Крещение: обещание Богу доброй совести (+видео)

Крещение — самое первое церковное таинство в жизни человека. Многие святые называют его вторым рождением, началом обновленной жизни, усыновлением Богу. Сегодня на вопросы о таинстве Крещения и о том, что ему сопутствует — об огласительных беседах, обязанностях восприемников и другом, отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.


 

Совместное действие Бога и человека

Владыка, уже несколько лет в нашей епархии, прежде чем креститься, люди проходят определенную подготовку в храме — огласительные беседы. Для чего они нужны? Что необходимо знать тому, кто хочет креститься?

Прежде всего, хочу сказать, что беседы эти проводятся не только в нашей епархии, но и во всей Русской Православной Церкви. С того времени, как церковная жизнь в нашей стране стала свободной, мы постоянно говорили о том, что Крещение не должно совершаться «автоматически», по факту обращения, как это вынужденно происходило в советские годы. Были приняты решения Архиерейских Соборов о необходимости катехизации перед Крещением, и сегодня обязательны так называемые огласительные беседы. Они проводятся со взрослыми людьми, желающими креститься, с родителями и восприемниками младенцев. Подготовка к Крещению необходима для того, чтобы люди осознанно подходили к этому не просто первому, но и важнейшему таинству, с которого начинается церковная жизнь человека.

Собственно говоря, эти беседы не являются чем-то новым. Оглашение — это традиция Церкви, известная с древности. В России она была прервана искусственно в советские годы так же, как и большинство церковных традиций и правил, поскольку в то время их просто невозможно было соблюдать.

Человек, который хочет креститься, прежде всего, должен понимать, что такое Крещение, какие обязательства оно на него накладывает. Об этом можно сказать словами другого чинопоследования — монашеского пострижения: «Виждь, к Кому приступаеши и кого отрицаешися». В Крещении человек дает Богу обещание доброй совести (1 Пет. 3, 21). Он отрекается от сатаны и всех злых дел, которые являются последствием грехопадения первых людей и связаны с человеческим грехом. Это нужно очень хорошо осознавать. И обязательно нужно знать свою веру. Человек, приходящий креститься, должен прочитать Евангелие, понимать, что такое Церковь Христова и каково будет его место в ней.

На огласительных беседах перед желающими принять Крещение раскрывают эти истины. И затем, уже в зависимости от того, насколько человек их воспринимает, он может креститься — а может послушать и сказать: «Нет, это мне не подходит, это не мое, мне это не нужно». И если у него сложилось такое отношение, и он уйдет, то правильно сделает. Гораздо хуже будет, если он крестится ради угождения, скажем, своим верующим родственникам или просто «на всякий случай». Думаю, такое отношение — «и нашим, и вашим» — самое плохое, что может быть в человеке, причем безотносительно к вере и Церкви.

— Владыка, что происходит во время Крещения?

В ходе Крещения человек исповедует, прочитав Символ веры, свою веру в Бога. Через погружение в воды купели он приобщается смерти и воскресению Христову. Троекратное погружение как раз знаменует собой трехдневное погребение Спасителя и Его воскресение. Вот почему одной из самых важных составляющих частей таинства является именно погружение человека в воды крещальной купели, а не просто окропление водой, как это иногда, к сожалению, до сих пор еще встречается.

— Владыка, Вы сами уже много лет совершаете таинство Крещения над взрослыми людьми в Саратове, общаетесь с ними. По каким причинам обычно сегодня взрослые люди принимают решение креститься?

Думаю, что для абсолютного большинства взрослых это сознательный приход к Богу. Другое дело, насколько люди потом готовы реализовать то, что они получили в Крещении. Здесь бывает по-всякому. Хотя, когда мы крестим взрослых людей, они проходят исповедальную беседу, принимают миропомазание и Крещение, затем сразу же участвуют в Литургии и впервые в жизни причащаются Святых Христовых Таин — то есть они становятся участниками основных таинств Церкви. И я полагаю, что даже если кто-то из них не готов сию минуту кардинально измениться, все равно у этих людей гораздо больше шансов потом все-таки начать полноценную церковную жизнь.

— Обещание Богу изменить свою жизнь, которое надо дать при Крещении, пугает людей?

Да, думаю, основная причина, по которой люди обходят Церковь стороной,— это как раз боязнь того, что нужно себя менять. Каждый человек, даже совершенно далекий от веры, в глубине души не раз задумывался о Боге. И если из этих мыслей ничего не вышло, если ничего за ними не последовало, значит, он просто научился их от себя отгонять. Именно потому, что каждый человек понимает: стань я верующим, мне нужно будет очень многое изменить в моей жизни. А это бывает больно, неприятно, тяжело, и это, собственно говоря, основная причина, по которой не все наши соотечественники, называющие себя православными, находятся в Церкви. Все остальное — «службы долгие, старухи злые, попы толстые» — это те лазейки, которые совесть человека ищет для того, чтобы спрятаться от самой себя.

