тысячелетий, поэтому Он и апостолам говорит не тратить усилий там, где это невозможно.
Если даже выучить всё Писание наизусть, знать его историю и все толкования, то нисколько не приблизимся к Богу, ведь не приближает это знание к Нему врага человеческого рода и протестантов.
К Богу приближает нас только следование тому, чему учит Евангелие.
Поэтому единственное условие правильного истолкования – это знание того, что Писание не книга, а жизнь.
Святой Иустин Сербский: «Это книга, которая читается жизнью и понимается деланием».
Святой Марк Подвижник: «Писание читай делами».
Причем понимание того, как исполнять прочитанное, должно быть не своё, а апостолов и святых, пришедших к Богу.
Смысл Евангелия – человек может соединиться с Богом. Возможно же это только при исполнении того, чему учит Христос.
К чтению слова Божьего христиане всегда относятся как к одному из самых важных дел христианской жизни. Все самые знаменитые толкования – проповеди, а не кабинетные творения. Они рождались в молитвенном вслушивании в Бога, даже когда их писали в кабинете.
Это чтение – семя, бросаемое в человеческую душу для взращивания плодов. Поэтому с первых лет православные читали Писание во время службы в Церкви. Вначале, конечно, Ветхий Завет, потому что Нового Завета ещё не было.
Правила при чтении слова Божьего
Чтение всегда должно начинаться с молитвы к Тому, Чьё слово сейчас собираемся читать. Мы нуждаемся в духовном просвещении, чтобы понять и принять Его слово.
«Господи, Иисусе Христе, спаси и помилуй раба твоего (имя) словесами Божественного учения Твоего, читаемыми о спасении раба Твоего (имя). Попали, Господи, терние всех грехов его, да вселится в него благодать Твоя, очищающая, освящающая во веки веков. Аминь».
Постоянство. Ежедневно читать. Когда епископ Митрофан Никитин преподавал на отделении духовной культуры, он всех студентов благословлял читать в день по главе из Нового Завета. Всего одна глава, но и это сделает своё доброе дело.
Ведь мы после грехопадения непостоянны, и, если редко читать слово Божие, оно никогда не принесёт плода. А нужно, чтоб оно в один из дней проникло в наше сердце и изменило его.
Честность и непредвзятость. Всё Писание обращено лично к каждому человеку. Евангелие гораздо умнее нас, а мы понимаем только в меру своего духовного роста, очень до многого мы не доросли.
Великий современный старец, ученик святого Силуана Афонского Софроний Сахаров говорил, что всю жизнь читал Евангелие, но вначале просто его читал, хотя и с доверием тому, что там написано. А потом, когда пережил множество откровений от Господа, он понял, что за каждым словом Нового Завета онтологическая, бытийная, несомненная реальность.
При чтении Писания необходимо обращаться к Церковному Преданию. Важно знать, как его правильно понимать. Даже апостол Петр писал в своём Послании, что для него в Посланиях апостола Павла есть что-то неудобопонятное. Писание – письменная часть Предания. А Предание проверено жизнью святых.
Необходимо благоговение при чтении. Даже положение тела должно быть благоговейным. Раньше переписчики переписывали Евангелие стоя. Можно и сидеть, но не закладывая при этом ногу за ногу, не кушать при этом.
Люди часто приходят к вере просто читая Евангелие. Знаю одного человека, который уверовал читая Евангелие от Иоанна.
В советские времена, когда Евангелие в СССР не издавалось, люди выписывали цитаты из атеистических книг, и чувство было при этом такое, как напился живой воды посреди пустыни. То же самое мы можем испытать, когда читаем книгу «Сектоведенье». Читая лживые учения сект, духовно задыхаешься, а когда встречаешь в тексте слова Писания, то душа снова дышит Духом Святым.
Это происходит потому, что Христос Сам присутствует в Писании.
Писание – средство, позволяющее жить с Богом и в Боге. Оно вносит свет в нашу жизнь.
Писание – часть Предания. Писание не есть основа религиозной веры, оно само основано на религиозном опыте и отражает этот опыт.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/zachem-hranit-cerkovnoe-predanie-chto-ono-v-sebya-vklyuchaet
(81)