11 апреля — память преподобных Марка, Ионы и Вассы Псково-Печерских
Псково-Печерский Успенский монастырь. Эта никогда не закрывавшаяся обитель Северо-Западной Руси широко известна своими святыми старцами, подвизавшимися здесь с XV столетия и вплоть до наших дней. Первыми среди них были устроители обители, о жизни которых мы знаем немного, но глубоко почитаем как основателей этой великой святыни.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНЫХ МАРКА, ИОНЫ И ВАССЫ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИХ
«Преподобные Марк, Иона и Васса почитаются как родоначальники Псково-Печерского монастыря. Точно неизвестно, когда первые монахи-отшельники поселились при ручье Каменце в самородных пещерах горы, которую местные жители издревле именовали «святой горой». Монастырская летопись передает рассказ первых очевидцев, звероловов из Изборска: «Раз случайно пришли мы с отцом на край горы, где ныне церковь Богородицы, и слышим как будто церковное пение; пели стройно, благоговейно, а певцов не видно было, и воздух наполнен был благоуханием фимиама»…»
С Псково-Печерской обителью связаны судьбы многих известных церковных подвижников. В значительной степени именно этот монастырь повлиял и на жизненный путь нынешнего Предстоятеля Русской Церкви — Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который в ходе одного из последних посещений обители 3 сентября 2014 года поделился своими детскими воспоминаниями об этой святыне:
«Всякий раз, когда я вступаю на землю Успенского Псково-Печерского монастыря, сердце исполняется совершенно особыми чувствами, которые мне знакомы с раннего детства. Я имел возможность почти каждый год посещать Псково-Печерскую обитель вместе со своими благочестивыми родителями, а затем и самостоятельно. Многое из того, что возникло в моем уме и в моем сердце, подвигая на принятие священного сана и монашества, проистекает в том числе от соприкосновения со Псково-Печерским монастырем.
Именно здесь, в Успенском соборе, старец Марк символически прообразовал мое будущее иноческое житие. После Литургии Преждеосвященных Даров (по всей вероятности, в далеком 1955 году), выходя из храма, в ответ на просьбу моей благочестивой мамы о благословении старец покрыл меня своей мантией, что вызвало очень большое удивление у стоявших рядом людей. Помню как сейчас это мгновение, и глубоко убежден, что прозорливый старец предвидел мой жизненный путь…»
И каждому православному христианину хотя бы раз в жизни стоит совершить паломничество в эту дивную обитель, монашеский дух которой является одной из главных основ нашей церковной жизни.
(122)