— Владыка, у нас есть вопросы от читателей по теме нашей беседы. «В других христианских конфессиях, если человек крещен во младенчестве, в сознательном возрасте он обязан пройти конфирмацию (то есть миропомазание у католиков или исповедание веры у протестантов). У нас обычно считается, что крещение действенно вне зависимости от веры крещаемого и восприемников. Где грань между сознательным и сверхъестественным при крещении? Андрей»

Андрей здесь не совсем прав. Я бы его вопрос разделил на несколько частей. Первое: конфирмация у католиков и аналогичное явление у протестантов связаны с другим. Конфирмация — это ведь не просто отдельное миропомазание, которое у католиков обязательно совершает епископ. Это еще и подготовка к первому Причастию, часть которой — соответствующие экзамены, на которых подростки должны рассказать о своей вере, о Церкви. Как дисциплинарное явление это неплохо. Собственно говоря, мы с нашими огласительными беседами пытаемся достичь того же результата. Однако у католиков вокруг этого возникает и некое квазидогматическое оправдание. Это уже, конечно, неправильно.

Что касается того, что у нас «обычно считается»… Ни в коем случае у нас так не считается. Надо четко отличать учение Церкви, которое всегда было одинаковым даже в самые тяжелые для нее времена, от народных толкований. К примеру, то, о чем мы сейчас говорили, принесли ребенка — крестите, и всё: «Это наши обычаи, мы русские — значит, православные, у нас все крещеные, и не забивайте нам голову лишними беседами»… Но это не учение Церкви. Это то, во что вылилась ситуация, когда Церковь долгие десятилетия не имела возможности кого-то чему-то учить, что жестко пресекалось властью. Попробуй священник собери возле себя хоть молодежь, хоть стариков, — его тут же снимали с регистрации, и на этом все заканчивалось. Эта ситуация развратила обе стороны — и духовенство, и мирян. И сейчас мы стараемся это исправить. Быстро это не может получиться, но уже сейчас можно сказать, что есть определенные результаты.

Что касается грани между сознательным и сверхъестественным… В Церкви все взаимосвязано. Есть понятие, которое некоторое время назад вышло из богословского словаря на улицу и стало употребляться повсеместно — синергия. Это как раз слово, которое обозначает совместное действие благодати Божией и человеческой воли. Если человек стремится ко спасению, Господь ему помогает. Поэтому здесь трудно провести грань между сознательным и сверхъестественным. Человек должен подходить к таинству Крещения, как и ко всему в церковной жизни, осознанно. Тогда он воспримет то, что подает Господь Своей благодатью.

 

Нельзя быть крестным формально

 — Отличается ли Крещение детей и взрослых? Когда лучше крестить человека, в каком возрасте?

Здесь нельзя подходить с критериями «лучше, хуже». Как правило, крестятся уже взрослыми люди, которые выросли в неверующих семьях. Или, знаете, бывает так: мама верит в Бога, а папа нет. Родился ребенок, мама хочет его крестить, а папа категорически против.

— «Вырастет, сам выберет»

В этом нет какой-то большой трагедии, действительно, вырастет — сам решит. Но совершенно понятно стремление верующих родителей крестить своего ребенка — чтобы, помимо их усилий в его воспитании, еще было бы соучастие благодати Божией, которая помогает человеку справляться с недостатками и грехами. Поэтому ответ на вопрос, когда лучше крестить, зависит исключительно от ситуации в семье.

В Православной Церкви есть такое правило: мы крестим детей по вере их родителей. В крайнем случае, по вере бабушки, дедушки, которые имеют прямое отношение к воспитанию этих детей. Скажем, люди моего поколения — «бабушкины внуки». И меня, и очень многих моих близких друзей в Церковь привели бабушки. Наши мамы, папы уже не ходили в храм, а бабушки еще были церковными людьми.

Кроме того, в Церкви есть традиция давать детям восприемников от купели, то есть крестных. Сегодня у нас в обществе не очень правильное отношение к крестным — это как бы способ породниться, покумиться. А вообще, крестные — это православные христиане, которые берут перед лицом Церкви и общины (то есть верующих людей, прихожан храма) обязательство помогать родителям в духовном воспитании их детей, в их воцерковлении. В случае если, не дай Бог, ребенок остается сиротой, обязанность крестных — взять его к себе, воспитывать и заботиться о нем так же, как о своем родном ребенке. Вот изначальное предназначение крестных.

— Владыка, у нас есть такой вопрос на эту тему: «Хорошие знакомые попросили меня стать крестной матерью их годовалого сына. В окружении этой семьи вообще нет верующих, сами они от церковной жизни далеки, но ребенка крестить хотели бы и поэтому обратились ко мне. Я отказалась, хотя люди эти мне дороги. Объясню, почему. Территориальная удаленность, видимся в лучшем случае раз в год. У меня уже есть два маленьких крестника, и мне с моей рабочей и семейной занятостью (на руках пожилые родственники) даже для них организовать полноценную церковную жизнь не удается (родители детей к этому не прилагают никаких усилий, а я не всегда могу вырваться к ним, чтобы сводить детей на службу). Эти обстоятельства для меня постоянный источник расстройства — мучает совесть, что не получается быть добросовестной крестной матерью, дети недополучают внимания. И брать на себя ответственность еще за одного ребенка и ничего для него не сделать в плане воцерковления — это было бы безрассудно. Но я постоянно мыслями возвращаюсь к этому вопросу: ребенок живет без Крещения, родители к Богу не тянутся, а ведь так порой бывает, что именно через крещение малыша и родители входят в церковную жизнь. Правильно ли я поступила? И второй вопрос: а если родители никак не могут найти крестных для своего ребенка. Покрестят ли без них? Анастасия».

Анастасия поступила правильно. Я абсолютно согласен с ней в том, что формально брать на себя обязанности крестного, понимая, что ты ничего из этих обязанностей выполнить не сможешь, категорически не надо.

Что касается всего остального, надо полагаться на волю Божию. Вполне возможно, что ребенок вырастет, узнает о Боге, о Церкви и сам захочет креститься. Конечно, для любого церковного человека очень обидно, когда его близкие люди так живут. Но, с другой стороны, крестить ребенка неверующих родителей, не имея возможности каким-то образом им помогать, думаю, не стоит. И конечно же, в таком случае, если родители неверующие, крестить ребенка без крестных ни в коем случае нельзя. Анастасия может келейно молиться Богу за этого ребенка, просить Господа, чтобы Он «ими же веси судьбами», то есть так, как Он Сам знает, привел его к Себе.

— А можно ли быть крестным заочно? Этот вопрос из числа тех, которые часто задают священникам. И у нас в почте есть подобный, пишет Татьяна: «Моя близкая подруга живет в Петербурге. Эту подругу ее приятельница попросила стать крестной у ее сына. Но обстоятельства сложились так, что она не смогла, у самой маленький ребенок. Та девушка переживает и просит подругу стать заочной крестной, оправдывая это тем, что в советское время многие так делали, и такой опыт есть у ее родителей. Можно ли так поступить?»

Скорее всего, здесь получится то же самое, что и в предыдущем вопросе: это будет формальное назначение крестной, но реально она не сможет участвовать в духовном воспитании этого ребенка.

Относительно того, что «в советское время многие так делали»… Я уже говорил, что в советское время Церкви надо было просто выживать. К примеру, и заочное отпевание появилось только в советское время. Ни одна Поместная Православная Церковь не знает такого чина, как заочное отпевание. В советской России оно появилось как нечто исключительное. С чем это было связано? Арестовывают человека, дают десять лет без права переписки, расстреливают без суда и следствия, никто не знает, где он похоронен… Что остается делать его близким, которые в большинстве своем были тогда верующими, церковными людьми? Хоть как-то совершить церковную молитву о нем. Потом война. Уже сколько лет прошло, а до сегодняшнего дня находят останки наших солдат… Так этот обычай закрепился.

Точно так же и с заочными крестными. Чтобы покрестить ребеночка, выбирали деревенский храм, подальше от города, где никто не узнает, не потребует паспортов. Какие крестные, как их можно было на такое крещение собрать? Особенно если кто-то из родителей или крестных имел отношение к партии или комсомолу… Слава Богу, сейчас другое время, мы живем в другой стране. И от всех этих вещей, которые возникли во времена гонений и притеснений Церкви, сегодня нужно отказываться.

— Еще ряд вопросов, которые часто задают батюшкам. Обязательно ли крестному быть православным, воцерковленным человеком? Можно ли быть крестным, находясь в «гражданском браке»?

Быть православным, воцерковленным человекомдля крестного необходимо.Это человек, который должен учить вере, христианству, а как он будет учить, если сам он ничего не знает и христианской жизнью не живет?

Что касается человека, живущего в так называемом «гражданском браке» (то есть в сожительстве) — ему быть крестным категорически нельзя, ведь это человек, живущий во грехе, и не кающийся. Понятно, что нет человека, который бы чем-то не согрешал, и люди верующие не исключение. Но если они живут церковной жизнью, то они каются, исправляются, по крайней мере, работают над собой. «Гражданский брак» не допускается Церковью, и такой человек не может быть крестным так же, как он не может участвовать в каких-либо таинствах, кроме таинства покаяния.

— У нас на епархиальном сайте довольно часто задаются вопросы такого рода: «Скажите, пожалуйста, сколько будет стоить покрестить дочь, 9 месяцев?»…

Мы много раз говорили, и я могу еще раз повторить, что у нас нет прейскуранта. В храме человек жертвует ту или иную сумму на содержание этого храма. И обычно есть рекомендуемая сумма пожертвования за совершение треб, в разных храмах она может варьироваться. Но у нас в епархии абсолютно все настоятели и сотрудники свечных лавок, где оформляют требы, предупреждены, что если у человека нет возможности пожертвовать именно ту сумму, которая указана, он может пожертвовать столько, сколько сможет. Если человек неимущий, для него те таинства и требы, ради которых он обращается храм, совершают бесплатно. Я еще раз хотел бы всем об этом напомнить. А что касается возраста, никакого значения это не имеет.

video_prav

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. О Крещении и крестных


sob6


Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/kreshhenie-obeshhanie-bogu-dobrojj-sovesti


(123)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *